ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-12/2016 от 28.07.2016 Клетского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 5-12/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении.

Судья Клетского районного суда Волгоградской области (Клетский район, ст. Клетская ул. Луначарского 25) Белякова С.А., рассмотрев поступившие в Клетский районный суд материалы дела об административном правонарушении по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица:

исполнявшей обязанности начальника отдела образования Клетского муниципального района Волгоградской области ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>, о привлечении к административной ответственности сведений не имеется

У С Т А Н О В И Л:

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором Контрольно-счетной палаты Волгоградской области ФИО3 проведена камеральная проверка отдельных вопросов использования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение дошкольного и общего образования Клетским муниципальным районом Волгоградской области за 2014-2015 годы.

Проверкой установлено следующее.

В соответствии с Порядками учета и расходования субвенции, полученной из бюджета Волгоградской области для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в дошкольных и общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей Клетского муниципального района Волгоградской области, утвержденными Постановлением администрации Клетского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации постановления Правительства Волгоградской области № 265-п от 21 мая 2014 года «О мерах по реализации Закона Волгоградской области «О методиках расчета субвенций, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» (далее Постановление № 430) Отдел образования, находящийся по адресу: 403562, <адрес> г, определен главным распорядителем субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение дошкольного и общего образования в Клетском муниципальном районе Волгоградской области.

Согласно положению об Отделе образования, утвержденному постановлением главы Клетского муниципального района Волгоградской области от 20.03.2012 № 222 (с учетом изменений от 27.08.2012 № 741, от 08.10.2013 № 788 (далее Положение об Отделе образования), Отдел образования является структурным подразделением администрации Клетского муниципального района и является юридическим лицом. Согласно пункту 1.7. Положения об Отделе образования, Отдел образования является главным распорядителем бюджетных средств отрасли образования бюджета Клетского муниципального района, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет Клетского муниципального района Волгоградской области.

Согласно разделу 5 «Организация деятельности Отдела» Положения об Отделе образования, руководство деятельностью Отдела образования осуществляет начальник отдела образования, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой Клетского муниципального района (пункт 5.2.). Начальник отдела руководит Отделом образования на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Отдел образования задач и функции (пункт 5.3.). Начальник отдела открывает и закрывает счета в органах казначейства, совершает от имени Отдела образования банковские операции, подписывает финансовые документы (пункт 5.4.).

В соответствии с реестрами платежных поручений, администрации Клетского муниципального района Волгоградской области за 2015 год перечислено средств субвенции на осуществление образовательного процесса муниципальными дошкольными образовательными организациями в сумме <данные изъяты>, муниципальными общеобразовательными организациями в сумме <данные изъяты> тысяч рублей.

Условия предоставления межбюджетных трансфертов, в виде субвенции из бюджета Волгоградской области на образовательный процесс, определены Законом Волгоградской области от 10.01.2014 № 13-ОД «О методиках расчета субвенций, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» (далее Закон № 13-ОД) и постановлением Правительства Волгоградской области от 21.05.2014 № 265-п «О мерах по реализации Закона № 13-ОД О методиках расчета субвенций, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».

Согласно ст. 5 Закона № 13-ОД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов самостоятельно распределяют средства, предусмотренные законом Волгоградской области об областном бюджете, в соответствии с нормативами, определенными Администрацией Волгоградской области.

Нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях утверждены Постановлением № 265-п.

Пунктом 8 Порядка учета и расходования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Волгоградской области для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и пунктом 8 Порядка учета и расходования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Волгоградской области для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденных Постановлением № 265-п обусловлено, что финансовое обеспечение расходов на оплату труда работников муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций с начислениями на выплаты по оплате труда сверх размера субвенции, рассчитанной в соответствии с нормативами, осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов, а не за счет субвенций из областного бюджета.

По нормативам, утвержденным Постановлением № 265-п, 7-ми муниципальным образовательным организациям Клетского муниципального района в 2015 году должно быть предоставлено <данные изъяты> Однако вопреки требованиям указанных нормативных правовых актов и.о. начальника Отдела образования ФИО1 в ноябре - декабре 2015 года 7-ми муниципальным образовательным организациям произвольно рассчитаны сметы расходов на 2015 год свыше нормативов (в расчете на одного обучающегося, воспитанника, класс-комплект) на общую сумму <данные изъяты> рублей, а именно:

-по муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению (далее МКДОУ) <адрес>» норматив составил <данные изъяты>, смета расходов на 2015 год (по разделу, подразделу 0701 целевой статье 2017035) доведена на <данные изъяты> то есть свыше норматива на <данные изъяты>; расходы произведены на сумму <данные изъяты>, то есть свыше норматива на <данные изъяты>

