Дело № 5-1318/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 августа 2020 года <...>
Резолютивная часть объявлена18 августа 2020 года
Судья Псковского городского суда Псковской области Тесёлкина С.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги», ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.09.2003, зарегистрированного по адресу: 107174, <...>,
УСТАНОВИЛ:
21.04.2020 года в 13 час 40 минут на ж/д станцию Себеж в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе поезда № 2609 прибыл железнодорожный вагон № 59451203 с товаром «продовольственная пшеница твердых сортов», следовавший из России в Латвию.
В 14 часов 50 минут 21.04.2020 в таможенный орган - таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни, расположенный в месте убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза - представителем перевозчика ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») - агентом по передаче грузов линейного агентства фирменного транспортного обслуживания (ЛАФТО) для получения разрешения на убытие товара с таможенной территории Евразийского экономического союза были представлены: декларация на товары № 10311010/130420/0015586, ж/д накладная № 28860614 от 14.04.2020, разрешительный документ (фитосанитарный сертификат № 428340601130420002 от 13.04.2020) на товар «продовольственная пшеница твердых сортов», код товара 1001190000 ТНВЭД ЕАЭС. Отправитель: ООО «ПРИМА СЕРВИС» (Россия). Получатель: ASDOBELESDZIRNAVNIEKS (Латвия).
Поскольку предъявленный фитосанитарный сертификат был выдан на партию товара «продовольственная пшеница твердых сортов», перемещаемую в железнодорожном вагоне № 95451203, должностным лицом таможенного органа т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни перевозчику ОАО «РЖД» был направлен запрос о необходимости предоставления фитосанитарного сертификата на партию товара «продовольственная пшеница твердых сортов», перемещаемую в железнодорожном вагоне № 54951203, для выдачи разрешения на убытие товара с таможенной территории ЕАЭС.
Запрашиваемый фитосанитарный сертификат перевозчиком ОАО «РЖД» предоставлен не был.
В связи с чем, усмотрев в действиях ОАО «РЖД» состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, выразившимся в несоблюдении установленных таможенным законодательством запретов и ограничений, а именно: при вывозе подкарантинной продукции «продовольственная пшеница твердых сортов» с территории РФ в Латвию не предоставлен фитосанитарный сертификат необходимый для целей подтверждения безопасности вывозимого товара в части карантинных фитосанитарных требований, 22 мая 2020 года старший уполномоченный по ОВД отдела административных расследований Псковский таможни ФИО1 составил протокол об административном правонарушении.
Представитель ОАО «РЖД» ФИО2 вину в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не признал, полагал административное производство возбуждено незаконно, поскольку запреты и ограничения ОАО «РЖД» были выполнены.
Также пояснил, что ОАО «РЖД» осуществляло перевозку в соответствии с соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), согласно которому все сведения в товаросопроводительные документы вносятся грузоотправителем, в связи с чем, именно отправитель отвечает за достоверность внесенных им сведений. Перевозчик проверяет наличие документов указанных в накладной, а не правильность внесенных в неё сведений.
В соответствии со статьями 16 и 22 указанного соглашения перевозчик не обязан проверять правильность и достаточность сопроводительных документов, приложенных отправителем к накладной.
Отмечено также, что в представленном фитосанитарном сертификате отправителем допущена техническая ошибка при указании номера вагона. При этом номер вагона является полезной информацией, дополняющей фитосанитарный сертификат, так как он выдается не на транспортное средство, в котором товар перевозится, а на партию товара.
Поскольку отсутствует событие административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению. В случае, если судом будет установлено наличие события административного правонарушения представитель ОАО «РЖД» в связи с малозначительностью правонарушения просил назначить наказание в виде предупреждения, применив ст. 2.9 КоАП РФ.
Представитель Псковской таможни ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержал. Возражал против признания административного правонарушения малозначительным, поскольку ОАО «РЖД» неоднократно привлекалось к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП, в связи с чем полагал возможным назначить административное наказание в виде штрафа.
