ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-130/2023 от 13.12.2023 Кольского районного суда (Мурманская область)

Дело № 5-130/2023

***

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Российская Федерации, Мурманская область 13 декабря 2023 года

<...>

Судья Кольского районного суда Мурманской области Трофимова А.Р., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ФИО4, *** года рождения, ***, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

*** государственным инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов пограничного поста в п. Видяево отделения (погз) в г. Полярный Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО4

Согласно протоколу об административном правонарушении, ФИО4 в период *** до ***, являясь должностным лицом – специалистом, ответственным за добычу (вылов) водных биологических ресурсов, при осуществлении промышленного производства в интересах ИП ФИО2 по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов , выданному *** Североморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству пользователю ИП ФИО2, в акватории адрес***, относящейся к внутренним морским водам Российской Федерации, в нарушение п. 14.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.052021 № 292 «Об утверждении правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна» (далее – Правила рыболовства), вел учет добычи (вылова) водных биологических ресурсов – ежа морского зеленого, с искажением фактических размеров улова – при фактической добычи 480 кг ежа морского зеленого, указал в рыболовном журнале от ****** кг, таким образом, имел в месте добычи неучтенные в рыболовном журнале водные биологические – ежа морского зеленого массой ***, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО4, будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, пояснив, что вину в совершенном правонарушении признает, просил о применении к нему минимального наказания.

Представитель органа административной юрисдикции, будучи надлежаще уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении в отношении ФИО4 не явился.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Согласно статьям 34, 35 Федерального закона РФ от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона РФ от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной продукции.

Таким образом, рыболовство – это деятельность, которая не ограничивается рамками добычи (вылова) водных биоресурсов, а представляет собой приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, как специализированные виды рыболовства.

Статьей 10 Федерального закона РФ от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что водные биологические ресурсы находятся в федеральной собственности.

При этом согласно ч. 3 ст. 10 указанного закона, юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ст. 43.1 Федерального закона РФ № 166-ФЗ Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна утверждены Приказом Минсельхоза России от 13.05.2021 № 292 «Об утверждении правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна» и регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна, за исключением водных объектов или их частей, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в пределах которых рыболовство запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации в указанных районах (далее – Правила рыболовства).

Пунктом 14.3 Правил рыболовства запрещается иметь на борту судов и плавучих средств, на рыболовных участках или в местах добычи (вылова) при осуществлении рыболовства за пределами рыболовных участков, а также в местах производства рыбной продукции, произведенной из уловов водных биоресурсов, водные биоресурсы, в том числе их фрагменты (части) и (или) рыбную продукцию из них, не учтенные в промысловом журнале, технологическом журнале, приемо-сдаточных документах; вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова водных биоресурсов, его видового состава, используемых орудий добычи (вылова), сроков, видов использования и способов добычи (вылова), а также без указания района добычи (вылова) или с указанием неверного наименования района (места) добычи (вылова).

Согласно п. 9.2 Правил рыболовства, капитан судна или судоводитель маломерного судна (в случае отсутствия на таком маломерном судне должности капитана судна) или лицо (лица), ответственное (ответственные) за добычу (вылов) водных биоресурсов, указанные в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, организует работу по добыче (вылову) водных биоресурсов на рыболовных участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыболовных участков); распределяет обязанности между работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя и обеспечивает соблюдение Правил рыболовства.

В соответствии с п. 3, п. 10 п.п. «м» «Правил оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2022 № 2066, выдача разрешений производится территориальными органами Федерального агентства по рыболовству на основании заявлений о выдаче разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, представленных российскими не находящимися под контролем иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, юридическими лицами.

В заявлении о выдаче разрешения указываются, в том числе, фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица (лиц), ответственного за добычу (вылов) водных биологических ресурсов и за внесение информации в рыболовный журнал, а также лица, его замещающего (при необходимости), - при осуществлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов без использования судна.

Аналогичные положения о правилах оформления, выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений содержались с «Правилах оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2008 № 775. Как следует из протокола об административном правонарушении, ФИО4 в период *** до ***, являясь должностным лицом, при осуществлении промышленного производства по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в акватории адрес***, относящейся к внутренним морским водам Российской Федерации, вел учет добычи (вылова) водных биологических ресурсов – ежа морского зеленого, с искажением фактических размеров улова – при фактической добычи *** ежа морского зеленого, указал в рыболовном журнале ***

Из объяснений ФИО4 от *** следует, что допустил нарушение по не внимательности.

Североморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству на имя ИП ФИО2*** выдано разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов – морской еж зеленый, в районе Баренцева моря и прилегающих районов, сроком до ***, квотой – 30 т.

Между ИП ФИО2 и ФИО4 *** заключен договор подряда на добычу (вылов) водных биологических ресурсов . На основании приказа от *** ИП ФИО2, ФИО4 назначен на должность специалиста, ответственным за добычу (вылов) водных биологических ресурсов на период с *** по ***.

