Дело № 5-133/2019
45RS0026-02-2019-001042-94
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Кетовского районного суда Курганской области Тренихина Татьяна Валентиновна, рассмотрев 31 июля 2019 года в здании Кетовского районного суда Курганской области, расположенном по адресу: с. Кетово Кетовского района Курганской области, ул. М. Горького, 42, зал № 8, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева», расположенного по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Лесниково, ИНН 4510008156, ОГРН 1024501522748, дата регистрации 18.11.2002,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева» (далее – ФГБОУ ВО КГСХА) при осуществлении производственно-технической деятельности в период 2016-2019 г.г. допускало нарушение правил охраны водных биологических ресурсов, выразившееся в осуществлении забора воды из Курганского водохранилища на р. Тобол водозаборными сооружениями, оборудованными в качестве рыбозащитного устройства металлической сеткой с ячеей 2х2 мм, не согласованной с органом рыбоохраны – Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, и не соответствующей требованиям СНиП 2.06.07-87 «Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения». Водозаборные сооружения расположены в 1 км севернее с. Лесниково Кетовского района Курганской области, в 34 км выше створа гидроузла Курганского водохранилища, координаты места водопользования - 55°17?50" северной широты, 65°18?50" восточной долготы. Данная деятельность при отсутствии специального эффективного рыбозащитного устройства может повлечь массовую гибель рыбы (личинок и ранних мальков) и уничтожение в значительных размерах кормовых микроорганизмов (зоопланктона и меропланктона). Административное правонарушение совершено по месту регистрации юридического лица - Курганская область, Кетовский район, с. Лесниково.
Представитель лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, действующая по доверенности Суторихина А.Ю., в судебном заседании против привлечения к административной ответственности ФГБОУ ВО КГСХА возражала, указывая на то, что на приёмном колодце установлено рыбозащитное устройство в виде решётки с ячеей размером 1х0,5 мм. Данное сооружение препятствует забору воды с мальком рыбы в водопроводную сеть.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении – старший государственный инспектор Отдела госконтроля, надзора, охраны водных биоресурсов и СО по Курганской области Кучин А.С., в судебном заседании настаивал на привлечении ФГБОУ ВО КГСХА к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), пояснив, что проект водозаборного сооружения, на который ссылается представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен в 1960-х г.г. Вместе с тем, при составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 КоАП РФ, представитель ФГБОУ ВО КГСХА представлял иную техническую документацию на водозаборное сооружение, датированную 2016 г., из которой следует, что юридическим лицом осуществлении забора воды из Курганского водохранилища на р. Тобол водозаборными сооружениями, оборудованными в качестве рыбозащитного устройства металлической сеткой с ячеей 2х2 мм. При согласовании условий использования водного объекта Отделом госконтроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды их обитания по Курганской области было указано, что условия были согласованы с учетом соблюдения ФГБОУ ВО КГСХА определенных требований, в т.ч., при осуществлении забора воды только при оборудовании водозаборного сооружения эффективным рыбозащитным устройством, соответствующим требованиям СНиП 2.06.07-87 «Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения». Данные условия также должны быть согласованы с органом рыбоохраны – Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
Заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему выводу.
Согласно статье 8.38 КоАП РФ эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 13 февраля 2019 года N 58-П в целях осуществления контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания сотрудниками отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Курганской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в период с 12 марта по 8 апреля 2019 года проведена плановая выездная проверка в отношении ФГБОУ ВО КГСХА.
По результатам проверки составлен акт N 2 от 5 апреля 2019 года, согласно которому ФГБОУ ВО КГСХА осуществляет производственно-техническую деятельность по водопользованию, согласно договору водопользования Курганским водохранилищем на р. Тобол в Кетовском районе Курганской области от 25.08.2016, осуществляет забор воды из реки Тобол, являющегося рыбохозяйственным водоемом, с использованием водозаборного сооружения с рыбозащитным устройством – металлической сеткой с размером ячеи 2х2 мм, установленным в оголовке водозабора и водоприёмном колодце, не согласованным в установленном порядке с органом рыбоохраны.
Юридическое лицо не представило документов, подтверждающих необходимую эффективность имеющегося рыбозащитного устройства, в то время как отсутствие устройства для предохранения от попадания в них водных биологических ресурсов, отвечающего нормативным требованиям, может повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов и иные тяжкие последствия.
