Дело № 5-1332/2020
51RS0002-01-2020-003336-26
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Мурманск 15 июля 2020 года
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Кутушова Ю.В., (<...>), рассмотрев административное дело в отношении:
иностранной компании «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED», *** ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.16.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
*** в *** для совершения таможенных операций при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС) и оформления прихода судна *** в порт *** (находящегося на рейде ***) таможенному органу перевозчиком были предоставлены документы и сведения, предоставляемые при уведомлении таможенного органа о прибытии товара на таможенную территории Союза при международной перевозке водными судами, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 89 Таможенного кодекса (далее – ТК) ЕАЭС (судовое дело №***, таможенная декларация на транспортное средство №***).
В ходе проведения таможенного контроля при прибытии судна должностными лицами таможенного поста *** Мурманской таможни обнаружен товар- ***
***
Из объяснения капитана судна ***ФИО1 от ***, полученного в рамках таможенного контроля, следует, что в стандартных документах перевозчика он заявил о наличии на борту судна ***. О нахождении на борту судна *** не заявлял, т.к. второй помощник капитана ФИО2 не сообщил ему о наличии на судне ***.
Из объяснения второго помощника капитана судна ***ФИО2 от ***, полученного в рамках таможенного контроля, следует, что *** он готовил сведения о наличии на борту судна *** и подал капитану сведения ***. В ходе проведения таможенного контроля был обнаружен еще ***. ФИО4 он не указал в документах для капитана в связи с его большой загруженностью и личной невнимательностью.
Таким образом, должностным лицом таможенного поста *** выявлено *** с товаром – ***, не заявленным перевозчиком в документах, представленных в таможенный орган при прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
*** по результатам административного расследования в отношении иностранной компании «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
*** протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» поступили в Первомайский районный суд города Мурманска.
Представитель «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя иностранной компании «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED»
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья находит вину иностранной компании «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, установленной и доказанной.
Факт совершения иностранной компанией «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» административного правонарушения доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:
- Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №*** от *** (л.д. 1-6);
- Протоколом изъятия вещей документов от ***, согласно которому товар - ***являющийся предметом АП, помещен на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств (КХВД) Мурманской таможни по адресу: *** (л.д. 6-10);
- Копиями документов, находящихся в судовом деле №*** (л.д. 15-24);
- Копией акта таможенного осмотра от ***№***, в результате которого в *** судна, обнаружен товар – *** (л.д. 25-30);
- Копией акта таможенного досмотра от ***№***, согласно которому к досмотру предъявлены следующие товары, находящиеся в ***. (л.д. 31-35);
- Объяснением капитана судна «***» ФИО1 от ***, из которого следует, что в стандартных документах перевозчика он заявил о наличии на борту судна ***, о нахождении на борту судна *** не заявлял, так как второй помощник капитана ФИО2 не сообщил ему о наличии на судне ***.(л.д. 36);
- Объяснениями второго помощника капитана судна ***ФИО2 от ***, из которых следует, что *** он готовил сведения о наличии на борту судна *** и подал капитану сведения ***. В ходе проведения таможенного контроля был обнаружен ***. ФИО4 он не указал в документах для капитана в связи с его большой загруженностью и личной невнимательностью.(л.д. 37);
- Копией свидетельства о регистрации *** на судно *** (л.д. 55-56);
- Протоколом опроса свидетеля от *** главного государственного таможенного инспектора таможенного поста ***ФИО3, осуществлявшего таможенный контроль товаров перемещаемых на судне *** подтвердил обстоятельства обнаружения данного правонарушения и факт сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления недействительных документов (л.д. 70-73);
- Информационным письмом судового агента судна *** ООО «***» от ***№*** следует, что на момент прихода в порт *** судовладельцем судно *** являлась компания «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED», адрес: ***; техническим менеджером по МКУБ судна *** являлось ООО ***. ООО «***» информировало судовладельца, в лице администрации судна, о необходимости совершения таможенных операций в отношении ввозимых товаров и необходимости предоставления таможенному органу при прибытии документов и сведений в соответствии со ст. 89 ТК ЕАЭС (л.д. 74-76);
