ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-13-2017 от 29.03.2017 Крутинского районного суда (Омская область)

дело № 5-13-2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Крутинский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Балаковой О.В.

при секретаре Секисовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Крутинке 29 марта 2017 года материалы об административном правонарушении в отношении юридического лица, муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Крутинская школа искусств Омской области», ОГРН <***>, ИНН <***>/551801001 юридический адрес: <адрес> - в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Юридическим лицом, муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Крутинская школа искусств Омской области», осуществляется деятельность, не связанная с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при этом специальное разрешение (лицензия) обязательно.

В ходе плановой выездной проверки, проводимой на основании распоряжения Министерства образования Омской области от 27 января 2017 года № 240 «О проведении плановой выездной проверки муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Крутинская школа искусств Омской области», 6 марта 2017 года около 15 часов 00 минут установлено, что Учреждение осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии).

Учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии на право осуществления образовательной деятельности от 25 мая 2012 года , выданной Министерством образования Омской области для осуществления образовательной деятельности по программам художественно- эстетической направленности по адресу места осуществления образовательной деятельности: <адрес>

В ходе проверки установлено, что Учреждение не переоформило до 1 января 2017 года вышеуказанную лицензию в нарушение пункта 9 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; части 1 статьи 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в связи с изменением наименования юридического лица, изменением адреса места нахождения юридического лица и адреса места осуществления образовательной деятельности на основании Постановления Администрации Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области от 25.11.2013 № 44 «О присвоении адресного номера»: <адрес>

Кроме того на момент проверки установлено, что Учреждение осуществляет деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований.

Подпунктом «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской от 28.10.2013 № 966, предусмотрено наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.

При фактическом осмотре помещений, предназначенных для ведения образовательной деятельности по адресу: <адрес> установлено следующее:

в нарушение подпункта «6» пункта б Положения о лицензировании, пункта 5.12, 5.15 Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Фортепиано" и сроку обучения по этой программе, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года № 163; пункта 5.12, 5.15 Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Народные инструменты" и сроку обучения по этой программе, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года №162; пункта 5.12, 5.15 Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество" и сроку обучения по этой программе, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года № 159; пункта 5.12, 5.15 Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства "Живопись" и сроку обучения по этой программе, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года № 156; пункта 5.12, 5.15 Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства "Хореографическое творчество" и сроку обучения по этой программе, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2912 года № 158 (далее - ФГТ) у Учреждения отсутствуют следующие материально-технические условия, которые обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГ;

в Учреждении не оборудовано специализированное помещение, библиотека, т.е. Учреждение не укомплектовано в полном объеме печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы "Фортепиано", "Народные инструменты", а также изданиями музыкальных произведений и балетной литературы, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами хореографических произведений в объеме, соответствующем требованиям программы "Хореографическое творчество", а также изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы "Живопись", "Декоративно-прикладное творчество", а также по учебным предметам предметных областей "Теория и история музыки", «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «История искусств», «Теория и история искусств» (обеспечивается каждый обучающийся).

Кроме того, библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1- 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся, которыми Учреждение также не обеспечено.

Учреждением не представлен необходимый для реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства, а также в области декоративно-прикладного искусства натюрмортный фонд и методический фонд.

При реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства раздевалки в учреждении должны быть оборудованы душевыми для обучающихся и преподавателей.

В Учреждении также отсутствуют специализированные помещения для работы со специализированными материалами (фототека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал), необходимые для реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ. Концертный зал Учреждения не оборудован пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием.

Подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании, в качестве лицензионного требования предусмотрено наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» требования к условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ, устанавливаются федеральными государственными требованиями. Пунктом 5.13 Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства "Хореографическое творчество" и сроку обучения по этой программе, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года №158, установлено, что реализация программы "Хореографическое творчество" обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.