23 мая 2019 года должностным лицом отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Курганской области с участием представителя ФГБОУ ВО КГСХА – Рудовской А.П., был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому ФГБОУ ВО КГСХА вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.38 КоАП РФ, выразившегося в нарушении правил охраны водных биологических ресурсов, которое может повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов и иные тяжкие последствия.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 50 Федерального закона).
Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 N 1045 утверждено Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 12 названного Положения забор воды из рыбохозяйственных водоемов для нужд предприятий и для орошения может производиться только при условии установки по согласованию с органами рыбоохраны специальных приспособлений для предохранения рыбы от попадания в водозаборные сооружения.
Часть 1 статьи 42 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно части 2 статьи 61 Водного кодекса РФ водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения фунтовых вод и подъема их уровня.
В силу п. 18 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 997, при отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
На основании Свода правил СП 101.13330.2012 "СНиП 2.06.07-87 "Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения" под рыбозащитными сооружениями (РЗУ) понимаются гидротехнические сооружения или устройства, предназначенные для предотвращения попадания в водозабор и гибели молоди рыб, сохранения ее здоровья и жизнеспособности, отведения в безопасное место рыбохозяйственного источника. РЗУ являются неотъемлемой частью водозаборных сооружений.
Эффективность РЗУ в соответствии со СНиП 2.06.07-87 "Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения" должна быть не менее 70% для молоди рыб размером более 12 мм.Только применение на обязательной основе раздела 9 "Рыбозащитные сооружения" СП 101.13330.2012 СНиП 2.06.07-87" обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", принятого в целях, в том числе, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.
Как следует из материалов дела, ФГБОУ ВО КГСХА допустило эксплуатацию водозаборного сооружения, оборудованного рыбозащитным устройством, соответствие которого требованиям СНиП 2.06.07-87 не подтверждено.
Представленный представителем ФГБОУ ВО КГСХА проект водозаборного устройства, в котором указано, что на рыбозащитном сооружении установлена решетка с ячеей 1х0,5 мм, введенный в действие 28.11.1959, не свидетельствует о том, что в настоящее время используемое рыбозащитное устройство отвечает установленным требованиям.
Так, в материалы дела представлены: договоры водопользования Курганским водохранилищем на р. Тобол Кетовский район Курганской области, заключенный 25.08.2016 между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и ФГБОУ ВО КГСХА № 45-14.01.05.003-Х-ДХИО-С-2016-00256/00 и 45-14.01.05.003-Х-ДЗИО-С-2016-00257/00; акт № 9 от 11.09.2018 выполненных работ по осмотру и очистке водозабора и прилегающей акватории ФГБОУ ВО КГСХ; Приложение № 1 – описание рыбозащитного устройства; Согласования №№ 9 и 10 условий использования водного объекта – Курганское водохранилище на реке Тобол в Кетовском районе Курганской области с целью забора (изъятия) водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, для нужд академии и передачи абонентам, в которых отражено, что с целью предотвращения попадания рыб и других водных биоресурсов в водопроводную сеть в оголовке водозабора и в водоприёмном колодце установлена защитная сетка размером ячей 2х2 мм.
Доказательств того, что использование данного рыбозащитного устройства согласовано с органом рыбоохраны – Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, не представлено.
При согласовании ФГБОУ ВО КГСХА 29.06.2016 начальником Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды их обитания по Курганской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству указывалось на необходимость соблюдения ФГБОУ ВО КГСХА при использовании водного объекта – Курганское водохранилище на реке Тобол в Кетовском районе Курганской области соблюдения требований по осуществлению забора воды только при условии оборудования водозаборного сооружения эффективным рыбозащитным устройством, соответствующим требованиям СНиП 2.06.07-87; проведения реконструкции водозаборного сооружения в части замены существующего рыбозащитного устройства на эффективное, соответствующее требованиям СНиП 2.06.07-87, в срок до 31.12.2016; проведения перед установкой рыбозащитного устройства исследований, обосновывающих эффективность рыбозащитного устройства на данном водном объекте, с участием специализированной организации. Проектирование рыбозащитных сооружений необходимо производить на основании рыбоводно-биологических обоснований с выполнением соответствующих ихтиологических изысканий; обеспечения участия сотрудников Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Курганской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству при установке соответствующего рыбозащитного устройства; соблюдения мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных Положением «О мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380.