*** в разрешение внесены изменения, где ответственным за добычу (вылов) водных биоресурсов является ФИО4

Согласно сведениям, изложенным в рыболовном журнале (владелец квоты ИП ФИО2), отражена добыча *** морского ежа.

Согласно акту от *** контроля приемки, выгрузки или перегрузки уловов водных биоресурсов и произведенной из них рыбной продукции в морском порту, месте доставки (выгрузки) или на другие суда, с судна с бортовым номером (судовладелец ИП ФИО2) произведена выгрузка на причале адрес***, на основании разрешения на добычу кг морского ежа. Имеется соответствующее свидетельство о поверке .

Согласно заключению ихтиологической экспертизы от ***, представленные на экспертизу биологические объекты – *** иглокожих – относятся к ежу морскому зеленому.

Из заключения эксперта ФИО3 от *** следует, что стоимость одного килограмма ежа морского зеленого по состоянию на *** года составляет 198,30 рублей.

Указанное выше заключение эксперта составлено в полном соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», стандартами, обязательными для применения, в соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли в Российской Федерации.

Оснований не доверять либо ставить под сомнение представленное заключение, не имеется. Объективных доказательств, опровергающих его выводы, равно как и данных об ином видовом составе биоресурсов, его количестве, не представлено.

Таким образом, указанное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаются судьей в качестве допустимого доказательства.

При оценке приведенных доказательств судья учитывает также принцип презумпции добросовестности должностных лиц, заложенный в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Личная заинтересованность сотрудников пограничного контроля в исходе дела не установлена.

Определением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов пограничного поста в п. Видяево отделение (погз) в г. Полярный ПУ ФСБ России по западному арктическому району от *** в отношении ФИО4 возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

*** в отношении ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении.

Факт совершения ФИО4 вмененного ему административного правонарушения подтверждается указанными выше документами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении, протоколом опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, актом от *** контроля приемки, выгрузки или перегрузки уловов водных биоресурсов и произведенной из них рыбной продукции в морском порту, месте доставки (выгрузки) или на другие суда, копией рыболовного журнала , договором подряда на добычу (вылов) водных биологических ресурсов с приложением, разрешением с внесенными измененными, заключениями экспертов, протоколом об административном правонарушении от ***.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При оценке указанных доказательств учитывается также принцип презумпции добросовестности должностных лиц, заложенный в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Данных о заинтересованности инспектора ФИО1, обнаружившего административное правонарушение, в исходе дела при рассмотрении административного материала не установлено, оснований ставить под сомнение изложенные ими факты не имеется. Каких-либо противоречий в представленных доказательствах и сомнений относительно виновности ФИО4 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Проанализировав приведенные выше доказательства, прихожу к выводу о доказанности вины должностного лица - специалиста, ответственным за добычу (вылов) водных биологических ресурсов, ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предметом административного правонарушения явились водные биоресурсы.

В соответствии с санкцией части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях кратность, применяемая к исчислению суммы административного штрафа, для должностных лиц определяется от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой;

Как указано выше, общий вес неучтенных водных биологических ресурсов, явившихся предметом рассматриваемого правонарушения, составляет ***.

С учетом стоимости 1 кг ежа морского зеленого, определенной заключением эксперта от *** по состоянию на *** года – 198,30 рублей, минимальный размер административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае составляет 11501,40 рублей (109,30 рубль х 58 кг).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

В порядке ст.4.2 КоАП РФ, в качестве обстоятельств, смягчающих наказание, судом признается полное признание ФИО4 своей вины, раскаяние в содеянном.

Определяя вид административного наказания, нахожу возможным подвергнуть ФИО4 наказанию в виде административного штрафа в минимальном размере, то есть в размере 11501,40 рублей без конфискации орудия совершения административного правонарушения.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой прекращение производства по делу об административном правонарушении, органом административной юрисдикции не допущено.

Иных обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

В соответствии со статьей 4.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

В связи с отсутствием мнения лица, привлекаемого к административной ответственности, относительно размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, в силу части 1 статьи 4.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос возмещения данного вреда, может быть предметом гражданско-правового спора.

Вещественные доказательства по делу отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 8.17, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО4 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 11501 (одиннадцать тысяч пятьсот один) рубль 40 (сорок) копеек без конфискации орудия совершения административного правонарушения.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

***

***

***

***

***

***

***

Разъяснить ФИО4, что в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.

Неуплата штрафа в установленный законом срок влечет административную ответственность по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1000 рублей либо административный арест на срок до 15 суток либо обязательные работы на срок до 50 часов.

Копию документа об уплате штрафа необходимо представить в Кольский районный суд Мурманской области.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение десяти дней со дня вручения (получения) копии постановления.

Судья А.Р. Трофимова