ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1319/19 от 03.10.2019 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 5-1319/19

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 октября 2019года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Чеснокова Е.В. при секретаре Лютой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ООО «РЖД»), ИНН <***>, КПП 770801001, ОГРН <***>, ОКПО 00083262, дата государственной регистрации 23.09.2003года, юридический адрес: <...> (дело об АПН № 10012000-1500/2019),

У С Т А Н О В И Л:

12.12.2018 года во временную зону таможенного контроля (ВЗТК), созданную Распоряжением № 18-р от 13.11.2018 «О создании временной зоны таможенного контроля в регионе деятельности таможенного поста МАПП Мамоново Калининградской областной таможни»; место нахождения: Железнодорожная станция Мамоново Калининградской железной дороги (адрес: Е38450, <...>), прибыл железнодорожный вагон тип 480W, серийный заводской номер 0079, №5348174-0 в составе поезда № 3852 индексом № И0280503-1025, следующий из Польской Республики в Калининградскую область (РФ), по товаросопроводительным документам: железнодорожной накладной дорожной ведомости №00037028 от 10.12.2018); счёту-проформе №1 от 15.12.2018.

В этот же день для помещения указанного выше товара под таможенную процедуру таможенного транзита ООО «Таможенно-брокерское Агентство», действующим от имени ОАО «РЖД», на т/п МАПП Мамоново с использованием единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов подана электронная транзитная декларация.

Электронная транзитная декларация (далее - ЭТД) принята и зарегистрирована таможенным органом за № 10012120/121218/0006027.

Согласно сведениям ЭТД № 10012120/121218/0006027 под таможенную процедуру таможенного транзита помещен товар - «вагон тип 408W, Перевозимый на своих осях без груза, ЕТСНГ 421034, года выпуска-2004, бывший в употреблении, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 8606920000, в количестве 1 место, общей массой 19700 кг». Отправитель товара - БАРТЕКС СП.З о.о (Польша), получатель товара - Калининградская дирекция инфраструктуры - структурного подразделения центральной дирекции инфр.-филиала ОАО «РЖД» (г. Калининград). Перевозчик товара - ОАО «РЖД».

Товар направлен в место доставки - Центральный таможенный пост Калининградской областной таможни (236009, <...>) (Центральный т/п ) со сроком доставки до 19.12.2018.

12.12.2018 товар по ЭТД №10012120/121218/0006027 доставлен перевозчиком ОАО «РЖД», в постоянную зону таможенного контроля (ПЗТК) Центрального т/п, для завершения процедуры таможенного транзита и совершения таможенных операций с товаром по ЭТД №10012120/121218/0006027.

В ходе таможенного досмотра проведенного в ПЗТК ОАО «РЖД», по адресу: 236011, <...>, на открытой площадке железнодорожного пути, было установлено, что в грузовом отделении железнодорожного грузового полувагона № 5348174-0 находится товар, представляющий собой насыпь различных фракций, черного цвета, загруженный навалом, сведения о котором в железнодорожной накладной (дорожной ведомости №00037028 от 10.12.2018) отсутствовали.

Данный товар перегружен в 9 полипропиленовых мешков, вес которых составил 6700 кг. Взвешивание проводилось: на весах вагонных РУБИН-СД 100(31)212, заводской номер 171517 (свидетельство о поверке №139, действительно до 22.03.2019 с погрешностью взвешивания 200 кг).

11.01.2019 должностным лицом Центрального т/п товар черного цвета россыпью) различных фракций, в количестве 6700 кг задержан у ОАО «РЖД» (236039, <...>), что подтверждается протоколом о задержании товаров и документов на них (Серия 10012190 №000001).

В соответствии с пунктом 5 статьи 389 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза (ТК ЕАЭС), в целях идентификации товара, вынесено решение о назначении таможенной экспертизы |№ 10012190/11019/ДВ/000001, а также произведен отбор проб (образцов) товара, актом за №10012190/110119/00001).

Данное решение с объектами исследования было направлено в экспертно-криминалистическую службу регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Новосибирска по адресу: 630015, <...>.

Согласно заключению таможенных экспертов ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ г. Новосибирска №12408003/0001049 от 25.02.2019, проба товара является каменным углём, классифицируемым по технологической марке и размеру кусков, как: ДМСШ.

07.06.2019 по факту сообщения перевозчиком таможенному органу при прибытии на таможенную территорию Союза недостоверных сведений о количестве грузовых мест и весе брутто товара путем представления недействительных документов должностным лицом Центрального т/п было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №10012000-1500/2019 по ч.3 чт.16.1 КоАП РФ.

Товар – каменный уголь, в 9 полимерных мешках, общим весом 6700кг. Явившийся предметом административного правонарушения, изъят по протоколу изъятия вещей и документов от 07.06.2019года и передан по акту приема-передачи имущества от 07.06.2019года, на склад ООО «СТГ» по адресу: <...> д..

Определением заместителя начальника Калининградской областной таможни от 13 августа 2019 года дело об административном правонарушении в отношении ООО «РЖД» передано для рассмотрения в Ленинградский районный суд г. Калининграда.