- по МКДОУ <адрес> норматив составил <данные изъяты> смета расходов на 2015 год (по разделу, подразделу 0701 целевой статье 2017035) доведена на <данные изъяты>, то есть свыше норматива на <данные изъяты>; расходы произведены на сумму <данные изъяты> то есть свыше норматива на <данные изъяты>

- по МКДОУ «<адрес> норматив составил <данные изъяты>, смета расходов на 2015 год (по разделу, подразделу 0701 целевой статье 2017035) доведена на <данные изъяты> то есть свыше норматива на <данные изъяты>; расходы произведены на сумму <данные изъяты>, то есть свыше норматива на <данные изъяты>

- по МКДОУ <адрес>» норматив составил <данные изъяты>, смета расходов на 2015 год (по разделу, подразделу 0701 целевой статье 2017035) доведена на <данные изъяты> то есть свыше норматива на <данные изъяты>; расходы произведены на сумму <данные изъяты>, то есть свыше норматива на <данные изъяты>

- по муниципальному казенному образовательному учреждению (далее МКОУ) <адрес> норматив составил <данные изъяты>, смета расходов на 2015 год (по разделу, подразделу 0702 целевой статье 2027036) доведена на <данные изъяты> то есть свыше норматива на <данные изъяты>; расходы произведены на сумму <данные изъяты>, то есть свыше норматива на <данные изъяты>

- по <адрес>» норматив составил <данные изъяты> смета расходов на 2015 год (по разделу, подразделу 0702 целевой статье 2027036) доведена на <данные изъяты> есть свыше норматива на <данные изъяты> расходы произведены на сумму <данные изъяты> то есть свыше норматива на <данные изъяты>

- по <адрес>» норматив составил <данные изъяты>, смета расходов на 2015 год (по разделу, подразделу 0702 целевой статье 2027036) доведена на <данные изъяты>, то есть свыше норматива на <данные изъяты>; расходы произведены на сумму <данные изъяты> есть свыше норматива на <данные изъяты>

По итогам проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт , который подписан старшим инспектором КСП <адрес>ФИО3, начальником отдела образования Администрации Клетского муниципального района ФИО4, главным бухгалтером отдела образования Администрации Клетского муниципального района ФИО5, главным специалистом отдела образования Администрации Клетского муниципального района ФИО1.

По итогам проверки старшим инспектором инспекции по контролю расходов на образование, культуру и спорт контрольно - счетной палаты <адрес>ФИО3 в отношении должностного лица -исполнявшей обязанности начальника отдела образования Клетского муниципального района <адрес> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, который поступил на рассмотрение в Клетский районный суд.

Согласно протоколу об административном правонарушении, действия должностного лица ФИО1 квалифицированы как административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.3 КоАП РФ - нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления,

Исполнявшая обязанности начальника отдела образования Клетского муниципального района Волгоградской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, была уведомлена надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии ФИО1, либо об отложении слушания дела в суд не поступило. Соответственно со ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях если имеются сведения о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайства об отложении дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Материалы по факту административного правонарушения в отношении ФИО1 предоставлены в полном объеме, в связи с чем, в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, суд считает возможным не признавать ее участие в судебном заседании обязательным и рассмотреть дело об административном правонарушении в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Кроме того, в соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются в том числе наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Распоряжением главы администрации Клетского муниципального района Волгоградской области от 21.10.2015 г. № 317-л на время отсутствия начальника Отдела образования на ФИО1 с 22.10.2015г. возложено исполнение обязанностей начальника Отдела образования. В соответствии с частью 3 (должностные обязанности начальника Отдела образования) должностной инструкции начальника Отдела образования, утвержденной постановлением администрации Клетского муниципального района Волгоградской области от 23.09.2015 № 595, Начальник Отдела образования должен:

- участвовать в обеспечении контроля за использованием финансовых средств подведомственными учреждениями;

- организовывать и проводить работы по исполнению документов, реализация которых возложена на отдел;

- соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы и законы области, Устав муниципального образования.

По нормативам, утвержденным Постановлением № 265-п, семи муниципальным образовательным организациям Клетского муниципального района в 2015 году должно быть предоставлено 25587,7 тысяч рублей. Однако вопреки требованиям указанных нормативных правовых актов и.о. начальника Отдела образования ФИО1 в ноябре - декабре 2015 года 7-ми муниципальным образовательным организациям произвольно рассчитаны сметы расходов на 2015 год свыше нормативов (в расчете на одного обучающегося, воспитанника, класс-комплект) на общую сумму 3261,4 тысяч рублей, а именно:

-по муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению (далее МКДОУ) <адрес> норматив составил <данные изъяты>, смета расходов на 2015 год (по разделу, подразделу 0701 целевой статье 2017035) доведена на <данные изъяты>, т.е. свыше норматива на <данные изъяты>; расходы произведены на сумму <данные изъяты>, т.е. свыше норматива на <данные изъяты>

