Дело № 5-133/2019 постановление в окончательной форме составлено 18.02.2019 (с учетом выходных дней)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
14 февраля 2019 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в помещении суда (<...>) материалы дела об административном правонарушении в отношении:
ОАО «Белмагистральавтотранс» (***), УНП ***, юридический адрес: ***, ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшееся,
в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Перевозчиком – ОАО «Белмагистральавтотранс» (***) *** таможенному органу назначения Мурманскому таможенному посту Мурманской таможни для завершения таможенной процедуры таможенного транзита представлена транзитная декларация №***. Получателем товара является ПАО «ГМК Норильский Никель». Транзитная декларация была подана в пункт таможенного оформления *** региональной таможни (адрес***, пункт пропуска *** (далее - ПТО ***) на бумажном носителе. По данной транзитной декларации в адрес ПАО «ГМК Норильский Никель» поступило *** наименований товаров. Декларантом и перевозчиком является ОАО «Белмагистральавтотранс».
При завершении таможенной процедуры таможенного транзита в комплекте документов на бумажном носителе перевозчиком представлены документы: транзитная декларация №***, Коммерческий–Инвойс №*** от ***, CMR №*** от ***, спецификация запасных частей и оборудования для НМЗ ЗФ ПАО «ГМК Норильский Никель». В графе 31 транзитной декларации товара №*** заявлены сведения о наименовании товара «***», в графе 33 транзитной декларации – код товара ТН ВЭД ФИО2. В спецификации с кодом ТН ВЭД ФИО2 заявлены товары в позициях 45, 46. В позициях 45, 46 спецификации товары имеют наименование: 45 – «***», 46 – «***».
Вес и стоимость товаров с кодом, заявленные в спецификации соответствуют весу и стоимости товара №***, указанного в графе 31 транзитной декларации №***.
В результате документального контроля установлено:
- в транзитной декларации №*** по товару №*** в графе 31 декларантом при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита заявлены сведения о наименовании товара с кодом ТН ВЭД ФИО2 – «***»;
- в спецификации запасных частей и оборудования для НМЗ ЗФ ПАО «ГМК Норильский Никель», являющейся неотъемлемой частью транзитной декларации с кодом ТН ВЭД ФИО2, кроме наименования «***» (позиция 45), содержатся сведения о наименовании товара «***» (позиция 46).
В результате проведенного в отношении данных товаров таможенного досмотра (АТД №***) установлено фактическое наличие товара, указанного в спецификации в позиции №***. Товар имеет маркировку «***», что соответствует артикулу товара в спецификации, указанного в позиции №***.
Таким образом, перевозчиком ОАО «Белмагистральавтотранс» при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления – ПТО ****** сообщены недостоверные сведения о наименовании товара при представлении коммерческого документа – спецификации.
*** по данному факту в отношении ОАО «Белмагистральавтотранс» было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
*** по результатам административного расследования в отношении ОАО «Белмагистральавтотранс» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
*** административное дело в отношении ОАО «Белмагистральавтотранс» поступило в Первомайский районный суд города Мурманска.
В судебное заседание представитель ОАО «Белмагистральавтотранс» не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил при рассмотрении дела об административном правонарушении учесть следующие обстоятельства: совершение однородного административного правонарушения впервые, признание вины, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, малозначительность, а также отсутствие вредных последствий в сфере экономических интересов государства.
Представитель Мурманской таможни в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении извещен надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал.
Изучив протокол об административном правонарушении, и приложенные материалы административного расследования, прихожу к выводу о наличии в действиях юридического лица – ОАО «Белмагистральавтотранс» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, установленными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями, иными документами, вещественными доказательствами, показаниями специальных технических средств.
Факт совершения вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ (л.д. 1-4);
- копией транзитной декларации №*** (л.д. 5-14);
- копией транспортной накладной №*** от *** (л.д. 15);
- копией инвойса №***F от *** (л.д. 16-18);
- копией спецификации запасных частей и оборудования для НМЗ ЗФ ОАО «ГМК «Норильский Никель» (л.д. 19-24);
- актом таможенного досмотра №*** от ***, которым установлено, что в деревянном ящике с указанием места *** среди всего товара находится картонная коробка с маркировкой, содержащей сведения о номере контракта (***), номере позиции – 46. Содержание данной коробки: *** (л.д. 25-27);
- фототаблицей к акту таможенного досмотра №*** (л.д. 28-32);
- докладной запиской главного государственного таможенного инспектора Мурманского таможенного поста Мурманской таможни ФИО1, согласно которой при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитной декларации №*** декларантом ОАО «Белмагистральавтотранс» (***) таможенному органу отправления в представленных документах (транзитная декларация, спецификация) сообщены недостоверные сведения, а именно в спецификации заявлен товар, наименование которого отсутствует в транзитной декларации (л.д.43-44);
- протоколом опроса в качестве свидетеля по данному делу главного государственного таможенного инспектора Мурманского таможенного поста Мурманской таможни ФИО1, возбудившей данное дело об АП, подтвердившей обстоятельства обнаружения данного правонарушения (л.д. 47-48);
- копией служебной записки Отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений от ***№***, согласно которой по результатам анализа информации о товарах а АТД №*** установлено, что товар №*** в спецификации представляет собой ***. Товар №*** в спецификации конструктивно представляет собой ***. В соответствии с особенностями конструкции и рабочим напряжением данные товары классифицируются следующим образом: товар №*** в подсубпозиции *** ТН ВЭД ЕАЭС – *** ставка ввозной таможенной пошлины – 7,5%, товар №*** в подсубпозиции *** ТН ВЭД ЕАЭС – ***, ставка ввозной таможенной пошлины – 7,5%. Таким образом, на уровне первых шести знаков классификация указанных товаров совпадает (л.д. 59-60);
- письменными объяснениями ОАО «Белмагистральавтотранс» от ***, согласно которым общество вину в совершении административного правонарушения признает, указывает, что в транзитной декларации №*** по товару №*** в графе 31 декларантом при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита заявлены сведении о наименовании товара «***», однако не заявлены сведения о наименовании товара «***», который указан в спецификации под №***. Вместе с тем в графе 42 заявлены сведения о суммарной стоимости товаров «***» и «***» (л.д. 65-67);
- а также иными документами, представленными в административном деле.
