ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-134/20 от 16.07.2020 Сорского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 5-134/2020

УИД 19RS0013-01-2020-000345-98

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

об административном правонарушении

г. Сорск 16 июля 2020 г.

Судья Сорского районного суда Республики Хакасия Кожина И.А.,

с участием помощника прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Холявко А.В.,

представителя юридического лица ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат», привлекаемого к административной ответственности – Поляковой И.Н.,

при секретаре: Нематуллаевой О.Ю.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» (ИНН 1910006486, ОГРН 1021900850608), обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратурой Усть-Абаканского района на основании поручения прокуратуры республики и решения от 26.05.2020 № 54 проведена проверка ООО «Сорский ГОК» (далее – Общество) на предмет соблюдения требований санитарно - эпидемиологического законодательства при переходе на работу вахтовым методом и организации проживания работников на территории предприятия. Установлено, что 08.05.2020 г. управляющим директором Общества издан приказ № УД-360 о переходе на вахтовый метод работы в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации начиная с 11.05.2020 г. В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В соответствии с п. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно ч. 1 ст. 24 Закона, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 23 Закона, предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается. Между тем, по состоянию на 27.05.2020 г. из 915 работников Общества на работу вахтовым методом переведено 186 человек. Для проживания работников определено 7 мест размещения, работники Общества проживают на территории предприятия: 75 человек в административно-бытовом помещении цеха по ремонту горнотранспортного оборудования; 16 человек в помещениях автоколонны; 13 человек в помещениях погрузочно-транспортного хозяйства; 41 человек в помещениях теплоэлектроцентрали; 8 человек в помещениях химической лаборатории; 28 человек аппарат управления; 5 человек в бытовых помещениях цеха ремонтных мастерских. Согласно п. 6 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42), к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.03.2011 № 23 утверждены СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений". Согласно п. 1.1. санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее -санитарные правила) распространяются на общежития для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, в том числе расположенные в студенческих городках (далее - общежития), независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности, и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания работников и обучающихся в общежитиях, предназначенных для их временного проживания. Таким образом, на территории Общества в вышепоименованных зданиях и помещениях организовано общежитие для проживания работников, следовательно, на них распространяются санитарные правила СП 2.1.22844-11. В соответствии с п. 2.2. СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений", участок, отводимый для размещения зданий общежитий, должен: находиться за пределами территории промышленных предприятий, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека веществ в почве, качеству атмосферного воздуха, уровню ионизирующего излучения, физических факторов (шум, инфразвук, вибрация, электромагнитные поля) для населения, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации. При этом, проживание сотрудников на территории промышленной площадки при наличии таких вредных производственных факторов, как шум, вибрация, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, создают угрозу их жизни и здоровья. Учитывая данные обстоятельства, в действиях (бездействии) ООО «Сорский ГОК» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

В судебном заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Сорский ГОК» Полякова И.Н., действующая на основании доверенности, пояснила, что приказом Управляющего директора № УД-360 от 08.05.2020 г., в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой из-за распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, минимизацией распространения коронавирусной инфекции, проанализировав необходимость нахождения людей на рабочих местах, работники предприятия в количестве 186 человек были переведены на вахтовый метод работы. Работники были размещены в помещениях на территории предприятия. На вахтовый метод работы были переведены только те работники, которые согласились, и на основании дополнительных соглашений к трудовому договору. Ни от одного работника, переведенного на вахтовый метод работы, жалобы не поступало. Согласно письма Роспотребнадзора № 02/6338-2020-15 от 07.04.2020 г. работа по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 должна быть реализована работодателями по следующим направлениям: предотвращение заноса инфекции на предприятие (в организацию); принятие мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в коллективах на предприятиях ( в организациях); другие организационные мероприятия по предотвращению заражения работников. Таким образом, перевод работников на вахтовый метод работы было вынужденной мерой для работодателя, для возможного предотвращения распространения инфекции и заноса инфекции на предприятие. Администрацией предприятия при принятии решения о переводе работников на вахтовый метод работы обеспечивалась безопасность и здоровье работников, соблюдены правила гигиены. Работодатель обеспечил сотрудников защитными средствами (маски, перчатки и т.д.). СП 2.1.2.2844-11"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений" не могут применяться в настоящем деле и соответственно, являться основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, поскольку принадлежащие организации на праве собственности помещения, указанные в постановлении заместителя прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, в которых жили работники, являются нежилыми помещениями. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией общежитий, в то время как ООО «Сорский ГОК» указанную деятельность не осуществляет. Доказательств, подтверждающих перевод части здания под общежитие, не представлено. На основании ст. 94 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. К общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами (п. 6 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42)). Следовательно, для привлечения к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ должно быть установлено, относятся ли помещения, приспособленные для проживания работников, к общежитиям. Однако в постановлении заместителя прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении не приведены конкретные характеристики в отношении каждого из помещений, позволяющих с достоверностью установить, что предоставленные для проживания работников помещения относятся к общежитию, понятие которого дано в ст. 94 ЖК РФ. При решении вопроса о наказании, установленного за данное правонарушение, учитывается что наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Приказом Управляющего директора от 08.06.2020 г. № УД-371 режим самоизоляции на предприятии не осуществляется. С 11.06.2020 г. на предприятии установлен обычный режим работы. Предприятием были предприняты все возможные меры для нераспространения новой коронавирусной инфекции на предприятия, а также города. На сегодняшний день работников предприятия с признаками коронавирусной инфекции не выявлено. Развитие эпидемиологической обстановки с COVID-19 носило стремительный характер. Деятельность администрации предприятия была направлена исключительно на исполнение требований Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», выполнения предписаний Роспотребнадзора и соответствующих актов по Республике Хакасия по минимизации рисков распространения инфекции, носила стремительный характер и требовала значительных организационных затрат, было принято решение с целью минимизации возможных негативных последствий максимально быстро развернуть места временного проживания в имеющихся условиях с тем, чтобы подготовить и разместить в перспективе работников в надлежащих условиях, обеспечив соблюдение всех стандартов безопасности для предотвращения COVID-19. Возможно, что не все решения носили правильный характер, однако четких инструкций на случай режима повышенной готовности, который вводился впервые, не было. В данном случае, компания действовала в защиту, прежде всего, публичного интереса на сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия работников, членов их семей, на первом этапе они вынуждены были пожертвовать частными интересами по обеспечению комфорта проживания работников. В итоге нашли выход, обеспечив их размещение в помещениях предприятия. Просит применить ст. 2.9 КоАП РФ и освободить ООО «Сорский ГОК» от административной ответственности.

