ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1302/2023 от 23.01.2024 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 5-8/2024

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

23 января 2024 года Московская область, г. Серпухов,

ул. Ворошилова, д.186

Судья Серпуховского городского суда Московской области Шарабуряк Л.В.,

при помощнике судьи Максимовой Н.А.,

с участием:

законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», по доверенности ФИО1 на основании ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», ИНН/КПП <***>/502901001, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>, адрес осуществления деятельности: Московская область, г.о. Серпухов, д. Лужки,

УСТАНОВИЛ:

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» совершило нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, при следующих обстоятельствах:

20.12.2023 в 12.00 час в ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Лужки, при эксплуатации опасного производственного объекта: сеть газопотребления филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в городах Пущино, Серпухов, Серпуховском, Чеховском районах, рег. № А02-91532-0001, III класс опасности, допущены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: с 17.10.2023 по 20.10.2023 в соответствии с «Решением о проведении внеплановой выездной проверки» от 06.10.2023 № Р-210-1402-рш, проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» исполнение пунктов 1-10 Предписания Центрального управления Ростехнадзора об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 13.06.2023 № 6.1-0527вн-П/0074-2023, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 31 июля № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки Центрального управления Ростехнадзора ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» от 20.10.2023 № 6.1-1402вн-А/0563-2023.

В ходе проведения указанного мероприятия установлено, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» допущены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно:

1. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» эксплуатирует опасный производственный объект: - Сеть газопотребления филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в городах Пущино, Серпухов, Серпуховском, Чеховском районах, per. № А02-91532-0001, III класса опасности без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, в нарушение п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пп. 12 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

2. Не выполняются требования промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, а именно: не проведена экспертиза промышленной безопасности технических устройств шкафного газорегуляторного пункта (далее-ШРП) в связи с отсутствием в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, срок службы которых превышает двадцать лет, в нарушение ст. 9, ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 4. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила поведения экспертизы промышленной безопасности», утверждённых приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», по доверенности ФИО1 в судебном заседании вину в совершении вменяемого административного правонарушения не признал, показал, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» проводятся все возможные действия по устранению нарушений, однако земельный участок, на котором расположены объекты, наружный подземный стальной газопровод высокого давления и гарозеруляторный пункт шкафной РП-2 (ШРП) по договору ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» не передавался. Принимаются меры по устранению технических недочетов ШРП для производства экспертизы и отсутствии лицензии опасного производственного объекта. Серпуховским городским судом 28.06.2023 вынесено постановление о привлечении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, что препятствует повторному привлечению к административной ответственности за такие же нарушения.

