5-12/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 января 2016 года <...>
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Демехин С.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Квадратные метры» <данные изъяты>
установил:
в отношении ООО «Квадратные метры» уполномоченным лицом Управления ведущим специалистом-экспертом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по СЗФО ФИО1 25.09.2015 составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, выразившемся в неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшем непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Исходя из имеющихся в материалах дела документов, представленных для проведения проверки в соответствии с запросом о предоставлении документов и информации от 08.07.2015 следует, что Общество является организацией, осуществляющей деятельность по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, то есть действовало в чужих интересах, а именно: Общество по заключенным договорам-поручениям по продаже недвижимости, цель которых переход права собственности на недвижимое имущество, от имени и по поручению заказчика, за вознаграждение брало на себя обязательства представлять интересы заказчика на всех этапах сопровождения сделки, что подтверждается копиями договоров, присвоенным кодом ОКВЭД 70.31 - деятельность агенств по операциям с недвижимым имуществом (по данным ЕГРЮЛ ФНС), а так же п. 2.4 Устава Общества (деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом).
В связи с изложенными обстоятельствами в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон, Федеральный закон № 115-ФЗ) на Общество и его должностных лиц распространяются все обязанности, установленные статьей 7 Закона.
Административное правонарушение, допущенное Обществом выразилось в неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшем непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства, в том числе по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, а под организацией внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
В соответствии с п. 2 статьи 7 Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.01.2014г. № 58 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
В соответствии с вышеупомянутом Положением организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, подлежат постановке на учет в Росфинмониторинг в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица либо внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а равно внесения изменений в содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о юридическом лице в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Общество в проверяемом периоде не состояло на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу. Согласно почтовой квитанции, имеющейся в материалах дела, документы для постановки на учет направлены в уполномоченный орган лишь 07.09.2015.
В соответствии с п. 10 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.10 № 203 обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.
Специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля назначено в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона 115-ФЗ и соответствует квалификационным требованиям, изложенным в Постановлении Правительства Российской Федерации № 492 от 29.05.2014г. Однако в проверяемом периоде специальное должностное лицо ФИО2 приступила к исполнению своих должностных обязанностей только 19.06.2015г.
Также, в соответствии с п. 10 указанного выше приказа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей однократное обучение в форме целевого инструктажа должны пройти кроме руководителя организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета (при наличии должности в штате организации), руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации), а именно (для ООО «Квадратные метры»): юрист Лапидус А.В. с учетом назначения на должность с 01.02.2014г., в соответствии с Приказом Росфинмониторинга №203 обязана была пройти обучение в форме целевого инструктажа не позднее 01.02.2015г.
Однако, при проведении проверочных мероприятий, документы, подтверждающие прохождение целевого инструктажа юристом Общества в нарушение указанного выше Приказа Росфинмониторинга № 203, не предъявлены.
Одновременно, согласно Положению подготовка и обучение кадров проводится также в форме вводного и дополнительного инструктажа. Данный вид обучения проводится в Обществе, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
Тем не менее, отсутствие информации о прохождении юристом Общества целевого инструктажа дает основание полагать, что в Обществе не организована подготовка и обучение кадров в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона и в соответствии с Приказом Росфинмониторинга № 110 от 22.04.2015г «Об утверждении инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07 августа 2001 г. №115-ФЗ» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя и установить, в отношении физических лиц, следующие сведения:
- фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
- дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
Из представленных документов следует, что Обществом систематически не выявляется и не фиксируется гражданство, место и дата рождения клиента - физического лица, также не выявляется сумма и (или) дата совершения операции с недвижимым имуществом, вследствие чего внутренний контроль в Обществе не организован и не осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 п.1 ст.7 Закона.
Из представленных Обществом документов не усматривается исполнения им обязанности по принятию вышеуказанных мер в соответствии с пп.2 п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ.
В соответствии с п.7 ст.7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ Общество обязано не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Однако, документы (доказательства) подтверждающие осуществление действий, направленных на информирование о результатах проверки не представлены.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.6 Федерального Закона №115-ФЗ подлежит обязательному контролю также такая операция как зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Службой внешней разведки Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Данный перечень публикуется Федеральной службой по финансовому мониторингу.
На основании представленных документов и информации можно сделать вывод, что Обществом не осуществляются действия направленные на выявление операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пп.2 п.1 ст.6 Федерального Закона №115-ФЗ. В процессе проведения проверочных мероприятий, операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пп.2 п.1 ст.6 Федерального Закона №115-ФЗ выявлено не было.
