ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1331/2017 от 30.01.2018 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-1331/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

30 января 2018 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., (город Мурманск, проспект Ленина, дом № 2),

рассмотрев дело в отношении:

юридического лица Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» (далее – ФГУП ГЦСС, предприятие), юридический и почтовый адрес: ***, ИНН ***, ранее к административной ответственности за совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, не привлекавшегося,

об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

*** по адресу: ***, в ходе проведения плановой проверки отделом государственного контроля Управления Росгвардии по *** области установлено следующее. ФГУП Главный центр специальной связи Управления специальной связи по *** области в период с *** по *** в служебном помещении (комнате высокоценных отправлений), расположенной Адрес***, в нарушение ст. 22 Федерального закона РФ от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» осуществляло хранение *** оружия ***, принятого у гражданина Лакоба Р.В.*** по договору оказания услуг специальной связи по доставке ***№*** Управлением специальной связи по *** области для доставки из *** в *** не ранее ***, в отсутствие разрешения на хранение оружия серии *** на служебное помещение – комнату хранения высокоценных отправлений.

По данному факту *** в отношении ФГУП ГЦСС составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 20.8 КоАП РФ.

Административное дело в отношении ФГУП ГЦСС поступило в суд *** и подсудно Первомайскому районному суду города Мурманска.

В судебном заседании защитник ФГУП ГЦСС Филатова Н.В. и Шевченко П.Г. возражали против привлечения предприятия к административной ответственности по инкриминируемой статье. Факт отсутствия разрешения на хранение оружия серии *** на служебное помещение не отрицали. В обоснование своих возражений указали, что по условиям договора оказания услуг специальной связи по доставке ***, заключенного *** между ФГУП ГЦСС и гражданином Лакоба Р.В., предприятие приняло на себя обязательство перевезти *** в связи с переездом Лакоба на новое место жительства. В соответствии с пунктом 2.2. указанного договора предприятие обязано оказать услугу, обеспечить сохранность отправления с момента получения до момента вручения, использовать закрытые транспортные средства, которые оборудованы запирающим устройством, имеющие места для лиц, ответственных за доставку, согласовать с органами внутренних дел по месту учета оружия и патронов маршрут движения и вид транспорта, а также получить разрешение на перевозку (РПЮ). Срок оказания услуги в соответствии с пунктом 4.3 договора устанавливается из расчета реального времени, необходимого для доставки груза к месту назначения.

*** заключен договор перевозки, *** подготовлено заявление на выдачу РПЮ, указанное заявление подано в ЦЛЛР Управления Росгвардии по *** области *** после получения сведений о готовности транспортного средства и сотрудников к маршруту. Согласно ст.7 Регламента предоставления государственной услуги по получению разрешений в органах внутренних дел, утвержденного Приказом МВД России от ***№***, срок предоставления услуги по выдаче разрешения составляет не более 14 дней со дня регистрации заявления о выдачи. В *** года получено разрешение на перевозку оружия, принадлежащего гражданину Лакоба Р.В№*** от ***. На время оформлении разрешения на перевозку оружие Лакоба размещалось в комнате хранения высокоценных отправлений, на которую разрешение на хранение оружия не выдавалось. Между тем обязанности предприятия получить такое разрешение на комнату хранения высокоценных отправлений действующим законодательством не установлено.

Кроме того в ходе неоднократных проверок наличия организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц, проводимых в соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого и ручного стрелкового и служебного оружии, находящихся во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства РФ в области оборота оружия, утвержденного Приказом МВД России от 29.06.2012 №646, в период с *** по *** замечаний о нарушении порядка перевозки и необходимости получения разрешения серии *** не имело места быть.

В приложении №8 к Административному регламенту, утвержденному Приказом МВД России от 05.05.2012 №408 (форма приложения 3), установлено, что в бланке разрешения серии *** должны содержаться сведения, в том числе о видах и типах контренного оружия, подлежащих хранению, их количество и тип, адрес места хранения, основание для хранения. При этом разрешение действительно при наличии списка номерного учета.