Из письменных возражений представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следует, что 31.12.2014 распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) принято решение о прекращении права хозяйственного ведения федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории Центрального федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» (ФГУП «ГУССТ № 1 при Спецстрое России») и передаче Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Федеральная служба) Оздоровительного Комплекса Лужки (ОК Лужки) в состав которого входит опасный производственный объект (ОПО). Учреждение является некоммерческой организацией, обеспечивающей деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (Управление Федеральной службы), создано Федеральной службой для выполнения работ, оказания безвозмездного пользования и передаче указанных объектов недвижимости исх. <номер> от 14.08.2023. 20.10.2023 Бюджетное учреждение в очередной раз направило Федеральной службе письмо с просьбой о внесении изменений в Договор безвозмездного пользования и пролонгирования его. Более того, в данный момент Учреждением инициируется проведение закупочной процедуры на электронной торговой площадке, по результатам которой будет заключен договор на проведение ряда работ на территории ОК Лужки. Ближайший возможный временной промежуток заключения договора - февраль 2024 года. На основании заключенного договора подрядной организацией будут проводиться работы по подготовке технических планов зданий по внесению изменений в сведения Росреестра (ЕГРН) с целью уточнения местоположения, в том числе будет произведена подготовка деклараций на ОКС в количестве 20 штук, а также подготовка технических планов зданий в количестве 20 штук. В данной связи, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» считает, что приложило все возможные усилия по устранению нарушения в части отсутствия лицензии и не в силах повлиять на иное лицо - Федеральную службу, от которого напрямую зависит устранение такого нарушения. Таким образом, при оценке всех имеющихся фактов и действий, Учреждение считает, что в настоящем правонарушении отсутствует субъективная сторона (умысел или неосторожность) административного правонарушения, т.е. отсутствует факт вины и ответственность Бюджетного учреждения. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661 утверждено «Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (Положение о лицензировании). Абзацем а) пункта 4 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности (далее - лицензия) является наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на которых (в которых) размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах. Ростехнадзор разъяснил, что иным законным основанием права пользования объектом недвижимости являться документ, подтверждающий факт того, что пользователь получил от владельца или распорядителя имущества право на его использование в течение определённого периода и на условиях, установленных собственником. Границы права пользования определяются законом, договорами или иными правовыми основаниями (договор на право хозяйственного ведения, договор на право оперативного управления, договор аренды и т.п.). Между Федеральной службой (Ссудодателем) и Учреждением (Ссудополучателем) заключен договор безвозмездного пользования <номер> от 11.09.2022. Вместе с тем, границы права пользования в заключённом Договоре определены Ссудодателем в недостаточном объёме для соответствия лицензионным требованиям, в том числе отсутствуют сведения о передаче в пользование Ссудополучателя следующего недвижимого имущества: земельный участок, на котором расположены объекты; наружный подземный стальной газопровод высокого давления протяжённостью - 1359,9 п.м.; газорегуляторный пункт шкафной РП-2 (ШРП). Ввиду того, что перечисленные объекты недвижимости правообладателем (Ссудодателем) не переданы в пользование Учреждения, последнее не имеет никаких законных оснований выступать в качестве соискателя лицензии, по смыслу абз. а) пункта 4 Положения о лицензировании, при получении государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, а также внесении изменений в сведения содержащиеся в реестре ОПО. Привлекаемое лицо является подведомственной структурой Роспотребнадзора и в силу внутренних положений обязано сообщать о любых фактах проверок в отношении Бюджетного учреждения. Так, 14.06.2023 письмом Привлекаемое лицо уведомило Федеральную службу о проведении Ростехнадзором проверки. В свою очередь, Учреждение, при обнаружении отсутствия вышеупомянутых объектов, обратилось к Федеральной службе с письмом о внесении изменений в Договор безвозмездного пользования и передаче указанных объектов недвижимости исх. <номер> от 14.08.2023. 20.10.2023 Бюджетное учреждение в очередной раз направило Федеральной службе письмо с просьбой о внесении изменений в Договор безвозмездного пользования и пролонгирования его. Более того, в данный момент Учреждением инициируется проведение закупочной процедуры на электронной торговой площадке, по результатам которой будет заключен договор на проведение ряда работ на территории ОК Лужки. Ближайший возможный временной промежуток заключения договора - февраль 2024 года. На основании заключенного договора подрядной организацией будут проводиться работы по подготовке технических планов зданий по внесению изменений в сведения Росреестра (ЕГРН) с целью уточнения местоположения, в том числе будет произведена подготовка деклараций на ОКС в количестве 20 штук, а также подготовка технических планов зданий в количестве 20 штук. В данной связи, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» считает, что приложило все возможные усилия по устранению нарушения в части отсутствия лицензии и не в силах повлиять на иное лицо - Федеральную службу, от которого напрямую зависит устранение такого нарушения. Таким образом, при оценке всех имеющихся фактов и действий, Учреждение считает, что в настоящем правонарушении отсутствует субъективная сторона (умысел или неосторожность) административного правонарушения, т.е. отсутствует факт вины и ответственность Бюджетного учреждения. Пунктом 4 Приказа Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (Правила проведения экспертизы) установлено: техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям). В предмете Договора безвозмездного пользования № Д-30/332-2 от 11.09.2022 не поименован ШРП, то есть согласно условиям Договора и общим правилам гражданского права, ШРП не является переданным надлежащим образом и в установленном законом порядке, а фактическое владение и ответственность за правонарушения, непосредственно связанные с ШРП, несёт Ссудодатель, но никак не Ссудополучатель. Бюджетное учреждение, являясь добропорядочной стороной правоотношений, заведомо, ещё в марте 2022 года начало работы по восстановлению ШРП, в том числе был заключен договор <номер>-И от 01.03.2022 с ООО «ОВК+» на разработку проектной документации на техническое перевооружение и монтаж ШРП. 12.07.2022 АО «Мособлгаз» были выданы технические условия <номер> от 12.07.2022. В октябре того же года силами ГИП ООО «Миг-Плюс» в соответствии с техническими условиями АО «Мособлгаз» был подготовлен проект технического перевооружения в части установки пункта редуцирования газа ДРП-4 <номер>-Пр-ГСН. С момента выдачи проекта технического перевооружения Учреждением начали проводиться работы по устранению выявленных недочётов, замеченных при проведении работ. Одним из основных выявленных недочётов является: замена двух клиновых задвижек на газопроводах высокого и низкого давления, в связи чем Привлекаемым лицом был подготовлен запрос в АО «Мособлгаз» «Юг» о проведении работ от 20.06.2023 <номер>. В ответ на запрос о проведении работ АО «Мособлгаз» «Юг» направило в адрес Учреждения две сметы на проведение работ. Методом сопоставления рыночных цен Упреждение пришло к выводу о чрезмерного завышения цен со стороны АО «Мособлгаз» «Юг». В свою очередь Учреждением было принято решение о заключении Договора <номер>-ЕП от 29.08.2023 г. с ИП Б, предметом которого, является выполнение работ по замене двух клиновых задвижек на газопроводе высокого и низкого давления для нужд ОК Лужки Серпуховского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», срок выполнения работ: 10 рабочих дней с момента поставки материалов и оборудования. На дату подготовки настоящих возражений ИП Б не исполнил свои обязательства по договору (большое количество недобросовестных контрагентов в данной сфере), и Учреждение со своей стороны принимает действия по расторжению договора <номер>-ЕП от 29.08.2023 г. с соответствующими санкциями и заключению нового договора с новым подрядчиком. Таким образом, Учреждение, при условии того, что фактически ШРП не был передан в рамках договора безвозмездного пользования <номер> от 11.09.2022, осуществляет все возможные действия, направленные на устранение технических недочётов (нарушений) ШРП. Ввиду того, что Учреждением соблюдены все возможные (необходимые) меры по безопасному использованию ОПО, Привлекаемое лицо приходит к мнению, что при настоящем стечении обстоятельств суд может принять во внимание вышеуказанный факт в качестве смягчающего обстоятельства.

