ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-131/20 от 13.11.2020 Яковлевского районного суда (Белгородская область)

5-131/2020

31RS0025-01-2020-001387-13

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Строитель 13 ноября 2020 года

Судья Яковлевского районного суда Белгородской области Пеньков С.Г.,

с участием представителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении:

Общества с ограниченной ответственностью «Газпром инвест» (<данные>),

установил:

ООО «Газпром инвест» совершил правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:

На основании задания на проведение на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению <номер> от <дата> – с <дата> по <дата> проведено мероприятие по контролю за состоянием выявленного объекта археологического наследия «Белгородская оборонительная черта: Карповский участок у с. Пушкарное-2», расположенного по адресу: <адрес>.

Выявленный объект археологического наследия «Белгородская оборонительная черта: Карповский участок у с. Пушкарное-2» включен в перечень выявленных объектов культурного наследия <дата>.

По результатам контрольного мероприятия выявлен факт повреждения выявленного объекта археологического наследия «Белгородская оборонительная черта: Карповский участок у с. Пушкарное-2», вследствие проведения земляных работ при реконструкции магистрального газопровода ШБКБ на участке 120-160 км на территории Яковлевского городского округа.

В акте осмотра от <дата><номер> зафиксировано: общее состояние объекта археологического наследия – неудовлетворительное. При производстве работ по прокладке линейного объекта уничтожены все элементы фортикационных сооружений Белгородской черты на протяжении 33,45 м.

Заказчиком реконструкции магистрального газопровода ШБКБ на участке 120-160 км является ООО «Газпром инвест».

Также указано, что заказчику работ – ООО «Газпром инвест» известно, что в рамках актуализации документации для выполнения СМР получены ответы Управления на запросы Московского филиала ООО «Газпром проектирование», которые содержат требования к заказчику при проведении работ на данном земельном участке обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельных участков, подлежащих воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, установленном ст.45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», до начала проведения земляных работ.

В судебное заседание представитель ООО «Газпром инвест» не явился, извещался надлежащим образом. В письменных объяснениях указали, что протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Газпром инвест» составлен необоснованно. Считают, что в действиях ООО «Газпром инвест» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ. Поэтому просят производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – за отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области ФИО1 в судебном заседании пояснила, что ООО «Газпром инвест» без проведения и финансирования историко-культурной экспертизы земельных участков, подлежащих воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, произвели работы по прокладке газопровода на объекте археологического наследия «Белгородская оборонительная черта: Карповский участок у с. Пушкарное-2», расположенного по адресу: <адрес>.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях.

Из материалов дела об административном правонарушении следует:

На основании задания на проведение на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению <номер> от <дата> (л.д.28-29) – с <дата> по <дата> проведено мероприятие по контролю за состоянием выявленного объекта археологического наследия «Белгородская оборонительная черта: Карповский участок у с. Пушкарное-2», расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст.36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» при проведении изыскательных, проектных, земляных, строительных, хозяйственных и иных работ необходимо осуществлять меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия:

1. Проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

2. Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

3. Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно ч.1 ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; 5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; 7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Однако в нарушение указанных норм при строительстве объекта «Реконструкция магистрального газопровода ШБКБ на участке 120-160 км» заказчиком – ООО «Газпром инвест» проводились работы без соблюдения обязательных требований к обеспечению сохранности вышеназванного выявленного объекта культурного наследия.

Вина ООО «Газпром инвест» в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств:

- протоколом об административном правонарушении <номер> от <дата>, в котором изложено существо правонарушения (л.д.1-13);

- заданием на проведение на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению <номер> от <дата> (л.д.28-29);

- актом осмотра культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, его территории, расположенных в зонах охраны земельных участков, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории объектов культурного наследия <номер> от <дата>, с фототаблицей (л.д.30-37);

- приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области <номер> от <дата> «О включении объектов археологич6еского наследия в перечень выявленных объектов культурного наследия Белгородской области» (л.д.42, 43);

- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц <номер> от <дата> (л.д.147-163);

- распоряжением Правительства Белгородской области № 548-рп от 26.10.2015 «О создании управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области» (л.д.164-166);

- постановлением Правительства Белгородской области № 453-пп от 04.12.2015 «Об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области» (л.д.169-181);

- приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области <номер> от <дата> «Об утверждении Перечня должностных лиц Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области, уполномоченных на осуществление государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия» (л.д.182-183, 184-185).

Согласно ч.3 ст.7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд признает их относимыми, допустимыми, достоверными, и достаточными для признания ООО «Газпром инвест» области виновным в совершении инкриминируемого административного правонарушения, и квалифицирует его действия по ч.3 ст.7.13 КоАП РФ – действия, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территории.

Административное правонарушение совершено ООО «Газпром инвест» умышленно, зная о статусе памятников и необходимости соблюдения требований действующего законодательства об объектах культурного наследия, имело возможность для соблюдения данных требований, при этом ненадлежащим образом исполняло возложенные обязанности по охране объектов культурного наследия.

При назначении ООО «Газпром инвест» наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, смягчающие административную ответственность обстоятельства.

Обстоятельств, отягчающих ответственность ООО «Газпром инвест», судом не установлено.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ООО «Газпром инвест», суд признает добровольное прекращение противоправного поведения, оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению, или принятие мер по устранению нарушений.

В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

В силу ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального – учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя – подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

Применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости (Постановление от 17.01.2013 № 1-П).

Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.7.3, ч.1 ст.9.1, ч.1 ст.14.43, ч.2 ст.15.19, ч.2 и 5 ст.15.23.1 и ст.19.7.3 КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа, за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.

Впоследствии Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанная норма дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, систематический характер таких действий со стороны ООО «Газпром инвест» не установлен и не доказан, а также с учетом устранения причин послуживших совершение административного правонарушения, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, а также учитывая обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие отягчающих обстоятельств, суд приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа в минимальном размере 50 000 рублей, на основании ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.7.13, ст.29.9, 29.10, 32.10 КоАП РФ,

постановил:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Газпром инвест» (<данные>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Сумма штрафа подлежит перечислению на следующие реквизиты: расчетный счет <***> Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры РФ л/сч <***>), Банк: Операционный департамент Банка России, <...>, ИНН <***>, КПП 770301001, БИК 044501002, кор.счета – нет, ОКТМО 45382000, КБК 054 1 16 01071 01 0013 140, наименование платежа – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Сумма штрафа подлежит уплате в 60-дневный срок со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Документ об оплате в добровольном порядке административного штрафа должен быть предоставлен в Яковлевский районный суд Белгородской области.

При неуплате административного штрафа к указанному сроку, постановление подлежит передаче в подразделение Управления Федеральной службы судебных приставов для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке.

При неуплате административного штрафа в установленный срок, наступает административная ответственность по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, предусматривающая административное наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Яковлевский районный суд.

Мотивированное постановление суда изготовлено 16 ноября 2020 года.

Судья Пеньков С.Г.