Постановление вступило в законную силу: 16.01.2018 года.
№ 5-131/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Облучье 13 ноября 2017 года
Облученский районный суд Еврейской автономной области
в составе председательствующего судьи Афанасьевой О.С.,
с участием:
представителя юридического лица – ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении юридического лица - ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО,
У С Т А Н О В И Л:
В ходе проверки соблюдения трудового законодательства, проведенной в период с 15 по 28 августа 2017 года в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, выявлены нарушения трудового законодательства.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 104 УИК РФ, ч. 2 ст. 22, ст. 221 ТК РФ, правила охраны труда для осужденных устанавливаются в соответствии с законодательством в РФ о труде, при этом работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, выдавать работникам занятым на работах с вредными условиями труда, а так же на работах, связанных с загрязнением специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ).
Пункт 13 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития от 01.06.2009 г. № 290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», обязывает работодателя организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки, при этом выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
В нарушении указанных норм ФКУ ЛИУ-2 в период 2016 – 2017 года, не организовало надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ, поскольку в личных карточках учета выдачи СИЗ не все графы заполняются.
Так, в личных карточках учета выдачи СИЗ автослесаря А., водителя К. не заполнены графы: «№ сертификата или декларации соответствия», «процент износа».
В соответствии с ч. 1 ст. 104 УИК РФ, абз. 6 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, правила охраны труда для осужденных устанавливается в соответствии с законодательством РФ о труде, при этом работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Часть 2 статьи 22 ТК РФ, обязывает работодателя соблюдать трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Пункт 152 Приказа № 997н от 09.12.2014 Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении типовых нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а так же на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», обязывает работодателя обеспечить автослесаря на год костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием или перчатки с точечным покрытием, щитком защитным лицевым или очками защитными.
В нарушении указанных норм ФКУ ЛИУ-2 в период с 13.07.2016 (приказ о приеме на работу № 56 от 13.07.2016) по настоящее время, не обеспечило выдачу средств индивидуальной защиты, автослесарю А. в полном объеме, а именно: щитка защитного лицевого или очков защитных, перчаток с полимерным покрытием или перчаток с точечным покрытием, костюма для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (срок носки истек 14.07.2017 ).
Ответственность работодателя ФКУ ЛИУ-2 за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ установлена ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, однако ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО в январе 2017 года уже привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и постановлением о назначении административного наказания № 7-1-17-ОБ/83/4/14/25 от 27.01.2017, с учетом решения Облученского районного суда от 07.04.2017, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, в связи с чем, в действиях юридического лица ФКУ ЛИУ-2 усматриваются признаки нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотренных за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, ответственность за которое установлена ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Аналогичные сведения изложены и в протоколе об административном правонарушении от 13.09.2017 № 4-450-17-ППР/2/42/292, составленном в отношении ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель юридического лица – ФИО1 указала, что все необходимые средства защиты были в наличии на момент проверки и брались для работы непосредственно работниками. Полагала необходимым квалифицировать действия юридического лица по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, поскольку ранее ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО привлекалось к административной ответственности не за аналогичное правонарушение, и в этой связи прекратить производство по делу ввиду малозначительности правонарушения и ограничиться предупреждением.
В судебном заседании исследовались следующие материалы.
Из п.п. 3,4 справки о результатах проверки соблюдения трудового законодательства ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО следует, что в ходе ее проведения выявлены нарушения п. 13 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития от 01.06.2009 г. № 290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», согласно которому работодатель организовывает надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки, при этом выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
В нарушение указанных норм ФКУ ЛИУ-2 в период 2016 – 2017 года, не организовало надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ, поскольку в личных карточках учета выдачи СИЗ не все графы заполняются.
Так, в личных карточках учета выдачи СИЗ автослесаря А., водителя К. не заполнены графы: «№ сертификата или декларации соответствия», «процент износа».
Кроме того, выявлено нарушение п. 152 Приказа № 997н от 09.12.2014 Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении типовых нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а так же на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», согласно которому работодатель обеспечивает автослесаря на год костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием или перчатки с точечным покрытием, щитком защитным лицевым или очками защитными. Однако, автослесарь А. не обеспечен таковым в полном объеме, а именно не обеспечен щитком защитного лицевого или очками защитными, перчатками с полимерным покрытием или перчатками с точечным покрытием, костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (срок носки истек 14.07.2017 ).
Указанные нарушения соответствуют представленным в материалах дела личной карточке № 8 учета выдачи СИЗ А. и личной карточке № 5 учета выдачи СИЗ К., а так же в личных карточках обоих учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств.