Выслушав законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», по доверенности, исследовав письменные материалы дела, судья считает установленным факт совершения юридическим лицом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Совершение юридическим лицом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» указанного административного правонарушения подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в административном деле, составленными в соответствии с требованиями действующего законодательства, не доверять которым оснований у судьи не имеется, а именно: решением заместителя руководителя Центрального Управления Ростехнадзора ФИО2 о проведении внеплановой выездной проверки № Р-210-1402-рис от 06.10.2023; решением заместителя прокурора Московской области П от 09.10.2023 о согласовании проведения внеплановой выездной проверки ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»; предписанием об устранении выявленных нарушений от 13.06.2023; актом выездной внеплановой проверки от 20.10.2023; протоколом осмотра территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов от 20.10.2023; предписанием об устранении выявленных нарушений от 20.10.2023; договором безвозмездного пользования федерального недвижимого имущества № Д-30/332-2 от 11.09.2022; актом приёма-передачи от 11.09.2022; свидетельством о регистрации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» как организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, в государственном реестре опасных производственных объектов от 10.05.2017; выпиской из ЕГРЮЛ; уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 11.12.2023: отчётом об отслеживании почтового отправления; протоколом об административном правонарушении № 6.1-1402вн-Пр/0300-2023 от 28.12.2023; протоколом о временном запрете деятельности от 28.12.2023.

