ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-134/19 от 26.02.2019 Кетовского районного суда (Курганская область)

Дело № 5-134/2019

45RS0026-02-2019-001043-91

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Кетовского районного суда Курганской области Тренихина Татьяна Валентиновна, рассмотрев 31 июля 2019 года в здании Кетовского районного суда Курганской области, расположенном по адресу: с. Кетово Кетовского района Курганской области, ул. М. Горького, 42, зал № 8, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Леднева Геннадия Ефимовича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, место работы: ФГБОУ ВО КГСХА, расположенное по адресу: <адрес>, главный инженер,

УСТАНОВИЛ:

Леднев Г.Е., являясь должностным лицом, ответственным за соблюдение природоохранной деятельности в ФГБОУ ВО КГСХА, при осуществлении производственно-технической деятельности в период с 02.03.2018 по 2019 г. допускал нарушение правил охраны водных биологических ресурсов, выразившееся в осуществлении забора воды из Курганского водохранилища на р. Тобол водозаборными сооружениями, оборудованными в качестве рыбозащитного устройства металлической сеткой с ячеей 2х2 мм, не согласованной с органом рыбоохраны – Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, и не соответствующей требованиям СНиП 2.06.07-87 «Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения». Водозаборные сооружения расположены в 1 км севернее с. Лесниково Кетовского района Курганской области, в 34 км выше створа гидроузла Курганского водохранилища, координаты места водопользования - 55°17?50" северной широты, 65°18?50" восточной долготы. Данная деятельность при отсутствии специального эффективного рыбозащитного устройства может повлечь массовую гибель рыбы (личинок и ранних мальков) и уничтожение в значительных размерах кормовых микроорганизмов (зоопланктона и меропланктона). Административное правонарушение совершено по месту регистрации юридического лица - Курганская область, Кетовский район, с. Лесниково.

Защитник лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, действующая по доверенности Рудовская А.П., в судебном заседании против привлечения к административной ответственности Леднева Г.Е. возражала, указывая на то, что на приёмном колодце установлено рыбозащитное устройство в виде решётки с ячеей размером 1х0,5 мм. Данное сооружение препятствует забору воды с мальком рыбы в водопроводную сеть.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении – старший государственный инспектор Отдела госконтроля, надзора, охраны водных биоресурсов и СО по Курганской области Кучин А.С., в судебном заседании настаивал на привлечении ФГБОУ ВО КГСХА к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), пояснив, что при согласовании условий использования водного объекта Отделом госконтроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды их обитания по Курганской области было указано, что условия были согласованы с учетом соблюдения ФГБОУ ВО КГСХА определенных требований, в т.ч., при осуществлении забора воды только при оборудовании водозаборного сооружения эффективным рыбозащитным устройством, соответствующим требованиям СНиП 2.06.07-87 «Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения». Был предоставлен срок приведения рыбозащитных устройств в соответствие – до 31.12.2016. Данные условия также должны быть согласованы с органом рыбоохраны – Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. 02.03.2018 Леднев Г.Е. был назначен ответственным за соблюдением природоохранной деятельности в ФГБОУ ВО КГСХА, следовательно, с этого времени на него возлагалась обязанность приведения условий использования водного объекта в соответствии с установленными требованиями природоохранного законодательства, чего сделано не было.

Заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему выводу.

Согласно статье 8.38 КоАП РФ эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 13 февраля 2019 года N 58-П в целях осуществления контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания сотрудниками отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Курганской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в период с 12 марта по 8 апреля 2019 года проведена плановая выездная проверка в отношении ФГБОУ ВО КГСХА.

По результатам проверки составлен акт N 2 от 5 апреля 2019 года, согласно которому ФГБОУ ВО КГСХА осуществляет производственно-техническую деятельность по водопользованию, согласно договору водопользования Курганским водохранилищем на р. Тобол в Кетовском районе Курганской области от 25.08.2016, осуществляет забор воды из реки Тобол, являющегося рыбохозяйственным водоемом, с использованием водозаборного сооружения с рыбозащитным устройством – металлической сеткой с размером ячеи 2х2 мм, установленным в оголовке водозабора и водоприёмном колодце, не согласованным в установленном порядке с органом рыбоохраны.