Из постановления № 7-1-17-ОБ/83/4/14/25 от 27.01.2017 о назначении наказания следует, что ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей. Из фабулы постановления следует, что в нарушение п. 56 Приказа № 997 н от 09.12.2014 Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а так же на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», в период 2016 года машиниста (кочегара) котельной К. учреждение не обеспечило средствами индивидуальной защиты – перчатками с полимерным покрытием, перчатками с для защиты от повышенных температур, щитком защитным лицевым, средством индивидуальным защиты органов дыхания фильтрующим, фартуком из полимерных материалов с нагрудником.
Решением Облученского районного суда от 07.04.2017 вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО без удовлетворения.
Часть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, совершенное лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 13 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития от 01.06.2009 г. № 290 н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», согласно которому работодатель организовывает надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки, при этом выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
Данное требование нормативно-правового акта администрацией учреждения не соблюдено, поскольку в ходе проверки установлено, что в период 2016 – 2017 года, ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО не организовало надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ, о чем свидетельствуют личные карточки учета выдачи СИЗ автослесаря А., водителя К. в которых не заполнены графы: «№ сертификата или декларации соответствия», «процент износа».
В силу требований п. 152 Приказа № 997 н от 09.12.2014 Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении типовых нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а так же на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», работодатель обеспечивает автослесаря на год костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием или перчатки с точечным покрытием, щитком защитным лицевым или очками защитными.
Как установлено в ходе проверки, вышеуказанное требование нормативно-правового акта ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО не выполнено, поскольку в период с 13.07.2016 (приказ о приеме на работу № 56 от 13.07.2016), автослесарь А. не обеспечивался работодателем в полном объеме средствами индивидуальной защиты, а именно: щитком защитным лицевым или очками защитными, перчатками с полимерным покрытием или перчатками с точечным покрытием, костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (срок носки истек 14.07.2017 ), что следует из его личной карточки выдачи СИЗ.
Вышеуказанные нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, выявленные в ходе проведенной проверки в августе 2017 года в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО и имевшие место после привлечения юридического лица к административной ответственности 27.01.2017, по мнению суда, образуют событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в связи с чем, суд квалифицирует действия юридического лица – ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, совершенное лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение,
Суд полагает не исключающим ответственность юридического лица заявление его представителя о том, что все необходимые средства индивидуальной защиты имелись в наличии и сам автослесарь брал их по необходимости, поскольку приведенные выше требования нормативно-правовых актов обязывают обеспечить такими средствами, и организовать их выдачу именно работодателя, о чем делается отметка в личной карточке работника, а таковых доказательств (документов), что работодателем работнику такие средства выдавались, а работником в действительности были получены, суду не представлено.
Суд так же не соглашается с доводами представителя юридического лица о необходимости квалификации действий юридического лица по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, поскольку ранее юридическое лицо было привлечено к административной ответственности за иные, не аналогичные нарушения трудового законодательства, поскольку из имеющегося постановления о назначении административного наказании следует, что юридическое лицо – ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО привлечено к административной ответственности 27.01.2017 так же за нарушение требований нормативно-правовых актов регламентирующих выдачу средств индивидуальной защиты работнику, т.е. привлечено к ответственности за аналогичное правонарушение.
Обсуждая вопрос об освобождении юридического лица от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного деяния на основании ст. 2.9 КоАП РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу указанных норм закона и разъяснений, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Поскольку в ходе проведенной проверки выявлены факты нарушения нормативно-правовых актов в сфере трудового законодательства, непосредственно касающихся условий труда работников, суд приходит к выводу, что не соблюдение учреждением (работодателем) указанных в акте проверке требований актов и законодательства, существенно нарушает права работников.
Исходя из требований ст. 2.9 КоАП РФ о праве, а не обязанности суда прекратить производство по делу об административном правонарушении ввиду малозначительности, суд по данному делу приходит к выводу о невозможности прекращения производства, поскольку оценивает объект административного правонарушения – посягающего на права граждан, и в целом, приходя к выводу о том, что сама по себе деятельность юридического лица в части соблюдения прав его работников должна осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством, суд находит невозможным прекращение производства по делу об административном правонарушении по ст. 2.9 КоАП РФ, ввиду малозначительности.
Обстоятельств смягчающих либо отягчающих наказание юридического лица – ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, суд не установил.
Обсуждая вопрос о виде и размере наказания, суд приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде штрафа, при этом определяя его размер учитывает положения п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которым при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая финансовое положение юридического лица, являющегося бюджетной организацией и не имеющей каких либо дополнительных доходов, суд считает возможным применить положения ст. 4.1 КоАП РФ при определении размера административного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 4.1, 29.9 ч.1 п.1, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен на расчетный счет № <***>, ИНН <***>, КПП 272101001, БИК 040813001, ОКТМО 08701000001, ОКПО 14998344, КБК 20411612000016000140 (РУФСКН России по Хабаровскому краю, ГРКЦ ГУ банка России по Хабаровскому краю).
Постановление может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, и вступает в силу по истечении указанного срока.
Судья О.С.Афанасьева