№ 5-1301/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 сентября 2018 года г. Казань
Судья Советского районного суда г. Казани Мельникова Ольша Васильевна,
при секретаре судебного заседания Лягиной М.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО1, <данные изъяты>,
установил:
в ходе проведения проверки совместно с Центром противодействия экстремизму МВД по РТ было установлено, что <дата изъята> религиозной группой вероисповедания Вайшнавизма в исполнительный комитет города Казани подано уведомление о проведении публичного мероприятия в целях создания в городе праздничной доброжелательной атмосферы, посредством воспевания традиционных, благоприятных индийских мантр, пропаганды культуры здорового образа жизни <дата изъята> с 12 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин. Форма проведения указанного мероприятия согласно уведомлению: праздничное уличное песнопение с шествием, сопровождаемое игрой на музыкальных инструментах и танцами.
Согласно рапорту оперуполномоченного ЦПЭ МВД по РТ ФИО от <дата изъята>, религиозной группой вероисповедания Вайшнавизма на территории г. Казани в парке имени Сайд ФИО2 примерно в 12 час.30 мин. осуществлялся сход людей, которые были одеты в соответствии с канонами данной религиозной группы. Мужчины были одеты в Дхоти, а женщины в Сари. На переносице у некоторых из лиц, принимающих участие в харинаме, была нанесена «тилака» и «уртхапундара» (в виде красного пятна, означает то, что тело есть храм бога, одновременно является символом преданности богу Кришне). В данном мероприятии принимало участие примерно 15-20 человек.
Организатором указанного мероприятия являлся представитель религиозной группы вероисповедания Вайшнавизма ФИО1, что подтверждается уведомлением о проведении публичного мероприятия <номер изъят> от <дата изъята>, объяснениями ФИО1
В процессе проведения харинамы указанные лица воспевали «маха-мантру»: <данные изъяты>. Данная песня является основой молитвенной практики последователей вышеуказанной религиозной группы. Все три слова, из которых состоит маха-мантра, являются именами Вишну. Данный факт был задокументирован на видеокамеру сотрудниками ЦПЭ МВД по РТ (видеоролик «00019. MTS»).
Согласно объяснению ассистента кафедры религиоведения, Казанского (приволжского) федерального университета Р. представленное мероприятие на видеоролике «00019. MTS» является публичным религиозным действием, во время которого постоянно читается маха-мантра (<данные изъяты>). Коллективное чтение маха-мантры в публичном месте сравнимо с публичной молитвой, религиозным действием, направленным на восхваление Кришны.
Данный факт послужил основанием для вынесения заместителем прокурора Советского района г. Казани постановления о возбуждении дела об административном правонарушении <дата изъята> по части 1 статьи 20.2 КоАП РФ в отношении ФИО1
Помощник прокурора Советского района г.Казани Хайруллин М.И. в судебном заседании просил привлечь ФИО1 к административной ответственности.
ФИО1 и его защитник Фролов М.А. вину не признали, пояснили, что факт проведения мероприятия не отрицают, также указали, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах, в случае если его проведение не создает угрозу обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников. Мероприятие проводилось не впервые, и было согласовано с органом местного самоуправления. Просили производство по делу прекратить.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, участвующие по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Условия и порядок реализации гражданами Российской Федерации гарантированного статьей 31 Конституции Российской Федерации права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регламентированы Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Рассматриваемый Федеральный закон предусматривает уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ.
В соответствии с частью 1 указанной статьи уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления определяется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2012 года N 91-ЗРТ "Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан" уведомление о проведении публичного мероприятия подается в письменной форме в администрацию муниципального образования - городского или сельского поселения, городского округа, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия, и должно содержать, в частности, цель публичного мероприятия с точной формулировкой предлагаемого к обсуждению вопроса и (или) события, вызвавшего причину проведения мероприятия.
Статья 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ под организатором публичного мероприятия понимает одного или нескольких граждан Российской Федерации, политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
При этом частью 4 указанной нормы на организатора возлагается, в частности, обязанность обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления; требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона; приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий.
Как видно из материалов дела, ФИО1 явился инициатором проведения в парке имени Сайд ФИО2 публичного мероприятия в целях создания в городе праздничной доброжелательной атмосферы, посредством воспевания традиционных, благоприятных индийских мантр, пропаганды культуры здорового образа жизни.
Следуя своему замыслу, ФИО1, выступая в роли организатора указанной акции, направил в исполнительный комитет муниципального образования города Казани уведомление о его проведении, в котором указал намеченное место и время проведения, а также и преследуемую им цель.
Между тем, во время публичного мероприятия его участники воспевали «маха-мантру»: <данные изъяты>, которая является основой молитвенной практики последователей вышеуказанной религиозной группы, суть которой, выходила за пределы избранного формата его проведения и не касалась создания в городе праздничной доброжелательной атмосферы, посредством воспевания традиционных, благоприятных индийских мантр, пропаганды культуры здорового образа жизни.
Несмотря на это, ФИО1 не принял мер к соблюдению условий проведения публичного мероприятия и прекращения его участниками нарушения закона.
Факт административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата изъята>; рапортами оперуполномоченного ЦПЭ МВД по РТ ФИО; объяснением ассистента кафедры религиоведения Казанского (приволжского федерального университета Р.; постановлением от <дата изъята> о проведении оперативно-розыскного мероприятия «Наблюдение» оперуполномоченного ЦПЭ МВД по РТ ФИО; уведомлением о проведении публичного мероприятия <номер изъят> от <дата изъята>, исходящего от руководителя религиозной группы вероисповедания Вайшнавизма М.М.А. и организатора публичного мероприятия ФИО1, в котором в качестве цели его проведения указано стремление создания в городе праздничной доброжелательной атмосферы и пропаганды культуры здорового образа жизни собственным примером; письмом от <дата изъята> руководителя аппарата ИКМО г.Казани о рассмотрении уведомления; рапортом УУП ОП №14 «Дербышки» УМВД России Б. от <дата изъята>; письменными объяснениями ФИО1; видеозаписью.
Перечисленные доказательства отвечают требованиям закона, относятся к обстоятельствам дела и потому с учетом положений статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются основанием для принятия постановления.
Совокупность доказательств позволяет прийти к выводу о том, что ФИО1, выступая в роли организатора публичного мероприятия, не выполнил, возложенные на него Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ обязанности по обеспечению соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанные в уведомлении, и должным образом не отреагировал на действия участников данной акции, не отвечающие целям ее проведения.
Приводимые защитником Фроловым М.А. доводы об отсутствии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения по тем мотивам, что пропаганда религии не является противоправной деятельностью, она разрешена законом, а также в результате совершенного действия общественно - опасные последствия не наступили, не принимаются.
Так согласно, пункту 2 статьи 16 федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются: в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения; в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения; в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий; в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями; на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве; в местах паломничества; на кладбищах и в крематориях; в жилых помещениях.
Поскольку данное действие происходит не в культовом сооружении или на прилегающей к нему территории, а в публичном месте, то оно направлено на пропаганду вероучения последователей «Международного общества сознания Кришны» (далее МОСК), образа жизни последователей МОСК и культовой практики среди людей, которые случайно оказались в этом месте.
Изложенное свидетельствует о наличии в содеянном ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа:
Получатель: УФК по Республике Татарстан (Прокуратура Республики Татарстан л/с <***>), ИНН <***>, КПП 165501001, р/с счет: 40101810800000010001, Отделение –НБ Республика Татарстан г.Казань, БИК 049205001, ОКТМО 92701000, КБК 41511690040046000140
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его вручения, либо получения копии определения.
Судья подпись О.В. Мельникова