В соответствии с п. 1.1 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
В п.п.4 п.1 ст.7. Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ поименованы сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым клиентами, которые организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, должны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции.
Обществом не представлено документов подтверждающих факт выявления и документального фиксирования таких сведений.
Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 № 209 (ред. от 10.04.2015) утверждено Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям (далее - Положение, Порядок)
В соответствии с п.7 Положения Информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал Службы, либо на машинном носителе.
В соответствии с п.8 Положения формат представления информации, структура передаваемого электронного сообщения, порядок формирования электронного сообщения и получения подтверждения о его принятии, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при представлении информации, а также телекоммуникационные каналы связи, используемые для передачи информации в электронной форме в соответствии с абзацем первым пункта 7 настоящего Положения, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110 утверждена Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Инструкция).
Также в соответствии с п.4 указанного Порядка информация о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями и индивидуальными предпринимателями в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.
Обществом не представлено документов подтверждающих факт направления в соответствии с вышеупомянутыми нормативными актами таких сведений в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
В процессе проведения проверки, было выявлено совершение клиентами ООО «Квадратные метры» при содействии (посредничестве) Общества 6 операций купли-продажи недвижимого имущества на общую сумму 22 900 000 (двадцать два миллиона девятьсот тысяч) рублей, подлежащих обязательному контролю, сведения по которым не фиксировались и не предоставлялись в уполномоченный орган. При этом на момент рассмотрения дела срок привлечения к ответственности не истек по пяти операциям, а именно, по сделкам: с ФИО3 на сумму 3420000 рублей от ДД.ММ.ГГГГ; с ФИО4 на сумму 3400000 рублей от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО5 на сумму 4370000 рублей от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО6 на сумму 3700000 рублей от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО7 на сумму 4870000 рублей от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в процессе проведения проверочных мероприятий было выявлено нарушение п.п. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ, а также Порядка представления сведений, установленного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 № 209 (ред. от 10.04.2015) (далее - ПОД/ФТ).
Организация и осуществление внутреннего контроля рассматривается как целостная система, направленная на своевременное выявление операций, подлежащих обязательному контролю, а также операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Отсутствие прохождения директором Общества обучений в форме целевого инструктажа в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ привело к объективной невозможности организации в Обществе внутреннего контроля в соответствии с нормами законодательства о ПОД/ФТ и принятия мер, связанных с постоянным осуществлением внутреннего контроля.
Таким образом, Обществом были нарушены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившиеся в неисполнении законодательства в сфере ПОД/ФТ в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшем непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Вина Общества в совершении указанного административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении, отсутствием документов, свидетельствующих о постановке Общества на учёт в МРУ Росфинмониторинга по СЗФО; отсутствием данных и документов, подтверждающих принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев клиентов; копиями договоров; актами об оказании услуг; актом проверки № 54 от 25.09.2015 года.
Приведенные доказательства получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка и отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении. Указанные доказательства являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ООО «Квадратные метры» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Общества ФИО8, не отрицая наличие события и состава административного правонарушения, просил признать допущенное правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием, дополнительно пояснил, что ООО «Квадратные метры», в связи с сложной ситуации на рынке услуг недвижимости, находится в трудном материальном положении.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также то, что у Общества и его руководителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, допущенное нарушение не может быть признано малозначительным. Каких либо данных об исключительности обстоятельств, позволяющих отнести правонарушение к малозначительным, не представлено и не выявлено.
При назначении административного наказания ООО «Квадратные метры»учитываю характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение Общества, отсутствие обстоятельств отягчающих и наличие смягчающего ответственность обстоятельства (признание вины), и считаю возможным назначить Обществу наказание в виде штрафа, при этом достаточных оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности, как наиболее строгого вида наказания, не имеется.
Частью 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкция ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие негативных последствий, имущественное и финансовое положение ООО «Квадратные метры», полагаю возможным снизить размер административного штрафа до 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать общество с ограниченной ответственностью «Квадратные метры» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде наложения административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.
Штраф следует перечислить на расчетный счет <***> Северо-Западное ГУ Банка России, БИК 044030001, ИНН <***>, КПП 784201001, Получатель - Управление федерального казначейства по г.Санкт-Петербургу (МРУ РОСФИНМОНИТОРИНГА ПО СЗФО лиц/счет- 04721681540), Код бюджетной классификации 72411612000016000140, ОКТМО - 40911000, предоставив квитанцию об уплате штрафа в отдел обеспечения судопроизводства Октябрьского районного суда города Архангельска.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.В. Демехин
Копия верна Судья С.В. Демехин