Срок предоставления услуги также 14 дней, следовательно, при каждом получении оружия, принадлежащего третьим лицам, к перевозке, предприятие должно обращаться за получением разрешения серии ***. Полагали, что получить разрешение на комнату высокоценных отправлений не возможно поскольку оружие всегда разное, а получать его при каждом случае перевозки оружия третьих лиц не предусмотрено законодательством. За время изготовления разрешения серии ***, разрешение серии РПЮ может быть уже готово, и не начав своего действия разрешение серии *** потеряет свою актуальность. Обратили особое внимание на то, что комната высокоценных отправлений расположена на втором этаже УСС по Мурманской области. Для доступа в нее необходимо получить доступ на режимный отдел, миновать дежурных по управлению, вооруженных боевым стрелковым оружием. В момент составления протокола были даны разъяснения, о том, что попасть в режимное помещение – комнату высокоценных отправлений могут только лица, имеющие допуск, что подтверждается выпиской из приказа ***№***. Указанные лица поименованы в приказе №*** от ***, в управлении ведется журнал приема и сдачи под охрану режимных помещений. В должностной инструкции фельдъегеря (дежурного) предусмотрена обязанность обеспечить охрану помещений и имущества, в должностной инструкции экспедитора 1 класса предусмотрена обязанность при уходе с работы передать помещение под охрану дежурному и опечатать дверь. Режимный объект сдается под охрану (ставится на охранно-пожарную сигнализацию), у дежурного имеются четкие инструкции действий, в случае возникновения угрозы проникновения в здание посторонних лиц. С учетом изложенного указали, что оружие в УСС по *** области находилось на законном основании и было перевезено без нарушения правил перевозки. Комната хранения высокоценных отправлений не соответствует требованиям к помещению, на которое может быть выдано разрешение на хранение оружия, принадлежащего третьим лицам, однако за получением такого разрешения на данную комнату не обращались.

В дополнение указали, что протокол имеет неверные указания на ИНН и ОГРН лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанность получения разрешение на хранение оружия в комнате высокоценных отправлений не закреплена законодательно. В действиях предприятия нет события правонарушения, поскольку юридическое лицо не осуществляло незаконное хранение, а осуществляло перевозку оружия по договору с физическим лицом, время нахождения оружия Лакоба в УСС по *** области до момента его отправки по маршруту не является хранением, а является первым этом обработки груза в целях его перевозки согласно условиям договора. В связи с отсутствием в действиях общества события инкриминируемого правонарушения просили прекратить производство по делу на основании п.1 ст. 24.5 КоАП РФ. Кроме того указали, что юридическое лицо не было надлежащим образом уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении, что является существенным нарушением ст. 28.2 КоАП РФ, права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности и влечет прекращение производство по делу за отсутствием события инкриминируемого правонарушения. Принимая во внимание уведомление юридического лица за два часа до окончания рабочего дня, отсутствовала физическая возможность направить представителя, выдать представителю в *** доверенность на представление интересов юридического лица с правами, предусмотренными КоАП РФ, направить ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении. Письменные возражения на протокол и дополнения к ним приобщены в материалы дела. На вопрос суда указали, что оружие доставлено в Калининград и вручено Лакобе.