- по МКДОУ «<адрес> норматив составил <данные изъяты>, смета расходов на 2015 год (по разделу, подразделу 0701 целевой статье 2017035) доведена на <данные изъяты>, т.е. свыше норматива на <данные изъяты>; расходы произведены на сумму <данные изъяты> т.е. свыше норматива на <данные изъяты>

- по МКДОУ «<адрес>» норматив составил <данные изъяты> смета расходов на 2015 год (по разделу, подразделу 0701 целевой статье 2017035) доведена на <данные изъяты>, т.е. свыше норматива на <данные изъяты> расходы произведены на сумму <данные изъяты>, т.е. свыше норматива на <данные изъяты>

- по МКДОУ «<адрес> норматив составил <данные изъяты>, смета расходов на 2015 год (по разделу, подразделу 0701 целевой статье 2017035) доведена на <данные изъяты> т.е. свыше норматива на <данные изъяты>; расходы произведены на сумму <данные изъяты> т.е. свыше норматива на <данные изъяты>

- по муниципальному казенному образовательному учреждению (далее МКОУ) «<адрес>» норматив составил <данные изъяты>, смета расходов на 2015 год (по разделу, подразделу 0702 целевой статье 2027036) доведена на <данные изъяты>, т.е. свыше норматива на <данные изъяты>; расходы произведены на сумму <данные изъяты>, т.е. свыше норматива на <данные изъяты>

- по МКОУ «<адрес> норматив составил <данные изъяты>, смета расходов на 2015 год (по разделу, подразделу 0702 целевой статье 2027036) доведена на <данные изъяты>, т.е. свыше норматива на <данные изъяты>; расходы произведены на сумму <данные изъяты>, т.е. свыше норматива на <данные изъяты>

- по МКОУ «Манойлинская средняя общеобразовательная школа» норматив составил <данные изъяты>, смета расходов на 2015 год (по разделу, подразделу 0702 целевой статье 2027036) доведена на <данные изъяты>, т.е. свыше норматива на <данные изъяты>; расходы произведены на сумму <данные изъяты> т.е. свыше норматива на <данные изъяты>

Таким образом, при распределении между образовательными организациями Клетского муниципального района полученных из областного бюджета субвенций на образовательный процесс, и.о. начальника Отдела образования ФИО1 не руководствовалась требованиями Закона Волгоградской области от 10.01.2014 года № 13-ОД «О методиках расчета субвенций, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» и постановления Правительства Волгоградской области от 21.05.2014 № 265-п «О мерах по реализации Закона № 13-ОД О методиках расчета субвенций, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» и не соблюдала установленные указанными нормативными актами Нормативы.

Таким образом, ФИО1, в период с 22.10.2015 года по 13.01.2016 года исполняющей обязанности начальника Отдела образования, как главным распорядителем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, нарушены условия их предоставления.

Суд соглашается с выводами административного органа, указанными в протоколе об административном правонарушении, и считает, что действия ФИО1 по неправомерному распределению средств субвенции в ноябре - декабре 2015 года характеризуются единым умыслом и целью и верно квалифицированы как одно правонарушение.

Факт совершения правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № 44 от 30.06.2016 года (л.д. 3-7), актом камеральной проверки отдельных вопросов использования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение дошкольного и общего образования Клетским муниципальным районом Волгоградской области за 2014-2015 годы № 140 от 27.06.2016 года (л.д. 8-10), материалами проверки (л.д. 23-59), оцененными судьей в порядке ст. 26.11 КоАп РФ.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения предусмотренного ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях состоит в том, что виновное лицо нарушает условия предоставления межбюджетных трансферт.

Следовательно, исполняющая обязанности начальника Отдела образования Администрации Клетского муниципального района Волгоградской области ФИО1 в период с 22.10.2015 года по 13.01.2016 года совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.3 КоАП РФ, как главный распорядитель бюджетных средств, которому предоставлены межбюджетные трансферты, нарушила условия их предоставления.

При определении вида и меры административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, суд учитывает обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности содеянного исполняющей обязанности начальника Отдела образования Администрации Клетского муниципального района Волгоградской области ФИО1, данные о ее личности. Обстоятельств, смягчающих, отягчающих ответственность по делу судьей не установлено.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать исполняющую обязанности начальника Отдела образования Администрации Клетского муниципального района Волгоградской области ФИО1 виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>

Штраф оплатить в УФК по Волгоградской области (Контрольно-счетная палата Волгоградской области) штраф за нарушение бюджетного законодательства.

Разъяснить, что согласно статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о назначении штрафа в законную силу, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса.

Разъяснить, что согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ - неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50-ти часов.

Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья С.А. Белякова