ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1319/20 от 05.10.2020 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-1319/2020

Протокол об АП № 10209000-1406/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

5 октября 2020 года город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Семенова Т.И., при секретаре Завертяевой Е.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги», данные изъяты, ранее неоднократно привлекавшегося к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

** ****2020 г. в 00 час. 45 мин. на ж/д станцию Печоры-Псковские в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Печоры-Псковские Псковской таможни, в составе поезда №** (индекс поезда №**) прибыл контейнер №** на железнодорожной платформе №** с товаром «финики сушеные», следовавший из Эстонской Республики в Российскую Федерацию. В таможенный орган представителем перевозчика ОАО «Российский железные дороги» - агентом по передаче грузов на пограничной станции Печоры-Псковские для регистрации сообщения о прибытии были предоставлены товаросопроводительные документы: железнодорожная накладная № С0275586 от ** ****, инвойс №** от ** ****2019, упаковочный лист №** от ** ****2019, спецификация №** от ** ****2020, фитосанитарный сертификат №** от ** ****2020 на товар: «финики сушеные», код товара 0804 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Общее количество грузовых мест товара - 3465 коробок, вес брутто - 25500 кг, вес нетто - 23100 кг.

Отправитель: АО М.данные изъяты.

Получатель: ООО «О.», данные изъяты.

** ****2020г. должностным лицом таможенного поста ЖДПП Печоры-Псковские в соответствии с приказом ФТС России № 1996 от 30.09.2011 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора» принято решение о направлении подкарантинной продукции должностным лицам Россельхознадзора.

** ****2020г. по результатам проведенного документального карантинного фитосанитарного контроля государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям принято решение «Ввоз запрещен» в связи с отсутствием информации в графах 7 и 11 фитосанитарного сертификата №** от 20.01.2020 г. Составлен Акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №** от ** ****2020.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены:

- перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантииных товаров). подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Перечень подкарантинной продукции);

- положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза;

Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее - Положение).

Товар «финики сушеные» по коду товара 0804 ТН ВЭД ЕАЭС и по наименованию включен в раздел I. Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском Перечня подкарантинной продукции, если это: - Финики, инжир, ананасы, авокадо, гуайява, манго и мангостан, или гарциния, свежие или сушеные (код ТН ВЭД ЕАЭС - 0804).

В соответствии с пунктом 3.1 Положения карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию ЕАЭС партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.

Согласно пункту 3.3. Положения карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в целях проверки соответствия ввозимой подкарантинной продукции Единым карантинным фитосанитарным требованиям, предъявляемым к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории ЕАЭС, утверждаемым Евразийской экономической комиссией.

В соответствии с п. 6. Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Единые карантинные фитосанитарные требования), утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 157, ввоз на таможенную территорию Союза подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска осуществляется в сопровождении фитосанитарного сертификата, выданного уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера и (или) страны- реэкспортера.

Согласно п.2.1 Положения «фитосанитарный сертификат» - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом страны - экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 06.12.1951, и удостоверяющий, что подкарантинная продукция соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера.

Основные требования и руководства для подготовки и выдачи фитосанитарных сертификатов изложены в Международном стандарте по фитосанитарным мерам № 12 «Руководство по фитосанитарным мерам» в редакции от 2011 г. (далее - Международный стандарт № 12).

Согласно п. 5 (Руководства и требования по заполнению экспортного фитосанитарного сертификата) Международного стандарта № 12:

- Заявленный пункт ввоза: Должен быть указан первый пункт прибытия груза в страну назначения или, если он не известен, должно быть указано название страны. Если груз транзитом

перевозится в другую страну, то, возможно, потребуется указать этот факт, если в стране транзита

действуют фитосанитарные требования, предъявляемые к транзитным грузам. Пункт ввоза страны транзита, или если он не известен, название страны, следует указывать в скобках.

В соответствии с п. 8. Единых карантинных фитосанитарных требований в графе 11 «дополнительная декларация» фитосанитарного сертификата должно быть указано, что

подкарантинная продукция произведена в зоне, местах и (или) участках производства, свободных от карантинных вредных организмов, указанных в настоящих Требованиях.

Согласно п. 4. Международного стандарта (Специфические вопросы для рассмотрения при подготовке и выдаче фитосанитарных сертификатов) все разделы фитосанитарных сертификатов должны быть заполнены. Если какая-либо графа не заполняется, то во избежание неуполномоченных добавлений в нее следует вписать слово «отсутствует», или же данная строка должна быть вымарана, или поставлен прочерк на всю строку.

В соответствии с пунктом 4.1.4. Положения должностное лицо уполномоченного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в следующих случаях:

сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах;

наличия достоверной информации о том, что фактическое количество подкарантинной продукции в партии подкарантинной продукции на десять и более процентов превышает количество, указанное в фитосанитарном сертификате;

фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным;

фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям.