- Письменными объяснениями ООО «***» от ***№***, от ***№*** из которых следует, что ООО «***» не является ни перевозчиком грузов, ни оператором, ни собственником, ни фрахтователем судна *** ООО «***» является техническим менеджером по МКУБ - то есть несет ответственность за безопасность мореплавания согласно конвенции МКУБ путем ведение технического обслуживания судна, поддержания его технического состояния, проверки документов, знаний и компетенции нанимаемых членов экипажей с целью соответствия требованиям указанной конвенции с целью обеспечения безопасности мореплавания. Коммерческая эксплуатация судна «***» осуществлялась судовладельцем компанией «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» (л.д. 81-82, 94);
- Письмом иностранной компанией «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» из которых следует, что «*** является собственником судна *** Компания *** не перевозила в качестве коммерческого груза или товаров на указанном судне ***. Судно прибыло в ***, Россия для ***. Совершенно очевидно, что *** являлись личными вещами членов экипажа. Данное обстоятельство и все вопросы, связанные с формальностями при оформлении ввоза *** следовало выяснить непосредственно у капитана судна г-на ФИО1 и/или у других членов, которым это пиво принадлежало. По этой причине компания FIRST BROTHER SHIPPING CO LTD не нарушала никаких таможенных или иных правил Российской Федерации при заходе судна *** в порт ****** и не может признать за собой никакой вины, так как судно зашло в порт *** в балласте и не имея на борту никакого коммерческого груза и/или товаров. Кроме того, данное дело, касающееся недостатков в оформлении ***, принадлежащих экипажу, является малозначительным и несущественным» (л.д. 127, 160);
- Протоколом об административном правонарушении №*** от *** (л.д. 128-131).
Совокупность исследованных доказательств по делу об административном правонарушении нахожу достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
Положениями пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определены основные термины и их определения.
Ввоз товаров на таможенную территорию Союза – совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами (подпункт 3).
Выпуск товаров - действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры. (подпункт 6)
Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подпункт 7).
Перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза (подпункт 26).
Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (подпункт 27).
Таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35).
Таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 37).
Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41).
Товар – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подпункт 45).
Согласно статье 9 ТК ЕАЭС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 ТК ЕАЭС места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары прибывают на таможенную территорию Союза, являются местами прибытия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.
В соответствие с пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при международной перевозке водным транспортом перевозчик представляет, в том числе следующие документы и сведения: общую декларацию; декларация о грузе; сведения о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров, товарах (наименования, общее количество и описание).
Более того, в пункте 4 статьи 278 ТК ЕАЭС указано, что в качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств–членов с третьей стороной в области транспорта.
Конвенцией по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965 года (Лондон), установлено, что: груз – это любые товары и любого рода предметы, перевозимые на судне, за исключением почты, судовых припасов, судовых запасных частей и снаряжения, личных вещей экипажа и багажа, следующего с пассажирами (пункт А раздела 1 «Определения» приложения к Конвенции).
Государственные власти не требуют для оставления у себя по приходу или отходе судов, к которым настоящая Конвенция относится, каких-либо других документов, кроме тех которые указаны в настоящем разделе, этими документами в том числе являются: общая декларация; декларация о грузе (пункт А «Общая часть» раздела 2 «Приход, стоянка и отход судна» приложения к Конвенции).
Конвенцией по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965 (Лондон) (далее – Конвенция), установлено:
2.1. Стандарт. Государственные власти не требуют для оставления у себя при приходе или отходе судов, к которым настоящая Конвенция относится, каких–либо других документов кроме тех, которые указаны в настоящем разделе. Этими документами являются: Общая декларация; Декларация о грузе.
Пункт В. Содержание и назначение документов:
2.2. Стандарт. Общая декларация служит основным документом, содержащим требуемые государственными властями сведения о судне при его приходе и отходе.
2.2.2. Рекомендуемая практика. Государственным властям не следует требовать включения в общую декларацию сведений иных, чем следующие: …– краткое описание груза,…
2.3. Стандарт. Декларация о грузе служит основным документом, содержащим требуемые государственными властями сведения о грузе судна при его приходе и отходе.