Суд, выслушав мнение помощника прокурора Усть-Абаканского района Холявко А.В., полагавшего, что вина ООО «Сорский ГОК» в совершении инкриминируемого правонарушения нашла свое подтверждения в судебном заседании, а также выслушав представителя ООО «Сорский ГОК» Полякову И.Н., проверив представленный материал, приходит к следующему.

Согласно ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 24 указанного Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ч.2 ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается.

Факт нарушения ООО «Сорский ГОК» санитарно-эпидемиологических требований у эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, подтверждается материалами дела.

Так, в ходе проведения проверки прокуратурой Усть-Абаканского района ООО «Сорский ГОК» на предмет соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при переходе на работу вахтовым методом и организации проживания работников на территории предприятия актом проверки от 29.05.2020 г. установлено, что 08.05.2020 управляющим директором Общества издан приказ от 08.05.2020 г. № УД-360 о переходе на вахтовый метод работы в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации, начиная с 11.05.2020 г. (л.д. 53)

Положение о вахтовом методе организации работ в Обществе на период неблагоприятной обстановки из-за распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации утверждено приказом управляющего директора от 06.05.2020 г. № УД-335 (л.д.54, 55-62)

При проверке административно-бытовых помещений, в которых организовано проживание работников Общества установлено удовлетворительное санитарно-техническое состояние. (л.д. 68-92)

Таким образом, на территории Общества в вышепоименованных зданиях и помещениях организовано общежитие для проживания работников, следовательно, на них распространяются санитарные правила СП 2.1.2.2844-11.

При этом проживание сотрудников на территории промышленной площадки при наличии таких вредных производственных факторов, как шум, вибрация, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух создают угрозу их жизни и здоровья.

Кроме того, круглосуточное нахождение работников в административно-бытовых помещениях не обеспечивает безопасные для человека условия труда, быта и отдыха, и не предусмотрено «СП 2.2.1.1312-03. 2.2 Гигиена труда. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий. Санитарно-эпидемиологические правила» что противоречит ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно п. 2.2. СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений" участок, отводимый для размещения зданий общежитий, должен: находиться за пределами территории промышленных предприятий, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека веществ в почве, качеству атмосферного воздуха, уровню ионизирующего излучения, физических факторов (шум, инфразвук, вибрация, электромагнитные поля) для населения, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.

Факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований у эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта ООО «Сорский ГОК», не оспаривается.

Таким образом, суд квалифицирует действия ООО «Сорский ГОК» по ст. 6.4 КоАП РФ, как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность - признание вины, совершение административного правонарушения впервые. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

С учетом представленных по делу доказательств, характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения суд приходит к выводу о невозможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и прекращения настоящего административного дела за малозначительностью деяния.

Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Сорский горно-обогатительный комбинат» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч рублей).

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Сумму административного штрафа внести:

Расчетный счет Управления Федерального казначейства по Республики Хакасия (Прокуратура Республики Хакасия) № 40101810200000010001 в ГРКЦ НБ РХ Банка России г. Абакан, БИК 049514001 ИНН 1901017523

КПП 190101001, КБК 41511690010016000140, ОКТМО 95701000.

Квитанцию представить в суд.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Председательствующий: И.А. Кожина