В судебном заседании представители ОАО «РЖД» по доверенности ФИО1, ФИО2 представили объяснения по делу, изложенные в письменном виде, в которых указывают на то, что в Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) порядок применения условий настоящего Соглашения в отношении использования вагона, не принадлежащего перевозчику, как транспортного средства устанавливается Правилами перевозки вагона, не принадлежащего перевозчику, как транспортного средства, а в части не оговоренной Правилами перевозки вагона, не принадлежащего перевозчику, как транспортного средства –Правилами перевозок грузов, указанными в статье 8 «Правила перевозок грузов», в соответствии с п.2.1 Правил проверку состояния очистки или обработки (промывки) вагона перевозчик не производит.

Согласно п.2.5 Правил перевозки вагона, не принадлежащего перевозчику, как транспортного средства перевозчик принимает вагон к перевозке, осматривает снаружи состояние элементов (деталей) вагона, если порожний вагон запломбирован отправителем, перевозчик проверяет также наличие, исправность пломб и соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной.

В соответствии параграфом 1 статьи 16СМГС отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной.

Перевозчик, принимая порожний вагон в отправке, исходит из того, что отправителем соблюдены требования СМГС.

Кроме того, каменный уголь является смерзающимся в зимний период грузом, а обнаруженный в вагоне невыгруженный польским отправителем груз фактически представляет собой «угольную пыль». ОАО «РЖД» не является декларантом таможенной процедуры таможенного транзита.

Полагают, что в действиях ОАО «РЖД» отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ.

Кроме того, с учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, не создающих существенной угрозы охраняемым законом интересам государства и или иных лиц, указанное правонарушение является малозначительным.

Заслушав представителей ООО «РЖД», изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.Перечень документов и сведений, представляемых при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, установлен ст. 89 ТК ЕАЭС, частью 1 которой определено, что лицом, представляющим такие документы и сведения, является перевозчик.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что, оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (КДПГ, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. и др.) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.

Согласно положениям параграфа 1 ст.23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, маркировки, номеров, внешнего состояния груза и его упаковки.

Право перевозчика проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа) закреплено и в ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Согласно Конвенции о международных железнодорожных перевозках (приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ), параграф 1 ст.11) перевозчик в любой момент имеет право проверить, соблюдены ли условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Если производится проверка содержимого отправки, то она должна проводиться по мере возможности в присутствии полномочного лица; в том случае, если это невозможно, перевозчик приглашает двух независимых свидетелей, за исключением наличия других положений в законах и предписаниях государства, в котором проводится проверка.

Таким образом, вышеприведенными нормами установлено право перевозчика в любой момент проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в документах, для обеспечения таможенного законодательства.

ОАО «РЖД», осуществляя профессиональную деятельность по международной перевозке грузов, должно было таким образом планировать проведение предварительных операций, предшествующих международной перевозке, к которым относится и приемка товаров к перевозке, до предоставления таможенному органу товаросопроводительных документов, чтобы избежать нарушения требований таможенного законодательства, а также организовать свои гражданско-правовые отношения с контрагентами, чтобы иметь достоверные сведения о перемещаемом товаре, с целью их последующего представления в таможенный орган.

Однако, ООО «РЖД», являясь перевозчиком, не воспользовалось своим правом проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в товаросопроводительных документах, приняло товар к перевозке без проверки сведений о нем.

Установленные по делу обстоятельства в совокупности позволяют сделать вывод о виновности ООО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления недействительных документов.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами - определением о возбуждении дела об административном правонарушении №10012000-1500/2019; товарно-транспортной накладной (дорожной ведомостью №00037028 от 10.12.2018); счётом-проформой №1 от 05.12.2018, инвойсом № GDB2350 от 01.10.2018, копией технического паспорта №PROTOKOL-P5-STR.l/l; передаточной ведомостью №3147; актом таможенного досмотра №10012190/181218/000112; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 07.06.2019; протоколом изъятия вещей и документов по делу об АП №10012000-1500/2019 от 07.06.2019; ходатайством от 03.07.2019 вх. № 11648, а также другими материалами дела.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного физическим лицом административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Ранее ООО «РЖД» подвергалось административному наказанию за совершение однородных административных правонарушений, что признается судом как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО «РЖД» судом не установлено.

Санкция ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусматривает альтернативные виды административного наказания для юридических лиц.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что ранее общество привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения и к нему был применен такой вид наказания, как штраф, суд считает необходимым назначить ООО «РЖД» административное наказание за совершение данного правонарушения в виде штрафа в размере 50000рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Такое наказание при указанных обстоятельствах суд находит соразмерным предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.5 - 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ООО «РЖД» (ИНН <***>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 50000рублей с конфискацией предмета административного правонарушения - каменный уголь, в 9 полимерных мешках, общим весом 6700кг, находящегося на хранении на складе ООО «СТГ» по адресу: 236009, <...> д..

Реквизиты для уплаты штрафа:

Банк получателя - Операционный департамент Банка России, <...>,

БИК 044501002, счет № 40101810800000002901,

Получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России),

ИНН <***>, КПП 773001001, ОКТМО 45328000,

КБК 15311604000016000140,

Код таможни 10012000.

Уникальный идентификатор начисления для оплаты штрафа 15310100120001500191.

Назначение платежа – штраф по делу об АПН № 10012000-1500/2019 для Калининградской областной таможни.

Разъяснить законному представителю ООО «РЖД», что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, после чего документ, свидетельствующий об уплате штрафа, незамедлительно представляется судье Ленинградского районного суда г. Калининграда.

В случае невыполнения этих требований соответствующие материалы будут переданы для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю с одновременным привлечением к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.В.Чеснокова