ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-132/2023 от 16.08.2023 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№5-132/2023

03RS0004-01-2023-003682-33

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 августа 2023 года город Уфа

Судья Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Харламов Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении в отношении генерального директора АО ТРК «Башкортостан» ФИО1, привлекаемого к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом – главным специалистом экспертом Отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций ФИО2, в отношении должностного лица – генерального директора АО ТРК «БАШКОРТОСТАН» ФИО1, составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ.

В обоснование правонарушения указано, что в рамках систематического наблюдения в отношении АО ТРК «БАШКОРТОСТАН» по лицензии № Л033-00114-77/00056835, проведенного Управлением Роскомнадзора по Республике Башкортостан в период со 02.06.2023 г. по 22.06.2023 г. проанализировано телевизионное вещание телеканала «БСТ» на частотном канале 8 ТВК в г. Уфа в период с 00:00 ч, 05.06.2023 по 00:00 ч, 12.06.2023 по местному времени.

По результатам анализа эфира установлено, что в период с 11 ч. 46 мин. по 12 ч. 29 мин.11.06.2023 г. на телеканале «БСТ» транслировалась передача «ПОРТРЕТ» с Алией ФИО3 и с другими участниками передачи, в которой в нарушение требований ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» участниками упоминались иноагенты «Моргенштерн», «Земфира», «Face», «Дудь», без указания передаче на то, что они являются иноагентами.

Как следует из акта анализа записи эфира телеканала «БСТ» от 22.06.2023 г. (трансляции передачи «ПОРТРЕТ» доступна по адресу в сети «Интернет»:https://disk.yandex.ru/d/lSNEcKWzu9GhyA) и сведения из реестра иностранных агентов с официального сайта Минюста России.

Установлено, что упомянутые лица: «Моргенштерн», «Земфира», «Face», «Дудь», внесены в реестр иностранных агентов, однако АО ТРК «БАШКОРТОСТАН», допустило нарушение требований ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» распространение материалов телеканала «БСТ» с информацией об иностранных агентах без указания в передаче на статус иностранного агента допущено в период с 11:46 ч. по 12:29 ч. 11,06.2023 местного времени, что подтверждается снимками экрана (скриншотами).

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 22.06.2023 генеральным директором АО ТРК «БАШКОРТОСТАН» является ФИО1.

Просят суд привлечь должностное лицо к административной ответственности за совершение административного правонарушении предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Управления Роскомнадзора по РБ ФИО4 просила признать генерального директора АО ТРК «БАШКОРТОСТАН» З. Р.Р. виновным в совершении вмененного правонарушения, назначить соответствующее наказание.

Представитель лица привлекаемого к административной ответственности в судебном заседании вину во вменяемом административном правонарушении не признал, по основаниям, изложенным в объяснении. Суду пояснил, что генеральный директор не является субъектов вмененного административного правонарушения. Просил суд на основании ст. 2.4., 24.5 КоАП РФ, производство по данному административному делу в отношении генерального директора АО ТРК «Башкортостан» З. Р.Р. прекратить, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, суд установил.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об иностранных агентах (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации) либо производимых ими материалов без указания на статус иностранного агента -

(в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 622-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Правовое регулирование отношений, касающихся свободы слова и свободы массовой информации, осуществляется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о средствах массовой информации).

Согласно ч. 9 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", запрещается распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, о физическом лице, включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также материалов, созданных такими некоммерческой организацией, общественным объединением, физическим лицом, без указания на то, что некоммерческая организация, незарегистрированное общественное объединение или физическое лицо выполняет функции иностранного агента.

Как следует из материалов дела, АО ТРК «БАШКОРТОСТАН» осуществляет деятельность по телевизионному вещанию на основании лицензии от 12.08.2013 № Л033-00114-77/00056835 (срок действия лицензии до 23.10.2024), в соответствии с которой предписано осуществлять распространение СМИ: «БСТ» (регистрационная запись СМИ от 04.04.2018 ЭЛ № ФС 77 - 72591) - объемом вещания 168 часов в неделю. Форма распространения массовой информации - телеканал. Среда вещания: универсальная, универсальная (наземное эфирное вещание). Способ распространения продукции средств массовой информации - универсальная. Территории вещания - Республика Башкортостан, Челябинская область (РАЗДЕЛ 2 к лицензии № Л033-00114-77/00056835).

Таким образом, АО ТРК «БАШКОРТОСТАН» как юридическое лицо несет ответственность за организацию деятельности телеканала «БСТ».

В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» редакцией руководит главный редактор и несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором АО ТРК «БАШКОРТОСТАН» является ФИО1.

ДД.ММ.ГГГГ между Агентством по печати с средствам массовой информации Республики Башкортостан и З. Р.Р. заключен трудовой договор -ТД с руководителем государственного предприятия Республики Башкортостан, согласно которого, последний с ДД.ММ.ГГГГ приступает к исполнению обязанности руководителя, в должности директора ГУП ТРК «БАШКОРТОСТАН» Республики Башкортостан.

Между тем АО ТРК «БАШКОРТОСТАН» действует на основании Устава, утвержденного Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24.10.2022 г. №2879. Телеканал «БСИ» - действует на основании Устава, утвержденного учредителем СМИ «БСТ» АО ТРК «БАШКОРТОСТАН» от 17.04.2023 г.

В ходе проведения мониторинга средств массовой информации, проведенного Управлением Роскомнадзора по Республике Башкортостан в период со 02.06.2023 г. по 22.06.2023 г. проанализировано телевизионное вещание телеканала «БСТ» на частотном канале 8 ТВК в г. Уфа в период с 00:00 ч. 05.06.2023 г. по 00:00 ч. 12.06.2023 г. по местному времени. По результатам анализа эфира установлено, что в период с 11 ч. 46 мин. по 12 ч. 29 мин. 11.06.2023 г. на телеканале «БСТ» транслировалась передача «ПОРТРЕТ» с Алией ФИО3 и с другими участниками передачи, в которой выявлено нарушение требований п. 9 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», где участниками упоминались иноагенты «Моргенштерн», «Земфира», «Face», «Дудь», без указания передаче на то, что они являются иноагентами.

Факт совершения должностным лицом административного правонарушения ее виновность, в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении;, копией акта документирования при анализе записи эфира телеканала «БСТ», реестром иностранных агентов, актом об изготовлении скриншотов; записью трансляции передачи «ПОРТРЕТ» в сети «Интернет»:https://disk.yandex.ru/d/lSNEcKWzu9GhyA, заключением о результатах систематического наблюдения от 09.06.2023 г., справкой о результатах систематического наблюдения по лицензии № Л033-00114-77/00056835.

Положениями Закона о средствах массовой информации определен круг субъектов, на которых может быть возложена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Согласно ст. 19 Закона о средствах массовой информации Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Однако в соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения ши административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в соответствии ст. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2,4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Письмом Минфина России от 31.01.2020 №09-07-10/6337 «Об административной ответственности должностных лиц» выражено следующее мнение по данному вопросу:

- виновность лица, совершившего противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность (в том числе в виде штрафа), подлежит выяснению при производстве по делу об административном правонарушении р соответствии с КоАП РФ;

- установление (предрешение) виновности или невиновности лица законом, постановлением, распоряжением либо иным актом без оценки фактических данных, объяснений и иных, подлежащих выяснению при производстве по делу об административном правонарушении обстоятельств, противоречит имеющей основополагающее значение для защиты прав человека презумпции невиновности

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Обязательным условием привлечения к административной ответственности гражданина в качестве должностного лица необходимо соблюдения двух обязательных условий: наделение его организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями и не исполнение либо ненадлежащее исполнение им своих должностных обязанностей (решение Верховного суда Удмуртской Республики от 28 августа 2017 г, по делу № 7-431/2017).

Как следует из устава АО ТРК «Башкортостан», трудового договора № 5-ТД от 09.12.2021г., а также дополнительного соглашения № 2-ДС к трудовому договору № 5-ТД от 09.12.2021г. от 17.03.2023г., в должностные обязанности генерального директора в части осуществления распространения и контроля по распространению и порядку распространения информации на телеканале «БСТ» не входит, так как к компетенции генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью АО ТРК «Башкортостан».

В соответствии с п.1.1. Устава редакции средства массовой информации «БСТ» от 17.04.2023г. (далее - Устав редакции) производство и выпуск средства массовой информации - телеканала «БСТ» осуществляет редакция средства массовой информации «БСТ» (далее - Редакция). Редакция осуществляет деятельность по производству и выпуску СМИ на основе профессиональной самостоятельности (п. 1.5. Устава редакции). Предметом деятельности Редакции является производство и выпуск СМИ в соответствии с тематикой, заявленной Учредителем при его регистрации как СМИ (п, 2.1. Устава редакции). Учредителем средства массовой информации «БСТ» (далее - «СМИ») является Акционерное общество Телерадиовещательная компания «Башкортостан» (далее - «Учредитель»).

Согласно п. 3.3. Устава редакции Учредитель обязан не вмешиваться в профессиональную деятельность Редакции, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, настоящим Уставом. Учредитель несет ответственность только по претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя.

В соответствии с п. 4.3. Устава редакции Редакция, также обязана о осуществлять оформление материалов для телеканала в соответствии с требованиями стандартов, технических условий, других нормативных документов; осуществлять свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, в строгом соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом и данными, представленными в Лицензиях (соблюдение общего объема вещания, программной концепции, языков вещания и т.д.); соблюдать требования ст. 27 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»; размещать в СМИ обязательные сообщения, предусмотренные ст. 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Согласно п. 6.1. Устава редакции управление Редакцией осуществляют органы управления Учредителя и Главный редактор в пределах своей компетенции, установленной настоящим Уставом, Уставом и иными документами Учредителя.

В соответствии с п. 6.2. Устава редакции органы управления Учредителя, в пределах своей компетенции, установленной в Уставе и иных документах Учредителя, решают следующие вопросы деятельности Редакции: определяют основные направления деятельности Редакции; принимают решения о размещении рекламы на телеканале; утверждают и освобождают от должности Главного редактора, заключают с ним договор, в котором определяются его права, обязанности и ответственность; утверждают ежегодные отчеты Главного редактора о деятельности Редакции и об использовании средств и имущества, выделенного Редакции; решают вопросы приема и увольнения работников Редакции, заключают трудовые и иные договоры с журналистами и иными работниками Редакции; выделяют необходимые финансовые и материальные средства на производство и выпуск телеканала, утверждают смету расходов Редакции; осуществляют иные полномочия в соответствии с Уставом Учредителя.

Данный перечень вопросов, относящихся к сфере деятельности и полномочий

Учредителя является исчерпывающим.

Таким образом, исходя из п. 6.6 Устава редакции, главный редактор в пределах своей компетенции осуществляет управление Редакцией на основе принципа единоначалия и самостоятельно решает все вопросы деятельности Редакции, за исключением отнесенных настоящим Уставом к компетенции органов управления Учредителя: он же несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» и другими законодательными актами Российской Федерации (п. 6.7. Устава редакции).

Он же, организует работу Редакции, вносит Учредителю предложение о структуре Редакции, дает распоряжения и указания, обязательные для исполнения работниками Редакции; принимает окончательное решение о производстве, выпуске и распространении продукции СМИ; принимает решения об одобрении или отклонении представляемых на рассмотрение материалов (сообщений), регулирует разногласия между авторами, редакторами и другими сотрудниками редакции; разрешает выпуск в свет (в эфир) СМИ (п. 6.8. Устава редакции)

Таким образом, ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ в соответствии с п. 7.3., Устава редакции несет Главный редактор.

Из представленных в материалы дела устава АО ТРК «Башкортостан», трудового договора, дополнительного соглашения в служебные обязанности генерального директора З. Р.Р. не входят обязанности по осуществлению распространения и контроля по распространению и порядку распространения информации на телеканале «БСТ», относятся лишь вопросы руководства деятельностью компаний.

Доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что З. Р.Р. является субъектом вмененного ему административного правонарушения, не добыто, материалы дела таких доказательств не содержат.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2006 года N 556-О следует, что во взаимосвязи со ст. 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ направлены на обеспечение вытекающих из Конституции РФ общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц), в том числе при отсутствии их вины.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно положений ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Отсутствие вины, а, следовательно, и состава административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.10, 24.5, 30.1 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора АО ТРК «Башкортостан» ФИО1, привлекаемого к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан либо непосредственно в Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья Д.А. Харламов