Шадринский районный суд
г.Шадринск, ул. Советская, 75а Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Шадринского районного суда Курганской области Шадрина Елена Юрьевна, рассмотрев в городе Шадринске Курганской области
09 сентября 2019 года
материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Комитета по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска, имеющего юридический адрес: г.Шадринск Курганской области, ул.Свердлова. 59, ИНН <***>, не привлекавшегося ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
Из протокола об административном правонарушении № от 29 июля 2019г. следует, что 25 мая 2019г. в результате осмотра объекта культурного наследия федерального значения «Мыльниково городище 2 (Малое Мыльниковское городище)», расположенного по адресу: Курганская область г.Шадринск, в 02 км юго-восточнее ориентира жилой дом (адрес ориентира: <...> ... установлено, что на землях, непосредственно занятых объектом археологического наследия, осуществлено строительство линейного объекта - надземной теплотрассы. В результате строительства тепловых сетей зафиксированы следующие нарушения состояния объекта культурного наследия:
-в культурном слое установлены 19 опорных стоек, что. привело к повреждению культурного слоя на общей площади около 1 кв.м
- П-образным компенсатором поврежден ров в северной части городища
на поврежденных участках культурного слоя на дневной поверхности фиксируются находки фрагментов керамической посуды раннего железного века
в связи с размещением надземных конструкций изменен внешний облик объекта культурного наследия.
Факт причинения вреда объекту, нарушения его целостности и сохранности подтверждается материалами фотофиксации, о чем свидетельствует акт осмотра объекта культурного наследия от 29.07.2019г. №56.
13.08.2018г. Комитетом по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска (далее по тексту КСиА) заключен муниципальный контракт №40. В соответствии с п. 1.1 контракта предметом договора являются работы по строительству тепловых сетей котельной № 1 для теплоснабжения жилых домов по ул.Санаторной в соответствии с техническим заданием, проектно-сметной документацией. Согласно п.4.1.1 контракта проектная документация, утвержденная заказчиком работ, передается подрядчику в течение двух рабочих дней со дня подписания контракта. Срок исполнения работ по контракту - в период с 13 августа по 25 сентября 2018г. Заказчиком работ является КСиА. Проектная документация разработана ООО «Спецпроект» в 2018г. по заказу МУП г.Шадринска «Комбинат бытового обслуживания». Задание на проектирование не содержало требований к разработке раздела по обеспечению сохранности объекта культурного наследия.
В адрес управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области не поступало обращений, содержащих запрос сведений о наличии либо отсутствии на землях, подлежащих хозяйственному освоению, расположенных по адресу: г.Шадринск в районе ул.Санаторная, ... объектов культурного наследия «Мыльниково городище 2 (Малое Мыльниковское городище)».
Таким образом, 29 июля 2019г. материалами дела установлено, что КСиА, являясь заказчиком строительных работ, организовал проведение работ по строительству тепловых сетей от котельной № 1 для теплоснабжения жилых домов по ул.Санаторной с нарушением требований законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и нарушение режима использования земель в границах территорий объекта культурного наследия, в результате чего причинен вред объекту культурного наследия федерального значения «Мыльниково городище 2 (Малое Мыльниковское городище)», нарушена его целостность и сохранность.
При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области ФИО1., действующая на основании удостоверения № от ....2016г., просила привлечь КСиА к административной ответственности по ч.1 ст.7.14.1 КоАП РФ ввиду наличия в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Представитель Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области ФИО2, действующий по доверенности от ....2018г. полагал законным и обоснованным привлечение КСиА к административной ответственности по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.3.1 Федерального закона от 23.06.2002г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), установлен особый порядок определения границ территории объекта культурного наследия, не предполагающий разработку и утверждение проекта границ. В соответствии со ст.49 Закона в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, территорией объекта признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия, на что имеется указание в протоколе об административном правонарушении.
В паспорте объекта археологического наследия «Мыльниково городище 2 (Малое Мыльниковское городище)» от 11.11.1986г. содержится описание местоположения объекта на земной поверхности, его план с описанием всех оборонительных укреплений. Акт осмотра № от 29.07.2019г. содержит указание на осуществление строительства непосредственно на оборонительныз сооружениях, описанных в паспорте памятника истории и культуры от 11.11.1986г.
Считает, что КСиА является субъектом административного правонарушения, поскольку является заказчиком строительства тепловых сетей от котельной №1 для теплоснабжения жилых домов по ул.Санаторной. Доводы КСиА о том, что организация им строительных работ по проектной документации, разработанной без его участия, не влечет необходимости исполнения им требований законодательства, не состоятельны, поскольку КСиА должен был проверить проектную документацию на предмет соответствия требованиям закона.
Представитель КСиА ФИО3, действующая по доверенности от ....2019г., полагала отсутствие в действиях КСиА состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.14.1 КоАП РФ, по следующим основаниям.
Заказчиком строительства надземной теплотрассы являлся МУП г.Шадринск «Комбинат бытового обслуживания», проектная документация разработана ООО «Спецпроект». КСиА являлся заказчиком аукциона на строительство теплотрассы. Считает, что четкое и однозначное определение границ выявленного объекта археологического наследия является необходимым и обязательным, должно быть определено с нормативным значением точности. В связи с чем, проведение строительных работ непосредственно на территории объекта культурного наследия «Мыльниково городище - 2 (Малое Мыльниковское городище)» не подтвержден документально.