В соответствии с пп.1 п. 4.1.6 Положения фитосанитарный сертификат признается недействительным в следующих случаях:

1) фитосанитарный сертификат не полностью оформлен.

Согласно п. 3.1.1 Международного стандарта № 12 фитосанитарные сертификаты считаются недействительными, если содержат или отражают:

неполные или некорректные сведения;

недостоверные или путаные сведения;

спорные или непоследовательные сведения;

формулировки или сведения, не совместимые с моделью фитосанитарных сертификатов;

сведения, добавленные неуполномоченными лицами;

-несанкционированные (не проштампованные, не датированные или не подтвержденные подписью) исправления или удаления;

истекший срок действия, за исключением случаев использования в качестве заверенной копии для целей реэкспорта;

нечитабельные (например, неразборчиво написанные, поврежденные);

незаверенные копии;

-переданы несанкционированным способом передачи (в отношении электронных фитосанитарных сертификатов);

являются фитосанитарными сертификатами на растения, растительные продукты и другие подкарантинные материалы, запрещенные к ввозу.

Таким образом, фитосанитарный сертификат №** от ** ****2020 содержит неполные сведения и считается недействительным, следовательно, нарушены требования Международного стандарта № 12, Положения.

** ****2020 г. в отношении ОАО «РЖД» по факту административного правонарушения, выразившегося в несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ.

Определением от ** ****2020 г. дело передано на рассмотрение в Псковский городской суд.

Представитель ОАО «РЖД» в судебном заседании вину общества не признал, не оспаривая факта неверного заполнения сертификата Тунисскими отправителями, пояснил, что фактически перевозчик не принял на себя обязательства по перевозке указанного товара, поскольку вагон был отцеплен и возвращен на территорию Эстонии, следовательно, вина перевозчика в инкриминируемом административном правонарушении отсутствует.

Представитель Псковской таможни полагала, что вина перевозчика в совершении административного правонарушения полностью доказана материалами дела, просил назначить наказание в пределах санкции статьи в виде административного штрафа.

Выслушав представителя таможни, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 89 ТК ЕАЭС независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений международными договорами государств - членов ЕАЭС запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 5.4 Положения ФТС России осуществляет полномочия по соблюдению запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации.

К запретам и ограничениям в соответствии с пунктом 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.

Таким образом, перевозчиком ОАО «РЖД» совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП России.

Вина ОАО «РЖД» подтверждается копиями документов – железнодорожная накладная №** от ** ****2020, инвойс №** от ** ****2019, упаковочный лист №** от ** ****2019, спецификация №** от ** ****2020, копией фитосанитарного сертификата №** от ** ****2020, актом карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №** от ** ****2020, другими материалами дела.

Обсуждая вопрос о наличии вины фирмы-перевозчика в предоставлении указанных недостоверных сведений, судья исходит из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценивая действия перевозчика ОАО «РЖД» суд принимает во внимание, что юридическое лицо осуществляет деятельность в сфере международных грузоперевозок, в том числе, и на территории Таможенного Союза, и не могло не знать о требованиях действующего национального законодательства, однако перевозчиком не была соблюдена та степень осмотрительности, которая необходима для предотвращения нарушений в области таможенного дела.

Проанализировав установленные в суде обстоятельства, вышеизложенные нормы, судья приходит к выводу о том, что вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, установлена.

Доводы представителя перевозчика о том, что фактически вагон с товаром был отцеплен и возвращен в Эстонию, отвергаются судом, т.к. никаким образом не влияют на квалификацию действий ОАО «РЖД», связанных с представлением в таможенный орган недействительных документов на товар, а именно фитосанитарного сертификата, заполненного с нарушением требований, установленных приведенными выше правовыми актами. Факт отсутствия в сертификате обязательных к заполнению сведений в графах 7, 11 не оспаривается представителем ОАО «РЖД».

Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не выявлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли, оснований для освобождения ОАО «РЖД» от административной ответственности, признания правонарушения малозначительным, не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающее ответственность обстоятельство – повторное совершение однородного правонарушения и полагает возможным назначить наказание в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 16.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

ОАО «Российские железные дороги» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Реквизиты:

Банковские реквизиты на оплату штрафа: Банк получателя: Операционный департамент Банка России, г. Москва, 701, БИК 044501002, Получатель: ИНН 7730176610 КПП 773001001 Межрегиональное операционное УФК (ФТС России) Счёт получателя: 40101810800000002901 КБК 15311604000016000140 (для штрафа), КБК 15311302991016000130 (для издержек), ОКТМО 45328000, Код таможни: 10209000, УИН 15310102090001406209 (для штрафа), УИН 15311102090001406203 (для издержек). Поле «Назначение платежа»: Оплата по постановлению об административном правонарушении № 5-1319/2020 (протокол об АП № 10209000-1406/2020 для Псковской таможни. В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции (VO70010).

Разъяснить, что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В указанный срок Вы вправе представить документ об уплате штрафа в Псковский городской суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

Разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный КоАП РФ срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья /подпись/ Т.И. Семенова