Распоряжением от 02.03.2018 № 2/х.ч. ФГБОУ ВО Курганская ГСХА Леднев Геннадий Ефимович – главный инженер, назначен ответственным за соблюдением природоохранной деятельности в ФГБОУ ВО Курганская ГСХА.

23 мая 2019 года должностным лицом отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Курганской области с участием защитника Леднева Г.Е. - Рудовской А.П., был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому Ледневу Г.Е. вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.38 КоАП РФ, выразившегося в нарушении правил охраны водных биологических ресурсов, которое может повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов и иные тяжкие последствия.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 50 Федерального закона).

Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 N 1045 утверждено Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 12 названного Положения забор воды из рыбохозяйственных водоемов для нужд предприятий и для орошения может производиться только при условии установки по согласованию с органами рыбоохраны специальных приспособлений для предохранения рыбы от попадания в водозаборные сооружения.

Часть 1 статьи 42 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно части 2 статьи 61 Водного кодекса РФ водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения фунтовых вод и подъема их уровня.

В силу п. 18 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 997, при отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

На основании Свода правил СП 101.13330.2012 "СНиП 2.06.07-87 "Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения" под рыбозащитными сооружениями (РЗУ) понимаются гидротехнические сооружения или устройства, предназначенные для предотвращения попадания в водозабор и гибели молоди рыб, сохранения ее здоровья и жизнеспособности, отведения в безопасное место рыбохозяйственного источника. РЗУ являются неотъемлемой частью водозаборных сооружений.

Эффективность РЗУ в соответствии со СНиП 2.06.07-87 "Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения" должна быть не менее 70% для молоди рыб размером более 12 мм.

Только применение на обязательной основе раздела 9 "Рыбозащитные сооружения" СП 101.13330.2012 СНиП 2.06.07-87" обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", принятого в целях, в том числе, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.

Как следует из материалов дела, Леднев Г.Е., будучи ответственным лицом за соблюдением природоохранной деятельности в ФГБОУ ВО КГСХА, не обеспечил в период с даты возложения на него таких обязанностей – 02.03.2018 и по 2019 г. (момент проведения проверки) эксплуатацию водозаборного сооружения, оборудованного рыбозащитным устройством в соответствии с требованиями СНиП 2.06.07-87.

Так, в материалы дела представлены: договоры водопользования Курганским водохранилищем на р. Тобол Кетовский район Курганской области, заключенный 25.08.2016 между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и ФГБОУ ВО КГСХА № 45-14.01.05.003-Х-ДХИО-С-2016-00256/00 и 45-14.01.05.003-Х-ДЗИО-С-2016-00257/00; акт № 9 от 11.09.2018 выполненных работ по осмотру и очистке водозабора и прилегающей акватории ФГБОУ ВО КГСХ; Приложение № 1 – описание рыбозащитного устройства; Согласования №№ 9 и 10 условий использования водного объекта – Курганское водохранилище на реке Тобол в Кетовском районе Курганской области с целью забора (изъятия) водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, для нужд академии и передачи абонентам, в которых отражено, что с целью предотвращения попадания рыб и других водных биоресурсов в водопроводную сеть в оголовке водозабора и в водоприёмном колодце установлена защитная сетка размером ячей 2х2 мм.

Доказательств того, что использование данного рыбозащитного устройства согласовано с органом рыбоохраны – Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, не представлено.