Также судьёй исследованы документы, представленные законным представителем юридического лица: договор <номер> от 11.09.2022 безвозмездного пользования федерального недвижимого имущества; акт приема-передачи к договору <номер> от 11.09.2022; письмо ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в адрес руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.08.2023 <номер>; письмо Ростехнадзор от 03.07.2023 <номер> в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»; письмо ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.10.2023 <номер>; копия договора <номер>-И от 01.03.2022, заключенного с ООО «ОВК+» на выполнение работ по разработке проектной документации на техническое перевооружение и монтаж ШРП; копия технических условий <номер> от 12.07.2022 АО «Мособлгаз»; копия проекта технического перевооружения в части установки пункта редуцирования газа ДРП-4 № 13/22-ПР-ГСН; копия технического задания от 03.10.2022, стгласованного с ГИП ООО «Миг-Плюс»; копия запроса в АО «Мособлгаз» «Юг» о проведении работ <номер> от 20.06.2023; копия договора на выполнение работ <номер>-ЕП от 29.08.2023 с ИП Б с техническим заданием на замену задвижек в подземном исполнении на газопроводе по адресу оздоровительного комплекса «Лужки».

Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает, оснований им не доверять не имеется. Представленные доказательства соответствуют требованиям ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не противоречат действующему законодательству.

Анализируя изложенное, судья приходит к выводу о виновности юридического лица ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в совершении административного правонарушения, поскольку им нарушены требования промышленной безопасности, условия лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

При назначении административного наказания, судья учитывает характер административного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.

В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» принятие мер к устранению выявленных нарушений.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья не усматривает.

В силу статьи 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Исходя из изложенного, судья считает необходимым за совершение вышеуказанного административного правонарушения назначить юридическому лицу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» наказание в виде административного приостановления деятельности.

Согласно протоколу №6.1-1402вн-Пр/0301-2023 от 28.12.2023, запрещена эксплуатация (проведение работ, оказание услуг) опасного производственного объекта Сеть газопотребления филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в городах Пущино, Серпухов, серпуховском, Чеховском районах, рег. №А02-91532-0001, III класс опасности, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Лужки, принадлежащего ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» ИНН <***>, с 10.00 час 28.12.2023 до рассмотрения судом дела об административном правонарушении.

По настоящему делу наложение на ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» административного штрафа не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, исходя из характера выявленных нарушений и их последствий, в связи с чем, судья считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления на срок 27 (двадцать семь) суток деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», так как в противном случае продолжение деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», с учётом выявленных нарушений, может повлечь угрозу здоровью людей.

Разъяснить ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», что в соответствии с ч. 3 ст. 32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности может быть досрочно прекращено судьей, назначившим административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены, что, будет подтверждено заключением органа или должностного лица, составившими протокол об административном правонарушении, послужившим основанием наряду с другими доказательствами для назначения данного вида наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 9.1 ч. 1, ст. 23.1, ст. 29.9 –ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» на опасном производственном объекте Сеть газопотребления филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в городах Пущино, Серпухов, Серпуховском, Чеховском районах, рег. № А02-91532-0001, III класс опасности, по месту фактического осуществления деятельности по адресу: Московская область, г.о.Серпухов, д.Лужки, на срок 27 (двадцать семь) суток.

Срок административного приостановления деятельностиисчислять с 28 декабря 2023 года.

Постановление подлежит немедленному исполнению и исполняется судебным приставом-исполнителем.

Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Л.В. Шарабуряк