Представитель административного органа Отделения контроля за частной охранной деятельностью Центра лицензионной разрешительной работы Управления Росгвардии по *** области ФИО1 полагал, что в действиях ФГУП ГЦСС имеется состав инкриминируемого правонарушения. Полностью подтвердил обстоятельства выявленного правонарушения, изложенного в протоколе об административном правонарушении. Представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела. Указал, что в силу пункта 72 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» перевозка оружия и патронов по территории Российской Федерации производиться на договорной основе юридическими лицами, уставами которых предусмотрено оказание услуг по перевозке оружия и патронов, на основании разрешения на перевозку, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с пунктом 73 указанного постановления перевозчики после заключения договоров о перевозке оружия и патронов обязаны в том числе при необходимости оборудовать места временного хранения передаваемого для перевозки оружия и патронов, получить в органах внутренних дел разрешение на их хранение. Порядок и требования к условиям хранения оружия установлены приказом МВД РФ от 12.04.1999 №288 «О мерах по реализации постановления правительства РФ от 21.07.1998 №814 (далее Инструкция). В соответствии с пунктом 143 указанного порядка для осуществления временного хранения или смешанных режимов хранения (постоянное и временное) при выполнении требований Инструкции выдается разрешение серии *** с отметкой для временного хранения оружия и патронов. Учет временно хранящегося оружия и (или) патронов осуществляется в отдельных разделах книг выдачи и приема оружия либо в книгах временного хранения оружия и патронов по форме, указанной в приложении 61 Инструкции, при этом списки номерного учета оружия не ведутся. Пунктом 2 Приказа МВД России от 05.05.2012 №408 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу или гражданину РФ разрешения на хранение оружия и (или) патронов» определен круг заявителей, в который входят юридические лица – перевозчики оружия и (или) патронов. Пунктом 9.1.3 указанного Приказа определен перечень документов, необходимых для подачи юридическим лицом- перевозчиком заявления для получения разрешения на хранение оружия. Между тем в период времени с *** по *** юридическое лицо ФГУП Главный центр специальной связи по месту нахождения филиала в помещении – комнате высокоценных отправлений осуществляло хранение огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия, принятого у гражданина Лакоба Р.В. по договору №***. Юридическое лицо в период исполнения договора по перевозке обязано было получить на помещение, в котором будет осуществляться временное хранение оружия, разрешение на хранение оружия и (или) патронов серии ***. Данное помещение в соответствии с пунктом 55 указанного Постановления должно быть специально оборудовано для хранения оружия, оснащено техническими средствами охраны и иными средствами защиты, а оружие в этом помещении должно храниться в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах в соответствии с требованиями приказа МВД РФ от ***№***. Между тем филиал осуществлял хранение оружия в помещении – комнате высокоценных отправлений, не предназначенном для хранения оружия. Данными действиями юридическим лицом нарушены правила оборота оружия, выразившиеся в неисполнении требований Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии», Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», приказа МВД РФ от ***№*** «О мерах по реализации постановления правительства РФ от 21.07.1998 №814», что образует состав ч.6 ст. 20.8 КоАП РФ. В письменном пояснении к протоколу устранил недостаток протокола, а именно указал, что факт нарушения правил оборота оружия выявлен *** в ходе проведения плановой проверки ФГУП Главный центр специальной связи Управления специальной связи по *** области с ОГРН ***, ИНН ***, расположенного по адресу: ***,в соответствии с планом проверок на *** год. Дополнительно указал, что разрешение на хранение оружия третьих лиц, серии ***, на помещение временного хранения, оборудованного в соответствии с требованиями законодательства для хранения оружия, можно получить на все виды оружия и типы патронов, приведенные в законе об оружии, без указания конкретного оружия и типа патронов, принятого к перевозке, сроком на 5 лет. Также пояснил, что при отсутствии разрешения на хранение оружия третьих лиц в помещении временного хранения исполнитель по договору должен был принять от заказчика оружие в день отправления груза.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, прихожу к выводу о том, что событие и вина юридического лица ФГУП «Главный центр специальной связи» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.20.8 КоАП РФ, установлена и подтверждается письменными доказательствами, представленными в материалы дела, а именно:

