Дело № 5-1329/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
180007, г. Псков, ул. Петровская, д.24 31 марта 2021 года
Судья Псковского городского суда Псковской области Шекера О.С., при секретаре Ермолаевой Е.И., рассмотрев дело в отношении перевозчика - юридического лица открытого акционерного общества «Российский железные дороги» (далее ОАО «РЖД», Общество), <данные изъяты>, об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Перевозчиком ОАО «РЖД» при убытии с таможенной территории Таможенного союза не были соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения на вывоз товаров с таможенной территорию Евразийского экономического союза.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
**.**.2020 в 13 ч. 50 мин. на ж/д станцию «Себеж» в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни, в составе поезда № ** (индекс поезда № **) прибыл железнодорожный вагон № **, с товаром «шрот подсолнечный негранулированный, для кормления животных», код ТН ВЭД ЕАЭС 2306 30 000 0, страна происхождения Россия, следовавший из России в Л.
В 15 ч. 15 мин. **.**.2020 в таможенный орган – таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни, расположенный в месте убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС), представителем перевозчика ОАО «РЖД» - агентом по передаче грузов линейного агентства фирменного транспортного обслуживания (ЛАФТО) для получения разрешения на убытие товара с таможенной территории ЕАЭС были представлены: накладная СМГС № ** от **.**.2020, ведомость вагонов к накладной СМГС № ** от **.**.2020, досылочная ведомость № ** от **.**.2020 к оригинальной накладной № ** от **.**.2020, инвойс № ** от **.**.2020, счет-фактура № ** от **.**.2020, фитосанитарный сертификат РФ № ** от **.**.2020, ветеринарный сертификат № ** от **.**.2020.
Согласно товаросопроводительным документам:
- отправителем товара являлся - <данные изъяты>;
- получателем товара являлся - <данные изъяты>;
- перевозчик - ОАО «РЖД».
Перевозчиком ОАО «РЖД» был представлен фитосанитарный сертификат № ** от **.**.2020, который выдан на партию товара «шрот подсолнечный негранулированный, для кормления животных», перемещаемую в железнодорожном вагоне №95012247.
Вместе с тем, фитосанитарный сертификат на партию товара «шрот подсолнечный негранулированный, для кормления животных», перемещаемую в железнодорожном вагоне № ** по ТСД: накладная СМГС № ** от **.**.2020, ведомость вагонов к накладной СМГС № ** от **.**.2020, досылочная ведомость № ** от **.**.2020 к оригинальной накладной № ** от **.**.2020, инвойс № ** от **.**.2020, счет-фактура № ** от **.**.2020, прибывшего в составе грузового поезда № **, в комплекте документов, представленных перевозчиком, отсутствовал.
**.**.2020 года в рамках системы управления рисками с целью идентификации товара было принято решение о проведении таможенного досмотра товара «шрот подсолнечный негранулированный, для кормления животных». **.**.2021 было выдано поручение на таможенный досмотр № **.
При проведении таможенного досмотра (АТД № **) было установлено, что на запорные устройства вагона наложены пломбы за номерами: № **, № **. Номера пломб соответствуют данным, указанным в гр.19 СМГС, однако пломба номер № **, наложенная на запорное устройство загрузочных люков, имеет повреждение траса у основания корпуса пломбы, что может указывать на попытку несанкционированного доступа к грузу. При вскрытии вагона со снятием пломбы № ** установлено, что товар - «шрот подсолнечный негранулированный, для кормления животных» перемещается в вагоне насыпью. Вагон загружен примерно на 95%. При этом фитосанитарный сертификат на партию товара «шрот подсолнечный негранулированный, для кормления животных», перемещаемую в железнодорожном вагоне № ** в целях убытия товара с таможенной территории ЕАЭС, перевозчиком представлен не был.
По данному факту в связи с нарушением требований, установленные п.1 ст. 92 Таможенного кодекса ЕАЭС, относительно предоставления таможенному органу РФ документов и сведений о соблюдении установленных запретов и ограничений, **.**.2020 должностным лицом Псковской таможни в отношении перевозчика ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 16.3 КоАП РФ. Определением от **.**.2021 дело об административном правонарушении передано таможенным органом для рассмотрения по существу в Псковский городской суд.
В судебном заседании защитник ОАО «РЖД» Срогинис Р.П. вину перевозчика в совершении административного правонарушения не признал. Пояснил, что ОАО «РЖД» является перевозчиком и осуществляет перевозку в соответствии с соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении. В соответствии с данным соглашением все сведения в товаросопроводительные документы вносятся грузоотправителем, и именно отправитель товара отвечает за достоверность внесенных им сведений. Полагал, что в действиях ОАО «РЖД» отсутствует событие вмененного обществу административного правонарушения, в связи с чем просил производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы административного дела, выслушав доводы сторон, прихожу к следующим выводам.
Статья 16.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.
В соответствии с п. 2 ст. 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза, перевозчиком предоставляются документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии с п.1 ст. 7 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 5 статьи 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, могут быть помещены под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего контроля.
Товар «шрот подсолнечный негранулированный, для кормления животных» включен в Перечень подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной территории Евразийского экономического союза.
Порядок перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, подлежащих фитосанитарному контролю (надзору) установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе».
В соответствии с п. 1.3. Положение является обязательным для исполнения юридическими лицами, любой организационно-правовой формы, деятельность которых связана с транспортировкой подкарантинной продукции.