Выслушав представителя ОАО «РЖД» ФИО2, представителя Псковской таможни ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подпункт 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Пунктами 1 и 3 статьи 7 ТК ЕАЭС определено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.
В соответствии с п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно п. 1 ст. 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.В силу п.1 ст. 89 ТК ЕАЭС при международной перевозке железнодорожным транспортом при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет: транспортные (перевозочные) документы; передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, а также сведения о: отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); станции отправления и станции назначения товаров (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах); идентификационных номерах контейнеров.
В соответствии с п. 3 Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.09.2015 № 995 и устанавливающими порядок осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе», контроль за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации таможенными органами в форме документарной проверки.
Пунктом 3.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее – Положение), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе», карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.
Согласно пункту 2.1 Положения «фитосанитарный сертификат» - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений, заключенной в г. Риме 17.11.1997, и удостоверяющий, что подкарантинная продукция соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера.
В силу пункта Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 № 293 фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.
Установленная Международной конвенцией по карантину и защите растений форма сертификата содержит графы (части) «количество мест и описание упаковки», а также «заявленный способ транспортировки».
Руководство по фитосанитарным сертификатам Международного стандарта по фитосанитарным мерам (МСФМ № 12) предписывает заполнять часть сертификата «количество мест и описание упаковки» в соответствии со следующими требованиями: «включать достаточно подробную информацию, чтобы дать возможность национальной организации по карантину и защите растений импортирующей страны идентифицировать груз и составляющие его части и, в случае необходимости, проверить их размер. Номера контейнеров и/или вагонов являются полезным дополнением к описанию упаковки и могут быть включены здесь, если известны»; часть сертификата «заявленный способ транспортировки» заполняется с использованием таких терминов, как «морской, воздушный, автомобильный, железнодорожный, почтовый и пассажирский» с указанием названия судна и номера рейса корабля или самолета, если они известны.
Следовательно, указание в фитосанитарным сертификате номера вагона не является обязательным.
Судьей из материалов дела установлено, что 21.04.2020 года в 13 час 40 минут на ж/д станцию Себеж в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе поезда № 2609 прибыл железнодорожный вагон № 59451203 с товаром «продовольственная пшеница твердых сортов», следовавший из России в Латвию.
В 14 часов 50 минут 21.04.2020 в таможенный орган - таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни, расположенный в месте убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза - представителем перевозчика ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») - агентом по передаче грузов линейного агентства фирменного транспортного обслуживания (ЛАФТО) для получения разрешения на убытие товара с таможенной территории Евразийского экономического союза были представлены: декларация на товары № 10311010/130420/0015586, ж/д накладная № 28860614 от 14.04.2020, разрешительный документ (фитосанитарный сертификат № 428340601130420002 от 13.04.2020) на товар «продовольственная пшеница твердых сортов», код товара 1001190000 ТНВЭД ЕАЭС. Отправитель: ООО «ПРИМА СЕРВИС» (Россия). Получатель: ASDOBELESDZIRNAVNIEKS (Латвия).
При проверке указанных документов было выявлено, что предъявленный фитосанитарный сертификат был выдан на партию товара «продовольственная пшеница твердых сортов», перемещаемую в железнодорожном вагоне № 95451203.
Из письма ООО «ГРЭЙНПРОМ», полученного Псковской таможней 22.04.2020, следует, что при оформлении фитосанитарного сертификата № 42834060113042002 была допущена ошибка в номере вагона, выпущен новый с номером № 428340601220420013. Аналогичная информация содержится в письме отправителя ООО «Прима Сервис».
Поскольку допущенная явная техническая описка в первых двух цифрах номера вагона, в котором перевозился подкарантинный груз, при указании его в фитосанитарном сертификате не свидетельствуют о недействительности представленного ОАО «РЖД» фитосанитарного сертификата № 428340601130420002 от 13.04.2020, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ОАО «Российские железные дороги», прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня изготовления постановления в полном объеме.
Судья С.М. Тесёлкина