- копией договора оказания услуг специальной связи по доставке оружия и патронов №*** от ***, заключенного между ФГУП ГЦСС и Лакоба Р.В., согласно которому предприятие приняло на себя обязательство за плату доставить из *** в ******, которые передаются заказчиком исполнителю по адресу: ***, и вручается исполнителем лицу, указанному заказчиком в заявке. В соответствии с пунктом 2.2.2 договора исполнитель обязуется обеспечить сохранность отправлений с момента получения до момента вручения получателю. В соответствии с пунктом 2.2.5 договора исполнитель обязуется получить разрешение на перевозку оружия и патронов в органах внутренних дел. В соответствии с пунктом 2.2.6 договора исполнитель обязуется при возникновении обстоятельств, препятствующих перевозке отправлений, передать их на временное хранение в ближайший орган внутренних дел. В соответствии с пунктом 2.5.1 договора стороны обязаны соблюдать требования законодательства РФ при исполнении обязательств по договору. В соответствии с пунктом 4.1 договора в течении двух дней после получения письменной заявки заказчика на оказание услуг исполнитель обращается в органы внутренних дел для получения разрешения на перевозку. В соответствии с пунктом 4.2 договора в течении двух дней с даты получения разрешения на перевозку исполнитель принимает груз заказчика. Конкретная дата приема груза согласовывается сторонами;

- приложением к разрешению серии РПЮ - список номерного учета оружия, планируемого к перевозке Управлением спецсвязи *** области, в котором поименовано *** договор №*** т ***;

- заявлением Лакоба Р.В. от *** о принятии к перевозке ***, в связи с переездом на новое место жительства в ***;

- копией книги учета перевозок *** Управления спецсвязи по *** области, содержащей запись о принятии ***, принадлежащего Лакоба Р.В. к перевозке;

- копией накладной №*** от *** на отправления, направленные в ***;

- копией заявления от *** Управления Специальной связи по *** области о выдаче разрешения на перевозку ***

- рапортом временно исполняющего обязанности начальника ОГК Управления Росгвардии по *** области ФИО2 от ***, из которого следует, что *** в ходе проведения проверки Управления специальной связи по *** области, установлено, что в период времени с *** по *** в служебном помещении (комнате хранения высокоценных отправлений) Управления специальной связи по *** области, расположенном по адресу: ***, сотрудниками Управления специальной связи по *** области, осуществлялось хранение *** Оружие было принято по договору оказания услуг №*** Управлением специальной связи по *** области от гражданина Лакоба Р.В. для доставки из *** в *** и до неустановленной даты, но не ранее ***, что подтверждено накладной №***, хранилось в служебном помещении Управления специальной связи по *** области по адресу: *** Разрешение на хранение оружия серии *** у Управления специальной связи по *** области отсутствует. На основании изложенного указал, что в действиях юридического лица ФГУП ГЦСС усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 20.8 КоАП РФ;

- уведомлением от *** о времени и месте составления протокола ***, направленное посредством факсимильной связи юридическом улицу *** и врученному нарочно *** начальнику отдела Управления специальной связи по *** области ФИО3,

- протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 20.8 КоАП РФ, от ***, составленным в отношении ФГУП «Главный центр специальной связи», расположенный по адресу: ***, в присутствии начальника филиала ФГУП Главный центр специальной связи – Управления специальной связи по *** области ФИО4., который высказал не согласие в протоколом;

- копией доверенности от ***, выданной ФГУП «ГЦСС» начальнику Управления ФИО4. на представление интересов юридического лица с правом представлять интересы юридического лица в правоохранительных органах, в судебных органах на всех стадиях судебного процесса, в том числе при рассмотрении дела по существу, в том числе пользоваться всеми процессуальными правами и совершать все необходимые действия, связанные с выполнением этого поручения;

- объяснениями Шевченко П.Г. от ***, которому разъяснена ст. 51 Конституции РФ, права, предусмотренные, в том числе ст. 25.5 КоАП РФ, из которых следует, что в период с *** по ***, принадлежащее Лакобе Р.В. оружие – *** хранилось в служебном помещении – комнате хранения высокоценных отправлений, расположенном по адресу: ***, в отсутствие разрешения на хранение гражданского и служебного оружия, выдаваемого юридическим лицам в порядке ст. 22 Федерального закона об оружии;

а также иными материалами, представленными в материалы дела.