Пунктом 8.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утверждённого Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе», установлено, что в случае, если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны-импортёра подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, указанные фитосанитарные сертификаты выдаются уполномоченным органом государства - члена по месту отправки в соответствии с законодательством этого государства- члена.
В системе действующего международно-правового регулирования обязанности Российской Федерации в области карантина растений реализуются в соответствии с Международной конвенцией о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (заключена в г. Женева 21 октября 1982 г.), согласно которой под фитосанитарным контролем подразумевается контроль, направленный на предупреждение распространения и перевозки через государственные границы вредителей растений и продуктов растительного происхождения, Международной конвенцией по карантину и защите растений (заключена в г. Риме 17 ноября 1997 г.).
Целью заключения Международной конвенцией по карантину и защите растений является обеспечения совместных и эффективных действий, направленных на предотвращение интродукции и распространения вредных организмов, повреждающих растения и растительные продукты, и для того, чтобы способствовать принятию соответствующих мер, направленных на борьбу с ними.
Как следует из статьи 5 международной конвенции, каждая договаривающаяся сторона должна принять меры по проведению фитосанитарной сертификации с целью обеспечения соответствия экспортируемых растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов и грузов с ними записи в сертификате. Сертификаты должны соответствовать образцу, данному в приложении к международной конвенции, заполняться и выдаваться с учетом соответствующих международных стандартов.
Установленная форма сертификата содержит графы (части) "количество мест и описание упаковки", а также "заявленный способ транспортировки".
Руководство по фитосанитарным сертификатам МСФМ N 12 предписывает заполнять указанные части сертификата в соответствии со следующими требованиями: "включать достаточно подробную информацию, чтобы дать возможность национальной организации по карантину и защите растений импортирующей страны идентифицировать груз и составляющие его части и, в случае необходимости, проверить их размер.
Как следует из представленных материалов, в фитосанитарном сертификате, представленном таможенному органу, в графе «количество мест груза и упаковка» указано «IN BULK», то есть «оптом»; в графе «заявленный способ транспортировки» указано «BY RAIL/FREIGHT CAR № **», то есть «железнодорожный вагон № **»; в графе «отличительные знаки (маркировка)» указано «NONE», то отсутствие каких-либо отличительных знаков (л.д. 18).
В данном случае указание номера вагона в фитосанитарном сертификате при отсутствии иной упаковки и иных отличительных знаков груза является соответствующей процедурой, направленной на обеспечение фитосанитарных требований стран-импортеров, позволяющей идентифицировать подкарантинный груз.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России выражается в несоблюдении лицом установленных международными договорами государств – членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза и Российской Федерации.
Обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются:
- копиями товаросопроводительных документов: - накладная СМГС № ** от **.**.2020, ведомость вагонов к накладной СМГС № ** от **.**.2020, досылочная ведомость № ** от **.**.2020 к оригинальной накладной № ** от **.**.2020, инвойс № ** от **.**.2020, счет-фактура № ** от **.**.2020, фитосанитарный сертификат РФ № ** от **.**.2020, ветеринарный сертификат № ** от **.**.2020;
- копией запроса № ** о предоставлении фитосанитарного сертификата на партию товара «шрот подсолнечный негранулированный, для кормления животных» перемещаемую в железнодорожном вагоне № **, для выдачи разрешения на убытие товара с таможенной территории ЕАЭС;
- копией акта таможенного досмотра № **;
- другими материалами дела.
В силу примечания 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В ходе рассмотрения дела установлено, что несоответствие сведений о номере железнодорожного вагона, указанного в фитосанитарном сертификате № ** от **.**.2020, явилось нарушением порядка оформления фитосанитарных сопроводительных документов, поскольку не позволило установить принадлежность указанного сертификата к товару, перемещаемому в железнодорожном вагоне № **.
Таким образом, ОАО «РЖД» допустило несоблюдение установленных ограничений и запретов путем представления недействительного документа - фитосанитарного сертификата.
Действия перевозчика ОАО «РЖД» подлежат квалификации по ст. 16.3 КоАП РФ.
Правонарушение, предусмотренное статьей 16.3 КоАП РФ, совершено путем действий в виде представления в таможенный орган недействительных документов на товары при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза и Российской Федерации и вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза и из Российской Федерации, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.
Нарушений при проведении досмотра товара, а также в ходе проведения административного расследования не установлено.
При назначении административного наказания учитывается характер совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства - повторное совершение однородного административного правонарушения, в связи с чем прихожу к выводу о необходимости назначения наказания в виде административного штрафа в размере, установленном санкцией данной статьи, без конфискации предметов административного правонарушения.
Издержки по делу отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо – открытое акционерное общество «Российские железные дороги» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (шестьдесят тысяч) рублей без конфискации предметов административного правонарушения.
Денежные средства для уплаты штрафных санкций перечислить на счет получателя:
Банк получателя: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва,
БИК 024501901
Получатель: ИНН 7730176610 КПП 773001001
Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)
Счет получателя: 40102810045370000002
КБК: 15311601161010000140 (штраф) КБК: 15311302991016000130 (издержки) ОКТМО 45328000, Код таможни: 10209000
Поле «Назначение платежа»: оплата по постановлению об АП № 5-1329/2021 для Псковской таможни.
В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции: VO70010.
В поле 21 платежного документа указывается пятая очередность платежа.
УИН штрафа 15310102090003791207.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.С. Шекера