2.3.1. Рекомендуемая практика. Государственным властям не следует требовать включения в декларацию о грузе сведений иных, чем следующие:
a) при приходе: маркировка, число мест и вид упаковки, количество и описание груза.
Таким образом, Конвенцией по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965 (Лондон) и статьей 89 ТК ЕАЭС определен исчерпывающий перечень документов и сведений, представляемых таможенному органу перевозчиком при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании припасов может использоваться декларация на товары либо декларация на транспортное средство.
В соответствии с пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа.
Положениями пункта 3 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Вместе с тем, доводы компании «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» о том, что указанный товар является личными вещами членов экипажа не обоснованы, поскольку товар обнаружен не в *** судна, а в ***, вместе с идентичным товаром – сведения, о котором были указаны в стандартных документах перевозчика. Капитан и второй помощника капитана судна «***» пояснений о принадлежности товара членам экипажа не давали. Как пояснил второй помощник капитана судна «***» - товар не был указан в стандартных документах перевозчика по его личной невнимательности.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае, является перевозчик.
Подпунктом 26 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
Согласно сведениям, содержащимся в генеральной (общей) декларации от ***, свидетельстве о регистрации *** на судно «***», писем ООО «ООО «***» от ***№***, ООО «***» от ***№***, пояснений компании «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» от *** № ***, в качестве перевозчика товаров, находящихся на борту судна «***» при его прибытии на таможенную территорию ФИО5, выступала компания «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED».
Следовательно, компания «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Примечанием к статье 16.1 указанного Кодекса предусмотрено, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Материалами дела установлено, что в качестве перевозчика товаров, находящихся на борту судна «***» при его прибытии на таможенную территорию ФИО5, выступала иностранная компания «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» Перевозчиком были заявлены недостоверные сведения о наименовании и количестве грузовых мест, (товара – ***) путем представления таможенному органу недействительных документов при прибытии на таможенную территорию ЕАС.
При решении вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности прихожу к следующему.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленные таможенным органом доказательства, свидетельствуют о том, что при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС иностранной компанией «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» таможенному органу были заявлены недостоверные сведения о количестве грузовых мест, о наименовании товаров путем предоставления недействительных документов.
Иностранная компания «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» являясь перевозчиком, имело возможность соблюсти требования международного и таможенного законодательства. При организации должной работы по учету количества грузовых мест и наименовании товаров при прибытии *** на таможенную территорию Союза судна «***».
Административное правонарушение в данном случае, не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля иностранной компании «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению иностранной компании «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» таможенных обязанностей, не установлено, а также отсутствуют факты реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, т.е. иностранная компания «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» была обязана, имела и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не предприняла соответствующих мер.
Иностранная компания «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» сообщила таможенному органу недостоверные сведения о количестве грузовых мест и наименовании товаров при прибытии *** на таможенную территорию Союза судна «***», путем предоставления недействительных документов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у Компании отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, в ходе судебного разбирательства по делу не представлено.
Таким образом, прихожу к выводу о признании юридического лица – иностранной компании «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании и количестве грузовых мест товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем представления недействительных документов.
Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих наказание «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED», судьей не установлено.
Обстоятельствами, смягчающими наказание «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED», судьей признаются: совершение административного правонарушения впервые; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, судья считает возможным назначить «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения без назначения штрафа, поскольку данный вид наказания соответствует целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оно соразмерно содеянному.
В соответствии со статьей 24.7 КоАП РФ издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном административным Кодексом, относятся на счет федерального бюджета.
Следовательно, издержки в сумме 8050 рублей за выполнение перевода документации с русского языка на *** язык, что подтверждается копией счетов на оплату №*** от *** (л.д. 57), №*** от *** (л.д. 150) – относятся на счет федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 3.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
иностранную компанию «FIRST BROTHER SHIPPING COMPANY LIMITED» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Предметы административного правонарушения:
***
***
изъятые по протоколу изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении №*** от *** и хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Мурманской таможни (адрес***), - конфисковать, обратить в собственность Российской Федерации.
Издержки по делу об административном правонарушении в сумме 8050 (восемь тысяч пятьдесят) рублей за выполнение перевода документации с русского языка на *** отнести на счет федерального бюджета.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.
Судья Ю.В. Кутушова