При согласовании ФГБОУ ВО КГСХА 29.06.2016 начальником Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды их обитания по Курганской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству указывалось на необходимость соблюдения ФГБОУ ВО КГСХА при использовании водного объекта – Курганское водохранилище на реке Тобол в Кетовском районе Курганской области соблюдения требований по осуществлению забора воды только при условии оборудования водозаборного сооружения эффективным рыбозащитным устройством, соответствующим требованиям СНиП 2.06.07-87; проведения реконструкции водозаборного сооружения в части замены существующего рыбозащитного устройства на эффективное, соответствующее требованиям СНиП 2.06.07-87, в срок до 31.12.2016; проведения перед установкой рыбозащитного устройства исследований, обосновывающих эффективность рыбозащитного устройства на данном водном объекте, с участием специализированной организации. Проектирование рыбозащитных сооружений необходимо производить на основании рыбоводно-биологических обоснований с выполнением соответствующих ихтиологических изысканий; обеспечения участия сотрудников Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Курганской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству при установке соответствующего рыбозащитного устройства; соблюдения мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных Положением «О мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380.

Согласно заключению эксперта Института экологии растений и животных ФГБУ науки от 15.04.2019, согласно СНиП 2.06.07-87 «Подпорные стены, судоходные шлюза, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения» сетки с размером ячей 2х2 мм не являются типовыми рыбозащитными устройствами. При данном размере сетки обеспечивается защита молоди рыб с длиной тела 15 мм и более. Согласно литературным данным, при указанных объемах водопотребления (с разбивкой по договорам водопользования – 146,3 тыс. куб.м в год (из 326,0 тыс. куб.м в год) и 120,9 тыс. куб.м в год (из 264,0 тыс. куб.м в год) в 2017 г.; 144,9 тыс. куб.м в год (из 326,0 тыс. куб.м в год) и 141,1 тыс. куб.м в год (из 264,0 тыс. куб.м в год) в 2018 г.), расположение оголовка водозабора в русле Курганского водохранилища на р. Тобол и отсутствие специального эффективного рыбозащитного устройства в водозаборные сооружения может попадать и гибнуть молодь рыб. Рыбозащитные устройства, согласно СНиП 2.06.07-87 устанавливаются на основании рыбоводно-биологических обоснований, разработанных после выполнения на водоёме ихтиологических исследований. Таких исследований для Курганского водохранилища на р. Тобол в районе расположения водозабора не проводилось. В настоящее время при эксплуатации водозабора ФГБОУ ВО КГСХА возможна массовая гибель личинок и ранних мальков рыб, уничтожение в значительных размерах зоопланктона и меропланктона. Гибель кормовых организмов, происходящая при эксплуатации водозаборных сооружений, относится к категории непредотвратимого ущерба, наносимого водным биоресурсам. Необходимо провести оценку ущерба, наносимого водным биологическим ресурсам. Таким образом, в целях минимизации негативного воздействия на водные биоресурсы Курганского водохранилища на р. Тобол, необходимо оборудовать водозаборное сооружение ФГБОУ ВО КГСХА эффективным рыбозащитным устройством, соответствующим СНиП 2.06.07-87.

При таких обстоятельствах, полагаю, что в действиях Леднева Г.Е. имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.38 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

Примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ установлено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Полагаю, что вина должностного лица Леднева Г.Е. в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей, а именно: непринятии мер по выполнению установленных законом требований по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (в частности, в установке эффективных и согласованных с органом рыбоохраны рыбозащитных сооружений), является установленной в соответствии с собранными по делу доказательствами.

Учитывая обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, его характером, последствиями и степенью вины должностного лица, принимая во внимание принципы справедливости, неотвратимости и целесообразности наказания, учитывая, что Леднев Г.Е. привлекается к административной ответственности впервые, прихожу к выводу о назначении ему наказания в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.38 КоАП РФ – 10 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.7-29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Леднева Геннадия Ефимовича привлечь к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей в доход государства.

Штраф должен быть оплачен не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу постановления суда на реквизиты получателя: УФК по Курганской области (ОФК 29, Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству), ИНН 7203191674, КПП 720301001, р/счет 40101810065770110002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области, БИК 043735001, код по БК 07611690040046000140, ОКТМО 37701000.

Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Полный текст постановления составлен 2 августа 2019 г.

Судья Т.В. Тренихина