Изучив материалы дела, судья считает вину ФГУП ГЦСС в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.

Согласно части 6 статьи 20.8 КоАП РФ незаконное приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент выявления административного правонарушения, далее - Федеральный закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.

Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 (далее - Правила).

Согласно пункту 55 указанных Правил юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Разделом XIII указанных Правил предусмотрены требования к транспортировке и перевозке оружия и патронов.

В соответствии с пунктами 72,73 Правил перевозка оружия и патронов по территории Российской Федерации производится на договорной основе юридическими лицами, уставами которых предусмотрено оказание услуг по перевозке оружия и патронов (далее именуются - перевозчики), на основании разрешений на перевозку, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации (п.72).

Перевозчики после заключения договоров о перевозке оружия и патронов обязаны, в том числе:

перевозить оружие и патроны с учетом требований, предусмотренных пунктами 69 - 71 настоящих Правил (п.п. «б»);

при необходимости оборудовать места временного хранения передаваемого для перевозки оружия и патронов, получить в органах внутренних дел разрешение на их хранение в порядке, установленном настоящими Правилами (п.п. «в»);

при возникновении обстоятельств, препятствующих перевозке оружия и патронов, передать их на временное хранение в ближайший орган внутренних дел (п.п. «г»).

Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (ред. от 30.12.2014) "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".

Согласно пункту 139 указанной Инструкции организации, осуществляющие перевозку оружия воздушным, водным, железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта, ведут следующие документы в том числе документы, предусмотренные настоящей Инструкцией для мест размещения и хранения оружия и патронов, а также служебную документацию для подразделений охраны (служб безопасности), осуществляющих пропускной режим и сопровождение перевозимого (транспортируемого) груза (п.п. «в»).

Согласно пункту 143 Инструкции прием оружия и (или) патронов на временное хранение может осуществляться на основании соответствующих распорядительных документов (приказов, распоряжений) руководителя юридического лица, его заместителя, ответственного за сохранность оружия и патронов в организации, или уполномоченного ими должностного лица организации (подразделения организации), ответственного за сохранность оружия и патронов на объекте их хранения.

Учет временно хранящегося оружия и (или) патронов осуществляется в отдельных разделах книг выдачи и приема оружия либо в книгах временного хранения оружия и патронов по форме, указанной в приложении 61 к настоящей Инструкции (списки номерного учета оружия не ведутся), а хранение оружия и патронов - в комнатах (сейфах, шкафах, пирамидах, ящиках, стеллажах) или складских помещениях, в том числе в указанных помещениях временного хранения с учетом требований, установленных в пункте 177 настоящей Инструкции.

Для осуществления временного хранения или смешанных режимов хранения (постоянное и временное) при выполнении требований настоящей Инструкции выдается разрешение серии РХ с отметкой "для временного хранения оружия и патронов", если на это помещение ранее не выдавалось разрешение одной из обозначенных серий. При организации смешанного режима хранения на действующих объектах постоянного хранения оружия и (или) патронов, имеющих разрешения названных серий, второе разрешение для временного хранения не выдается, временное хранение осуществляется на основании уже выданного разрешения.

Приказом МВД России от 05.05.2012 N 408 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на хранение оружия и (или) патронов.

В соответствии с пунктом 2 указанного Административного регламента юридические лица - перевозчики оружия и (или) патронов входят в круг заявителей на выдачу разрешения на хранение оружия.

В соотвтестви с пунктом 9.1.3 Административного регламента юридические лица - перевозчики оружия и (или) патронов к заявлению, представляемому в подразделение лицензионно-разрешительной работы УТ МВД России по ФО, ЛУ МВД России на транспорте или территориального органа МВД России на региональном или районном уровне, для получения разрешения прилагают:

копию учредительных документов юридического лица;

копию документов, подтверждающих наличие у юридического лица на праве собственности или на ином законном основании помещений, предназначенных для хранения оружия и (или) патронов, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

список граждан, ответственных за сохранность и учет оружия и патронов при осуществлении перевозочной деятельности;

Копии документов представляются вместе с подлинниками и заверяются подписью сотрудника.

Как следует из материалов дела и не оспаривается стороной защиты в период с *** до *** филиалом ФГУП Главного центра специальной связи Управления специальной связи по *** области, по адресу: ***, в помещении –комнате хранения высокоценных отправлений осуществлялось временное хранение ***, принятого у гражданина Лакоба Р.В. *** по договору оказания услуг специальной связи по доставке ***№***. При этом на помещение временного хранения высокоценных отправлений не выдавалось разрешений для осуществления временного хранения или смешанных режимов хранения как того требует пункт 143 Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814". В данном случае, в соответствии с подпунктом «г» пункта 73 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации Перевозчик после заключения договоров о перевозке *** обязан был при отсутствии оборудованного в соответствии с данными Правилами места временного хранения передаваемого для перевозки оружия и патронов, на которое не получено в органах внутренних дел разрешение на их хранение в порядке, установленном настоящими Правилами, при возникновении обстоятельств, препятствующих перевозке оружия и патронов, передать их на временное хранение в ближайший орган внутренних дел.

Факт наличия препятствия к перевозке оружия Лакоба в день его принятия от гражданина подтвержден материалами дела. Такое право перевозчика предусмотрено и пунктом 2.2.6 договора перевозки. Кроме того В силу пункта 4.2 договора перевозки №*** исполнитель должен был принять груз – оружие, принадлежащее гражданину Лакоба Р.В., в течение двух дней с даты получения разрешения на перевозку. При этом договором в указанном пункте предусмотрено условие, что конкретная дата приемки груза согласовывается сторонами.

Между тем в нарушение условий пункта 4.2 договора №***, несмотря на то, что разрешение на перевозку было получено не ранее ***, груз от заказчика принят ***, и отправлен не ранее ***.

Таким образом, учитывая изложенное выше, и принимая во внимание, что конкретная дата принятия груза могла быть согласована сторонами с учетом конкретной даты отправки (п.4.2 договора), юридическое лицо осуществляло временное хранение груза- оружия Лакоба Р.В. в помещении (комнате хранении высокоценных отправлений), в отсутствие разрешения на хранения, что является нарушением требований статьи 22 Федерального закона об оружии, пункта 54 указанных выше Правил, условий пункта 4.2, 2.2.1, 2.2.6 договора №*** и свидетельствует о незаконном хранении *** оружия, принадлежащего Лакоба Р.В.

Указанные действия образуют состав ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.

Согласно статьи 2.10 КоАП РФ, административной ответственности подлежит юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ.

Статьей 55 ГК РФ регламентировано, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства; филиалы не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Таким образом, субъектом административного правонарушения может быть только юридическое лицо, привлечение к административной ответственности филиалов нормами КоАП РФ не предусмотрено, поскольку филиалы не имеют статуса юридического лица, они не являются самостоятельными субъектами ответственности. Административную ответственность за правонарушение, совершенное в процессе деятельности филиала, несет создавшее его юридическое лицо.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, юридическое лицо ФГУП «Главный центр специальной связи» по месту нахождения своего филиала Управления специальной связи по *** области по адресу ***, осуществляло незаконное хранение *** оружия, принадлежащего Лакоба Р.В. в период с *** до ***, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.6 ст. 20.8 КоАП РФ.

Доказательств того, что ФГУП Главный центр специальной связи предприняло все зависящие от него меры по выполнению требований законодательства об обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, не имеется.