Согласно заключению эксперта Института экологии растений и животных ФГБУ науки от 15.04.2019, согласно СНиП 2.06.07-87 «Подпорные стены, судоходные шлюза, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения» сетки с размером ячей 2х2 мм не являются типовыми рыбозащитными устройствами. При данном размере сетки обеспечивается защита молоди рыб с длиной тела 15 мм и более. Согласно литературным данным, при указанных объемах водопотребления (с разбивкой по договорам водопользования – 146,3 тыс. куб.м в год (из 326,0 тыс. куб.м в год) и 120,9 тыс. куб.м в год (из 264,0 тыс. куб.м в год) в 2017 г.; 144,9 тыс. куб.м в год (из 326,0 тыс. куб.м в год) и 141,1 тыс. куб.м в год (из 264,0 тыс. куб.м в год) в 2018 г.), расположение оголовка водозабора в русле Курганского водохранилища на р. Тобол и отсутствие специального эффективного рыбозащитного устройства в водозаборные сооружения может попадать и гибнуть молодь рыб. Рыбозащитные устройства, согласно СНиП 2.06.07-87 устанавливаются на основании рыбоводно-биологических обоснований, разработанных после выполнения на водоёме ихтиологических исследований. Таких исследований для Курганского водохранилища на р. Тобол в районе расположения водозабора не проводилось. В настоящее время при эксплуатации водозабора ФГБОУ ВО КГСХА возможна массовая гибель личинок и ранних мальков рыб, уничтожение в значительных размерах зоопланктона и меропланктона. Гибель кормовых организмов, происходящая при эксплуатации водозаборных сооружений, относится к категории непредотвратимого ущерба, наносимого водным биоресурсам. Необходимо провести оценку ущерба, наносимого водным биологическим ресурсам. Таким образом, в целях минимизации негативного воздействия на водные биоресурсы Курганского водохранилища на р. Тобол, необходимо оборудовать водозаборное сооружение ФГБОУ ВО КГСХА эффективным рыбозащитным устройством, соответствующим СНиП 2.06.07-87.
При таких обстоятельствах, полагаю, что в действиях ФГБОУ ВО КГСХА имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.38 КоАП РФ, поскольку объективной стороной правонарушения, допущенного ФГБО ВО КГСХА, является бездействие, нарушающее правила охраны рыбных запасов. При этом, при осуществлении забора воды с использованием водозаборного сооружения, имеющего устройство, рыбозащитная эффективность которого не подтверждена, угроза причинения общественно опасных последствий подтверждается тем, что отсутствие такого устройства, соответствующего нормам раздела 9 "Рыбозащитные сооружения" СП 101.13330.2012 СНиП 2.06.07-87, не предохраняет от попадания в него водных биологических ресурсов, что может повлечь их массовую гибель. Причинная связь между деянием юридического лица, не обеспечившего водозаборное сооружение надлежащим рабозащитным устройством, и угрозой наступления таких последствий подтверждена тем, что рыбозащитное сооружение находится в ведении ФГБОУ ВО КГСХА, эксплуатирующего водозаборное сооружение.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ФГБОУ ВО КГСХА имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, за нарушение которого статьей 8.38 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу приведенных выше требований Водного кодекса РФ водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения.
При рассмотрении дела установлено отсутствие у ФГБОУ ВО КГСХА согласованного с органами рыбоохраны специального приспособления для предохранения рыбы от попадания в водозаборные сооружения, что свидетельствует о наличии в его действиях события вменяемого ему административного правонарушения.
При изложенных данных доказан факт эксплуатации водозаборного сооружения с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, так и угроза массовой гибели рыбы, а также причинно-следственная связь между таким нарушением и угрозой наступления перечисленных последствий.
Вместе с тем учитывая обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, его характером, последствиями и степенью вины юридического лица, принимая во внимание принципы справедливости, неотвратимости и целесообразности наказания, учитывая, что ФГБОУ ВО КГСХА привлекается к административной ответственности впервые, прихожу к выводу о наличии в данном конкретном случае оснований, позволяющих снизить размер административного штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной ст. 8.38 КоАП РФ, до 50 000 рублей, на основании п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.7-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева» привлечь к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей в доход государства.
Штраф должен быть оплачен не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу постановления суда на реквизиты получателя: УФК по Курганской области (ОФК 29, Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству), ИНН 7203191674, КПП 720301001, р/счет 40101810065770110002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области, БИК 043735001, код по БК 07611690040046000140, ОКТМО 37701000.
Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Полный текст постановления составлен 2 августа 2019 г.
Судья Т.В. Тренихина