Кроме того, КСиА не являлся заказчиком проектных работ на строительство надземной теплотрассы, не является стороной муниципального контракта, заключенного между МУП г.Шадринска «Комбинат бытового обслуживания» и ООО «Спецпроект». Приемка проектной документации осуществлялась в соответствии с условиями муниципального контракта заказчиком МУП г.Шадринска «Комбинат бытового обслуживания». Таким образом, в случае, если проектная документация по строительству надземной теплотрассы была разработана с нарушением требований законодательства РФ, ответственность исполнителя возникает перед заказчиком, который имеет право требовать устранения недостатков, выявленных в пределах гарантийного срока.
На основании изложенного, считает, что вина КСиА в совершении правонарушения отсутствует. Доказательств, позволяющих однозначно определить границы территории объекта археологического наследия, не представлено. Кроме того, КСиА не имеет право проверять проектную документацию на предмет соответствия требованиям законодательства, т.к. его полномочия ограничены Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (письменные возражения руководителя КСиА - л.д....).
Представитель КСиА ФИО4, действующая по доверенности от ....2019г. доводы представителя ФИО3 поддержала.
Суд, заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, пришел к выводу об отсутствии в действиях КСиА Администрации г.Шадринска состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ влечет административную ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до двадцати миллионов рублей.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - Закон).
В соответствии со ст. 3 Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с ч.3 ст.3.1 Закона границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Согласно ч.7 ст.3.1 Закона сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", должны содержать графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии со ст. 34 Закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Согласно п. 1 ст. 40 Закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с п.6 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно п. 18 Положения информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах данных зон в обязательном порядке размещается органом государственной власти, утвердившим границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется им в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости.
Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).
В соответствии со ст.34.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что по результатам проверки, проведенной 29 июля 2019г. специалистами Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области, установлено:
-в культурном слое установлены 19 опорных стоек, что привело к повреждению культурного слоя на общей площади около 1 кв.м
- П-образным компенсатором поврежден ров в северной части городища
- на поврежденных участках культурного слоя на дневной поверхности фиксируются находки фрагментов керамической посуды раннего железного века
- в связи с размещением надземных конструкций изменен внешний облик объекта культурного наследия.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра № от 29.07.2019г. (л.д...), фотографиями (л.д....).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации №83600-р от 13 апреля 2017г. объект культурного наследия федерального значения «Мыльниково городище 2 (Малое Мыльниковское городище)», расположенный по адресу: Курганская область, г.Шадринск, в 0,2 км юго-восточнее ориентира жилой дом (адрес ориентира: <...> ...), зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ему присвоен регистрационный номер № (л.д....).
На указанный объект культурного наследия выдан паспорт (л.д.... в котором адресом (местоположением) объекта «Мыльниково городище 2 (Малое Мыльниковское городище)» является: Курганская область, Шадринский район, 1,6км восточнее с.Мыльниково на левом берегу р.Исеть. К паспорту приложена схема (л.д....
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области №81 от 09.04.2003г. утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия г.Шадринска по схеме согласно приложению. Объекты культурного наследия г.Шадринска, указанные в приложении №2, включены в Государственный реестр объектов национального и культурного достояния Курганской области (л.д....
Из выписки из Единого государственного реестра объектов национального и культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации следует, что объект культурного наследия «Мыльниково городище 2 (Малое Мыльниковское городище)» имеет местонахождение: Курганская область, г.Шадринск, в 0,2 км юго-восточнее ориентира жилой дом (адрес ориентира: <...> ...) (л.д....).
Суд, анализируя материалы дела об административном правонарушении, пришел к выводу о том, что они не содержат точного установления границ территории объекта культурного наследия - «Мыльниково городище 2 (Малое Мыльниковское городище)». В связи с чем, невозможно определить точное местонахождение границы территории указанного объекта и границы его охранной зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в нарушение требований п. 18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия - «Мыльниково городище 2 (Малое Мыльниковское городище)», не была направлена в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости. Данный факт подтверждается сведениями об основных характеристиках объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <...> д..., в которых отсутствуют информация об утвержденных границах зон охраны указанного объекта культурного наследия (л.д....).
Также суд считает, что КСиА Администрации г.Шадринска не является субъектом административного правонарушения пол следующим основаниям.
Заказчиком на проектирование на выполнение проектной документации «Тепловые сети» по адресу: <...> ... являлось МУП г.Шадринск «Комбинат бытового обслуживания» (задание на проектирование - л.д.... Разработка проектной документации осуществлялась ООО «Спецпроект» (л.д....). Приемка проектной документации была произведена заказчиком МУП г.Шадринск «Комбинат бытового обслуживании». -
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 17.11.1995г. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) архитектор и юридическое лицо при осуществлении архитектурной деятельности обязаны соблюдать обязательные требования в области проектирования и строительства и несут ответственность за качество выполненных работ.
На основании изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях КСиА Администрации города Шадринска состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.14.1 КоАП РФ, что на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.ст.29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Мыльниково городище 2 (Малое
Мыльниковское городище)», в отношении Комитета по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.
Судья Е.Ю.Шадрина