Таким образом, достоверно установлено, что юридическое лицо – ФГУП «Главный центр специальной связи» - не исполнило обязанности по соблюдению установленного порядка временного хранения оружия при выполнении услуг перевозки оружия, принадлежащего третьим лицам, чем нарушило требования статьи 22 Федерального закона об оружии, пункта 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814, требований Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (ред. от 30.12.2014) "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814".

ФГУП «Главный центр специальной связи» имело возможность соблюсти законодательство в области оборота оружия на территории Российской Федерации, однако, не сделало этого.

В ходе производства по делу об административном правонарушении объективных обстоятельств, препятствующих выполнению требований законодательства об обороте оружия, не установлено, а также отсутствуют факты реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей. Предприятие имело и реальную и правовую возможность выполнить требования статьи 22 Федерального закона об оружии, пункта 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814, Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (ред. от 30.12.2014) "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814", а также договора №***, но соответствующих мер не предприняло.

Административное правонарушение в данном случае не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля предприятия. При соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от юридического лица в целях надлежащего исполнения требований законодательства об обороте оружия на территории РФ, правонарушение было бы не допущено.

Действия правонарушителя судья квалифицирует по ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.

Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими наказание, судьёй признаются: совершение административного правонарушения впервые. Обстоятельств, отягчающих наказание, судьёй не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи совершенного правонарушения, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, при этом в соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц за данное правонарушение.

Санкция ч.6 ст.20.8 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц минимальный размер административного штрафа – 100000 рублей с конфискацией оружия и патронов к нему.

При рассмотрении вопроса об обоснованности и соразмерности назначения административного штрафа, учитывая обстоятельства совершения административного правонарушения, доводы защитника о том, что такой порядок работы сложился многолетней практикой и данное нарушение выявлено впервые, а также, что ФГУП «Главный центр специальной связи» является государственным унитарным предприятием, созданным в целях выполнения государственных задач по доставке специальной корреспонденции и специальных грузов, что, с учетом правовой позиции, изложенной Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 4-П от 25.02.2014, судьей признаются исключительными обстоятельствами, при этом считаю, что достаточным и справедливым наказанием в рассматриваемом случае будет являться административный штраф в размере 50000, который сможет обеспечить как карательную, так и превентивную функцию административного наказания. При этом дополнительное наказание в виде конфискации оружия не применяется, поскольку принадлежит третьему лицу, заключившему договор перевозки оружия и доставлено ему в *** по условиям договора №***.

Доводы защиты об отсутствии обязанности предприятия получить разрешение серии *** на комнату хранения высокоценных отправлений как не предусмотренной действующим законодательством судом отклоняются как необоснованные в силу приведенных выше положений Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" и Приказа МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814".

Доводы о том, что в ходе неоднократных проверок в соответствии с Приказом МВД России от ***№***, в период с *** по ***, не было выявлено в деятельности ФГУП ГЦСС нарушений порядка перевозки и не указывалось на необходимость получения разрешения серии *** на помещение временного хранения не имеют правового значения при рассмотрении данного дела.

Доводы защиты о том, что разрешение серии *** действительно при наличии списка номерного учета также признаю необоснованными. За получением такого разрешение на помещение временного хранения предприятие не обращалось, а согласно пункту 143 Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (ред. от 30.12.2014) "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814" учет временно хранящегося оружия и (или) патронов осуществляется в отдельных разделах книг выдачи и приема оружия либо в книгах временного хранения оружия и патронов по форме, указанной в приложении 61 к настоящей Инструкции (списки номерного учета оружия не ведутся), о чем также было указано должностным лицом, составившим протокол, в судебном заседании.

Доводы о том, что юридическим лицом соблюдаются все необходимые требования, обеспечивающие сохранность оружия третьих лиц не свидетельствуют об отсутствии в действии предприятия события инкриминируемого правонарушения, поскольку временное хранение оружия Лакобы Р.В. осуществлялось в помещении в отсутствии специального разрешения.

