ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1307/18 от 15.11.2018 Новоалтайского городского суда (Алтайский край)

№5-1307/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Новоалтайск 15.11.2018 года

Судья Новоалтайского городского суда Алтайского края Барышников Е.Н.,

при секретаре Матюшенко Ю.Е.,

с участием заместителя Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Мацакова С.Н.,

законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Шестуна Б.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с постановлением от 15.06.2018 года о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, вынесенным заместителем Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Мацаковым С.Н. по итогам проведенной Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки, 22.05.2018 года в 11 часов установлено, что ООО «Аврора» осуществляет деятельность по размещению отходов производства и потребления на площадке, расположенной на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером НОМЕР, расположенном в 4100 м от южной границы п.Октябрьский Первомайского района в восточном направлении. Данный участок используется юридическим лицом на основании договора аренды от 14.11.2017 года, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района. В результате деятельности организации (так в постановлении) образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, аккумуляторы свинцовые отработанные, масла автомобильные отработанные, масла дизельные отработанные, масла индустриальные отработанные, масла трансформаторные отработанные, масла компрессионные отработанные, остатки дизельного топлива, пыль комбинированная, отходы растительных жиров, отходы животных жиров, отходы жироотделителей, масляные эмульсии и так дальше. На момент проведения проверки на ранее указанном земельном участке размещены отходы производства и потребления: упаковочный материал, пришедший в негодность; пластиковые стеклянные металлические бутылки и банки; полиэтиленовые полипропиленовые пакеты; пришедшие в негодность пластиковые части торгового оборудования: отходы сельского хозяйства. Также имеются следы розлива нефтепродуктов (моторного масла, дизельного топлива) и другие отходы. На полигоне среди прочего мусора размещены отработанные ртутные лампы в количестве 8 штук, одна из которых повреждена. Специальная тара для хранения поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп отсутствует. Специалистами Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай произведен отбор проб почв, согласно соответствующему протоколу испытаний на обследуемом земельном участке ООО «Аврора» допущена порча земель сельскохозяйственного назначения в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, поскольку выявлены превышение содержания в почве ПДК калия, фосфора, хлоридов, железа, марганца, цинка, нефтепродуктов, бензаперена и превышение индексов БГКП, энтерококков. Учитывая изложенные обстоятельства и опираясь на нормы законодательства Российской Федерации (статья 4, часть 1 статьи 34, части 1 и 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 12, 42, 77, пункты 1-2 статьи 78 Земельного кодекса РФ, статья 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», пункты 1.8, 2.4 ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ», пункты 5,6,32 приказа Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 года №525/67 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»), прокурор приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Аврора» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ. В вину ООО «Аврора» вменяется порча земель.

В судебном заседании заместитель Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Мацаков С.Н. доводы постановления поддержал, настаивал на привлечении ООО «Аврора» к административной ответственности путем назначения административного наказания в рамках санкции части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

В судебном заседании директор ООО «Аврора» Шестун Б.Е. вину в совершении юридическим лицом вмененного административного правонарушения не признал.

Защитники ООО «Аврора» Майор А.Е., Калашникова Ю.С. в судебном заседании указали на отсутствие вины ООО «Аврора» в совершении вмененного административного правонарушения, на предоставление земельного участка юридическому лицу без слоя плодородной почвы. Также в обоснование своей позиции указали на выдачу ООО «Аврора» лицензии на сбор и утилизацию ТБО, заключение договора аренды земельного участка в указанных целях, наличие постановления администрации Первомайского района о размещении на земельном участке ТКО, неоднократные попытки ООО «Аврора» в установленном порядке изменить категорию земель в отношении арендуемого участка. В целом отрицали наличие события и состава административного правонарушения.

Судья, выслушав мнение участников производства по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет в отношении юридических лиц административную ответственность в виде административного штрафа в размере от сорока до восьмидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток. Следовательно, объективную сторону данного административного правонарушения образуют, в том числе, действия, влекущие внесение в почву нехарактерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, элементов, организмов. При этом в норме права конкретизированы способы порчи земель в результате нарушения правил обращения с: пестицидами и агрохимикатами; иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами; отходами производства и потребления.