На момент проверки в Учреждении деятельность по реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства осуществляли преподаватели: ФИО2, преподаватель классического танца, народно-сценического танца, историко-бытового и современного бального танца, индивидуальных занятий по танцу; ФИО3, преподаватель ритмики, гимнастики, классического танца, историко-бытового и современного бального танца, индивидуальных занятий по танцу, которые имеют среднее профессиональное образование, - т.е. в Учреждении нет преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе с высшим профессиональным образованием, кроме того, стаж работы по данному направлению деятельности у вышеуказанных педагогов составляет менее 15 лет.

Данный факт подтвержден копиями документов: приказами Учреждения, штатным расписанием, тарификационным списком педагогических работников Учреждения, трудовым договором, копиями дипломов об образовании ФИО3, ФИО2, пояснениями руководителя Учреждения, экспертным заключением ФИО4

В соответствии с подпунктом «з» пункта 6 Положения о лицензировании, лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Однако на момент внеплановой проверки у Учреждения отсутствуют документы, подтверждающие наличие безопасных условий обучения в части соблюдения требований пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (заключения о соответствии объектов защиты обязательным требованиям пожарной безопасности) по адресу: <адрес>

В судебное заседание представитель Министерства образования Омской области не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Крутинская школа искусств Омской области», по доверенности, ФИО1, не отрицала, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, пояснила, что в настоящее время большая часть выявленных нарушений уже устранена, для полного устранения нарушений потребуется еще около десяти дней.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности, суд пришел к следующему.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными

В соответствии с ч.3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно протоколу об административном правонарушении № 27 от 06 марта 2017 года, составленному главным специалистом отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Омской области ФИО5, муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Крутинская школа искусств Омской области» осуществляется образовательная деятельность с нарушением лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «б», «д», «з» пункта 6 Положения о лицензировании, то есть с грубым нарушением лицензионных требований.

По мнению лица, составившего протокол об административном правонарушении, в деяниях муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Крутинская школа искусств Омской области» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу ч.2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина юридического лица, муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Крутинская школа искусств Омской области», в совершении инкриминируемого правонарушения подтверждена исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе следующими:

копией распоряжения Министерства образования от 27 января 2017 года № 240 «О проведении плановой выездной проверки муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Крутинская школа искусств Омской области»;

копией акта проверки Министерством Учреждения от 6 марта 2017 года № 272/16;

копией приказа Министерства от 14.06.2016 N2 27 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства образования Омской области, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях»;

копией лицензии Учреждения;

копией приказа комитета по культуре Администрации Крутинского муниципального района Омской области от 30 ноября 2011 года № 38 «О назначении на должность»;

копией запроса Министерства образования Омской области от 16.02.2017

копией письма территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы (Крутинский район) от 17.02.2017 ;

копией Постановления Администрации Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области от 25.11.2013 № 244 «О присвоении адресного номера»;

копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия

выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

копией штатного расписания Учреждения; .

копиями трудовых договоров, дипломов об образовании ФИО3, ФИО2;

копиями расписаний образовательной деятельности Учреждения;

копиями учебных планов по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам Учреждения;

экспертным заключение ФИО4;

справкой о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам Учреждения;

справкой о педагогических и научных работниках Учреждения;

справкой о наличии печатных, электронных образовательных и информационных ресурсов Учреждения;

копиями журналов групповых занятий Учреждения;

выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представленные суду доказательства являются допустимыми, достаточными в их совокупности для квалификации правонарушения по ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, суд считает доказанной вину юридического лица, муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Крутинская школа искусств Омской области», в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Суд пришел к выводу, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения названных правил, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельства, отягчающих административную ответственность, суду не представлено.

Принимая во внимание, что юридическим лицом начаты работы по устранению выявленных нарушений, но не устранены до конца, что выявленные нарушения продолжают создавать угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, по пояснениям представителя юридического лица необходимо не менее десяти дней для их устранения, суд считает целесообразным приостановить деятельность муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Крутинская школа искусств Омской области», поскольку менее строгий вид административного наказания, по мнению суда, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 ч1, с.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

п о с т а н о в и л:

Признать юридическое лицо, муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Крутинская школа искусств Омской области», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Крутинская школа искусств Омской области», на срок десять суток.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Крутинский районный суд в течение десяти дней.

Судья: