ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
09 апреля 2018 года дело № 5-133 г. Мегион
Судья Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Суркова Л.Г. с участием адвоката Горбачевой Г.В., при секретаре Каташинской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 2», привлекаемого к административной ответственности по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу по делу об административном правонарушении от 14.02.2018г., составленному старшим инспектором отдела лицензионного контроля Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры в отношении юридического лица – Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 2» (далее Учреждение), следует, что Учреждение в период с 01.09.2017г. по момент проверки 09.02.2018г. осуществляло образовательную деятельность по адресу: ул. Нефтяников, д.6/1 в поселке городского типа Высокий г. Мегиона ХМАО-Югры (территория детского сада «Родничок») при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности, что является грубым нарушением лицензионных требований и влечет административную ответственность по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, а именно, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешение (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший инспектор отдела лицензионного контроля Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры ФИО1 поддержала доводы административного протокола в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствии надлежаще извещенного законного представителя юридического лица – директора Учреждения ФИО2 по правилам п.4 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ.
В суде представитель Учреждения по ордеру адвокат Горбачева Г.В. пояснила, что факт совершения данного административного правонарушения Учреждением не оспаривается, однако в связи с тем, что в марте 2018 года договор на реализацию дополнительной общеразвивающей программы в области искусства Учреждением с детским садом «Родничок» расторгнут, предоставление Учреждением образовательной деятельности в данном детском саду без наличия санитарно-эпидемиологического заключения не повлекли тяжких последствий, поэтому просит прекратить производство по делу.
В судебном заседании установлено, что факт совершения Учреждением административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 14.02.2018г.; актом проверки от 09.02.2018г. Обрнадзором Югры Учреждения - МБУ ДО «ДШИ № 2», в ходе которой был установлен факт осуществления образовательной деятельности учреждением по адресу, не указанному в лицензии на осуществление образовательной деятельности; копией устава Учреждения, копией лицензии Учреждения, копией договора между Учреждением и МБДОУ «Детский сад № 13 «Родничок»; пояснительной запиской директора МБУ ДО «ДШИ № 2» ФИО2, из которой следует, что Учреждение реализует дополнительную общеразвивающую программу в области искусств «Первые шаги в мир искусств» в детском саду «Родничок» в рамках реализации проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ № 11 от 30.11.2016г., поскольку данный детский сад находится в удалении от Учреждения, как и поселок Высокий от г. Мегиона, и для безопасности детей было принято решение о проведении занятий в рамках указанной выше программы на территории данного детского сада, т.к. у дошкольного учреждения «Родничок» имеется санитарно-эпидемиологическое заключение, а преподаватели учреждения имеют санитарные книжки.
Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 150 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ.
Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 966 от 28.10.2013г., к грубым нарушениям лицензионных требований отнесены нарушения, повлекшие за собой последствия, предусмотренные п.11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ от 04.05.2011г., в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 Положения.
Наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности предусмотрено п. «ж» п.6 Положения.
Таким образом, суд считает, что указанными доказательствами подтверждается вина Учреждения в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, то есть, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным
разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Вместе с тем, изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для освобождения Учреждения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.
В соответствии с разъяснениями п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24.03.2005г. малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как следует из обзора судебной практики Верховного Суда РФ за январь - июль 2014 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014г., статья 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений.
Следовательно, она может быть применена в отношении любого предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Пунктом 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ от 04.05.2011г. предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия
(памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Как установлено в суде, осуществление Учреждением в период с сентября 2017 года по март 2018 года образовательной деятельности учреждением по адресу, не указанному в лицензии на осуществление образовательной деятельности, без наличия санитарно-эпидемиологического заключения не повлекли тяжких последствий и вреда жизни, здоровью обучающихся, т.к. дополнительное обучение происходило в детском саду «Родничок» в рамках реализации проекта «Доступное дополнительное образование для детей», и у дошкольного учреждения «Родничок» имеется санитарно-эпидемиологическое заключение, то при таких обстоятельствах, учитывая характер допущенного нарушения и условия его допущения, отсутствие по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий вследствие действий Учреждения, а также доказательств наличия существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для личности, общества или государства, допущенное Учреждением административное правонарушение является малозначительным, что в силу ст. 2.9 КоАП РФ служит основанием для освобождения Учреждения от административной ответственности с объявлением устного замечания законному представителю юридического лица – директору Учреждения ФИО2
Руководствуясь ст. 2.9, ст. 29.1- 29.13 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Освободить юридическое лицо - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 2» от административной ответственности по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания законному представителю юридического лица – директору Учреждения ФИО2
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 2» прекратить.
Постановление может быть обжаловано в суд Ханты – Мансийского автономного округа-Югра через Мегионский городской суд в течение 10 дней.
Судья подпись
Копия верна. Судья Л.Г. Суркова