Из диспозиции части 2 статьи 8.6 КоАП РФ следует, что состав предусмотренного здесь административного правонарушения является материальным и предусматривает наступление вредных последствий в виде уничтожения плодородного слоя почвы или порчи земель, следовательно, в предмет доказывания по делу входит доказывание факта наступления обозначенных последствий.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в вину ООО «Аврора» вменена порча земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Вмененная порча земель произошла на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, расположенном в 4100 м от южной границы п.Октябрьский в восточном направлении в Первомайском районе.

Согласно Акту проверки соблюдения природоохранного законодательства от 22.05.2018 года выявлены неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером НОМЕР:49 для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение более 6 лет подряд, а также невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Акт и приложенные к нему фотоматериалы фиксируют факт обращения с отходами на ранее указанном земельном участке.

Также в материалы дела представлены протокол испытаний НОМЕР от 30.05.2018 года (фиксирующий содержание в почве ПДК калия, фосфора, хлоридов, железа, марганца, цинка, нефтепродуктов, бензаперена, индексы БГКП, энтерококков) и заключение экспертизы НОМЕР от 27.07.2018 года (фиксирующее ухудшение плодородия почв и порчу плодородного слоя на земельном участке с кадастровым номером 22:33:030211:49, расположенном в 4100 м от южной границы п.Октябрьский в восточном направлении в Первомайском районе Алтайского края (далее также – земельный участок)).

Изложенные обстоятельства, по мнению заместителя Алтайского межрайонного природоохранного прокурора и Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, указывают на наличие в действиях ООО «Аврора» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ (имеются нарушение правил обращения с отходами и веществами (захламление земельного участка отходами) и последствия такого нарушения в виде уничтожения плодородного слоя почвы и порчи почв).

С такими выводами должностных лиц нельзя согласиться по следующим причинам.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2 КоАП РФ).

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 КоАП РФ).

Согласно договору аренды земельного участка НОМЕР от 28.09.2011 года, заключенному между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района и ООО «Аврора», земельный участок был предоставлен в аренду ООО «Аврора» в целях размещения полигона твердых бытовых отходов (пункт 1.3 договора). Заключению данного договора предшествовало принятие постановления администрации Первомайского района от 09.09.2011 года НОМЕР «О предоставлении земельного участка в аренду ООО «Аврора» для размещения полигона твердых бытовых отходов» (л.д.173). Соглашением от 10.09.2014 года действие договора пролонгировано по 27.09.2017 года. Далее, 14.11.2017 года между теми же сторонами заключен новый договор аренды земельного участка НОМЕР

Категория земель (применительно к арендованному земельному участку изначально) – земли сельскохозяйственного назначения. Данная категория земель (применительно к арендованному земельному участку) сохраняется и в настоящее время (выписка из ЕГРН от 05.09.2018 года НОМЕР) (л.д.151). При этом вид разрешенного использования в настоящее время определен как специальная деятельность. Ранее вид разрешенного использования был определен как сельскохозяйственное использование (овраги) (выписка из ЕГРН от 23.05.2018 года НОМЕР) (л.д.14).

Наличие на земельном участке полигона ТКО предусмотрено генеральным планом муниципального образования Сибирский сельсовет Первомайского района Алтайского края, в котором отражено и перспективное изменение категории земель на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения.

При этом материалы дела об административном правонарушении содержат доказательства, указывающие на использование земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, расположенного в 4100 м от южной границы п.Октябрьский в восточном направлении в Первомайском районе Алтайского края, для целей размещения ТБО гораздо ранее, чем данной деятельностью на земельном участке стало заниматься ООО «Аврора» (получившее соответствующую лицензию Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 14.02.2012 года (л.д.24). Так, согласно справке администрации Сибирского сельсовета Первомайского района от 29.03.2016 года (л.д.170) постановлением администрации Первомайского района от 01.04.1998 года НОМЕР (л.д.171) земельный участок был отведен администрации Сибирского сельсовета для захоронения ТБО. В свою очередь, постановлением администрации Сибирского сельсовета от 19.05.2004 года НОМЕР земельный участок был предоставлен в аренду ООО СП «Росток» (л.д.172) в целях организации деятельности по сбору ТБО.