Доводы защиты о том, что предприятие не осуществляло временное хранение оружия физического лица, а период его нахождения в филиале до момента отправки является очередным этапом обработки груза, что также свидетельствует об отсутствии в действиях предприятия события инкриминируемого правонарушения, являются ошибочными, поскольку период нахождения оружия – груза до его отправки согласно пункту 73 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 определен как период временного хранения передаваемого для перевозки оружия и патронов, для которого необходимо оборудовать места временного хранения и получить в органах внутренних дел разрешение на их хранение в порядке, установленном настоящими Правилами в разделе XI указанного Постановления, регламентирующего порядок хранения оружия и патронов. На необходимость оборудования места временного хранения оружия и патронов указывает невозможность перевозки в день принятия груза по договору оказания услуг перевозки. В отсутствии места временного хранения и получения на него разрешения, при возникновении обстоятельств, препятствующих перевозке оружия и патронов, следовало передать оружие на временное хранение в ближайший орган внутренних дел, о чем также указано в пункте 2.2.6 договора №***.

Доводы защиты о существенных процессуальных нарушениях, допущенных при составлении протокола в части ненадлежащего извещения юридического лица о времени и месте составления протокола, а также о неверном указании ОГРН и ИНН юридического лица привлекаемого к административной ответственности не влекут к прекращению производства по делу, поскольку неточность указания ОГРН и ИНН устранена должностным лицом в ходе рассмотрения протокола, в связи с чем такое нарушение не является существенным.

Коме того, как разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года", утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009 статья 25.4 КоАП РФ предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.

Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. (Аналогичная позиция содержится в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006 (вопрос N 18).

КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

Согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица. Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют. Соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п.

Руководитель филиала или представительства юридического лица может участвовать в составлении протокола об административном правонарушении при наличии у него соответствующих полномочий, выраженных в положении о филиале (представительстве) и общей доверенности, выданной ему юридическим лицом.

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что в функции указанных подразделений общества в соответствии с законом входит представление интересов юридического лица вне места его нахождения, направление извещения о составлении протокола об административном правонарушении в адрес руководителя филиала (представительства) может быть признано надлежащим извещением законного представителя юридического лица.

Из материалов дела следует, что юридическое лицо посредством факсимильной связи, что не оспаривалось в судебном заседании, за сутки было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Более того о времени и месте составления протокола также был извещен и начальник филиала в *** области ФИО4, позиция ФИО4., отраженная в протоколе о несогласии с протоколом, была согласована с защитником Филатовой накануне составления протокола, на что указано защитниками в судебном заседании. Таким образом утверждение о том, что уведомление вручено не заблаговременно ***, не свидетельствует о нарушении прав предприятия, поскольку не имеется каких-либо данных об отсутствии у представителя общества, коим на составлении протокола был ФИО4., уполномоченный доверенностью на представление интересов предприятия, в том числе в правоохранительных органах, а также защитника либо законного представителя по месту нахождения юридического лица посредством факсимильной связи, реальной возможности заявить об отложении составления протокола, с целью реализовать права юридического лица на участие специально уполномоченного защитника или законного представителя юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении.

Кроме того протокол был вручен ФИО4. в день его составления, что не лишало специально уполномоченное на то лицо, представить свои возражения относительно протокола.

Право на защиту юридическим лицом реализовано в ходе рассмотрения протокола в суде.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ не установлено, иных доводов, способных повлечь к прекращению производства по делу не заявлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 3.4, ст. 4.1, ч. 6 ст. 20.8, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Федеральное Государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с применением п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Сумма штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам: ***

Квитанцию об оплате штрафа представить канцелярию суда в кабинет №123.

Разъяснить, что согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разъяснить, что неуплата административного штрафа в срок влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде двукратного размера суммы неуплаченного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 (десяти) дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Первомайского районного

суда города Мурманска подпись М.С. Дурягина