Изучив материалы дела, считаю вину юридического лица ОАО «Белмагистральавтотранс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.
С 1 января 2018 года в силу вступил Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Далее – ТК ЕАЭС) где положениями пункта 1 статьи 2 определены основные термины и их определения.
Ввоз товаров на таможенную территорию Союза – совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами (подпункт 3).
Выпуск товаров – действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры. (подпункт 6)
Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подпункт 7).
Перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза (подпункт 26).
Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (подпункт 27).
Таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35).
Таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 37).
Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41).
Товар – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подпункт 45).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 ТК ЕАЭС места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары прибывают на таможенную территорию Союза, являются местами прибытия.
Пунктом 1 статьи 78 ТК ЕАЭС определено, что таможенные операции и порядок их совершения определяются настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а в части, не определенной настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, либо в случаях, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Прибытие товаров на таможенную территорию союза и таможенные операции, связанные с таким прибытием урегулированы Главой 14 ТК ЕАЭС.
В силу пункта 1 статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в отношении товаров, перевозимых водным, воздушным или железнодорожным транспортом:
- в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо иного срока, устанавливаемого законодательством государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 2).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик представляет документы, в том числе – документы на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения в том числе о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров (наименования, общее количество и описание).
В соответствии со статьей 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В соответствии со статьей 105 ТК ЕАЭС, при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации... транзитная декларация. Транзитная декларация используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
В соответствии со статьей 107 ТК ЕАЭС, в транзитной декларации указываются сведения, в частности, о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков, о весе товаров брутто, о количестве грузовых мест.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации, утверждённой Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 (далее - Инструкция), в графе 31 транзитной декларации указываются: под номером 1 общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами достаточное для его идентификации таможенным органом; под номером 2 для товаров, имеющих упаковку, указывается количество грузовых мест.
В соответствии со статьей 83 ТК ЕАЭС, декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать... перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, - при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ТК ЕАЭС, таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с пунктом 3 Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утверждённым Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438, в случае представления таможенному органу отправления транзитной декларации таможенным представителем дополнительно представляется номер, свидетельствующий о включении юридического лица в реестр таможенных представителей, а также заверенная копия договора таможенного представителя с декларантом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа.
Положениями пункта 3 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Примечанием к статье 16.1 указанного Кодекса предусмотрено, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Лицом, подавшим декларацию, является ОАО «Белмагистральавтотранс».
Анализируя вышеизложенные нормы, прихожу к выводу о признании юридического лица – ОАО «Белмагистральавтотранс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем представления недействительных документов.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленные таможенным органом доказательства, свидетельствуют о том, что в документах: транзитной декларации №***, спецификации запасных частей, представленных таможенному органу ОАО «Белмагистральавтотранс» в соответствии со статьей 89 ТК ЕАЭС, были заявлены недостоверные сведения о наименовании товара ( в спецификации заявлен товар, наименование которого отсутствует в декларации).
Данные обстоятельства дают основания считать, что Общество не предприняло всех возможных и зависящих от него мер для обеспечения соблюдения правил и норм таможенного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Вступая в таможенные правоотношения, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований Таможенного законодательства при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у Общества отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, не представлено.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываю характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающими наказание юридического лица, признаю: совершение административного правонарушения впервые; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих наказание юридического лица не установлено.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
Санкцией части 3 статьи 16.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие сведений, отягчающих наказание юридического лица, совершение правонарушения в области таможенного законодательства впервые, а равно отсутствие вредных последствий в сфере экономических интересов государства, считаю возможным назначить ОАО «Белмагистральавтотранс» наказание в виде предупреждения.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, считаю, что данная мера административного наказания, в данном случае может рассматриваться органами административной юрисдикции как необходимое и достаточное для правонарушителя негативное последствие, отвечающее достижению целей административного наказания, и принципам справедливости, неотвратимости юридической ответственности.
Издержки по настоящему делу – отсутствуют.
Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
ОАО «Белмагистральавтотранс» (***) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.
Судья Первомайского
районного суда города Мурманска /подпись/ М.С. Дурягина
***