Далее, материалы дела об административном правонарушении содержат доказательства размещения на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, расположенного в 4100 м от южной границы п.Октябрьский в восточном направлении в Первомайском районе Алтайского края, карьера грунта по отсыпке насыпи для реконструкции федеральной автодороги М-52 «Чуйский тракт от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией» (в настоящее время – Р-256). Так, Актом НОМЕР (утвержденным постановлением главы администрации Первомайского района от 13.10.2009 года НОМЕР) по итогам работы комиссии с участием, в том числе, ГУП «Новоалтайское ДСУ №7» было согласовано размещение ранее обозначенного объекта (карьера) (л.д. 139-140). Участниками производства по делу об административном правонарушении факт размещения карьера и проведения соответствующих работ не оспаривался. Это подтверждается и ответами на запросы Новоалтайского городского суда Алтайского края от 19.09.2018 года (л.д. 149-150) ГУП ДХ АК «Северо-Восточное ДСУ» от 03.10.2018 года НОМЕР (л.д.176), администрации Первомайского района Алтайского края от 25.10.2018 года НОМЕР (том 2). Так, согласно последнему ответу, земельный участок в период с 02.09.2009 года по 01.07.2011 года находился в пользовании Новоалтайского ДСУ №7 (в настоящее время – Северо-Восточное ДСУ), целью предоставления в пользование был определен карьер. По окончании периода использования земельный участок претерпел изменения ландшафта. При этом, согласно обоим ответам, земельный участок был рекультивирован путем восстановления почвенного слоя. При этом какие-либо документы, свидетельствующие о проведении рекультивационных работ, у Северо-Восточного ДСУ и администрации Первомайского района отсутствуют.

Таким образом, до предоставления земельного участка в аренду ООО «Аврора» земельный участок уже использовался для размещения твердых коммунальных отходов (2004-2009 годы), а впоследствии (2009-2011 годы) – в промышленных целях путем разработки на земельном участке карьера по отсыпке насыпи для реконструкции федеральной автодороги М-52 (Р-256). При этом в материалы дела об административном правонарушении не представлены доказательства проведения рекультивации земель до предоставления земельного участка в аренду ООО «Аврора». Информацию о проведении рекультивации, содержащуюся в ответах администрации Первомайского района и Северо-Восточного ДСУ, судья оценивает критически в силу непредставления соответствующих подтверждающих документов. При этом допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля глава Сибирского сельсовета АДРЕС (на территории данного муниципального образования находится земельный участок) Боронин О.В. последовательно указывал на факт непроведения работ по рекультивации земель.

Таким образом, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства, достоверно свидетельствующие о предоставлении земельного участка в аренду ООО «Аврора» с восстановленным слоем почвы, после рекультивационных работ, без содержания в земельном участке вредных веществ, элементов, соединений. При этом судья учитывает, что согласно выводам эксперта в заключении НОМЕР от 27.07.2018 года (л.д. 57-65) «определить, когда началось уничтожение плодородного слоя почвы…не представляется возможным ввиду отсутствия у эксперта необходимых данных», «для определения возможности использования земельного участка с кадастровым номером 22:33:030211:49, расположенного по адресу: Алтайский край, Первомайский район, на расстоянии примерно в 4100 м от южной границы п.Октябрьский в восточном направлении в период с сентября 2011 года согласно категории земельного участка под сельскохозяйственное производство необходимы соответствующие данные о состоянии плодородного слоя на данном участке, данные химико-токсикологических исследований и иные данные, характеризующие рассматриваемый участок в указанный период времени. Из-за отсутствия таких данных у эксперта ответ на поставленный вопрос дать невозможно».

Аналогично, по мнению суда, при ранее изложенных обстоятельствах невозможно дать достоверный ответ, вследствие каких причин наступила порча земель в рамках арендованного ООО «Аврора» земельного участка, явилась ли эта порча результатом хозяйственной деятельности ООО «Аврора», или же она стала результатом предшествующей деятельности других хозяйствующих субъектов (в последнем случае неизбежно следует ответ о невозможности порчи земель, поскольку невозможно портить то, что уже испорчено). Не ясно, когда (какова давность) и, следовательно, вследствие чего в земле появились элементы, вещества, соединения, указанные в акте исследования и в заключении эксперта. Как следствие, судья приходит к выводу о недоказанности вмененного ООО «Аврора» материального состава административного правонарушения.

В целом, судья находит дело об административном правонарушении подлежащим прекращению.

Руководствуясь статьями 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Аврора» прекратить.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья Е.Н. Барышников