ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-134/2018 от 16.03.2018 Мегионского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 5-134/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

16марта 2018 года город Мегион

Судья Мегионского городского суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Иванова Л.А., с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Павленко В.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка», расположенного и осуществляющего свою образовательную деятельность по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Мегион, ул. Новая, дом 4/1, привлекаемого к административной ответственности по ч.3 ст. 18.20 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 13.02.2018 №30-КоАП-6 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Белоснежка» (далее по тексту-учреждение) совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ при следующих обстоятельствах:

В период проведения плановой выездной проверки учреждения, проведенной службой по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры (Обрнадзор Югры), 07.02.2018 в 08час.00мин. обнаружено, что у воспитателя ФИО отсутствует высшее профессиональное образование или среднее образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы, что предусмотрено ч.1 ст.46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Представленный ФИО диплом № полученный в Украине в 1998году, не прошел установленную процедуру признания в соответствии со ст.107Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Соглашения между Россией и Украиной о взаимном признании на своих территориях документов о профессиональном образовании, выданных в период с 15.05.1992 по 26.05.2000 отсутствуют.

Директор учреждения Павленко В.А., действующая на основании распоряжения главы местного самоуправления №1755 от 24.11.2000 (л.д.68) в судебном заседании вину в инкриминируемом правонарушении признала частично, пояснив, умысла на нарушение закона она не имела, действовала в соответствии со ст.5 Соглашения о сотрудничестве в области образования от 15.05.1992, ФИО принята на работу в 2012году, а постановление об оформлении свидетельства о соответствии принято позже. Кроме того, 17.06 2014 ФИО прошла аттестацию в Департаменте образования и молодежной политики ХМАО-Югры. 13.02.2018 она подала документы в Главэксперт Центр» о выдаче свидетельства о соответствии, и они приняты к рассмотрению.

Представитель Обрнадзора Югры в суд не явился, с учетом надлежащего извещения суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя надзорного органа.

Выслушав представителя МБДОУ "Детский сад "Белоснежка", возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Часть 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) в виде административного штрафа от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с Федеральными законами "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "Об образовании" образовательная деятельность подлежит лицензированию. Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года N 966.

Как установлено материалами дела в ходе плановой проверки, проводимой на основании приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от 30.01.2018 №30-ППК-17 с 06 по 07.02.2018

в отношении МБДОУ "Белоснежка»" выявлено, что у воспитателя ФИО отсутствует свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации на территории Российской Федерации, что, по мнению надзорного органа, свидетельствует о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Как следует из Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 воспитатель и инструктор по физической культуре относятся к должностям иных педагогических работников.

В соответствии с "Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 года N 761н к квалификации воспитателя предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Пунктом 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Согласно пунктам 2 и 3 Приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности. Основными задачами проведения аттестации являются, в том числе, учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций.

В силу п. 23 Приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 г. N 276 аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Таким образом, отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания данного работника не соответствующим занимаемой должности, и не свидетельствует о нарушении учреждением условий лицензирования.

Из материалов дела усматривается, что гражданка России ФИО принята на работу в должности воспитателя на основании приказа от 03.09.2012 № и трудового договора от 03.09.2012 №, при приеме на работу ею предъявлен диплом , выданный Бериславским педагогическим училищем Херсонской области Украины по специальности начальное обучение, квалификация- учитель начальных классов и организатор работ с ученическими объединениями (регистрационный № от 20.06.1998года.

Согласно удостоверению о повышении квалификации, выданного 29.04.2015 автономным учреждением дополнительного профессионального образования ХМАО-Югры ФИО прошла повышение квалификации и итоговую аттестацию по дополнительной профессиональной программе «Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

При таких обстоятельствах вывод надзорного органа об отсутствии лицензии у детского сада «Белоснежка» на осуществление образовательной деятельности, связанный с непризнанием диплома ФИО является необоснованным.

Кроме того, суд не может признать правильным доводы о том, что у воспитателя ФИО отсутствует профессиональное образование по следующим основаниями:

В силу ст.107 Федерального образования в Российской Федерации», на которую ссылается надзорный орган, признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее - иностранное образование и (или) иностранная квалификация), осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее - международные договоры о взаимном признании), и законодательством Российской Федерации.

Между Российской Федерацией и Украиной действует следующий международный договор о взаимном признании-Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15 мая 1992 года), в соответствии с п.5 которого государства-участники гарантируют бессрочное признание на своих территориях документов государственного образца о среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшим образовании, переподготовке кадров, о присуждении ученых степеней и ученых званий, выданных в государствах-участниках к моменту заключения настоящего соглашения.

Федеральным законом от 05.05.2014 N 84-ФЗ установлено, что лица, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ и являющиеся обладателями документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, образцы которых утверждены Кабинетом Министров Украины освобождаются от соблюдения требования по их легализации.

Диплом Бериславского педагогического училища Херсонской области Украины, выданный в 1998году ФИО., оформлен на бланке документа, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины №1058-93 от 17.12.1993 «Об утверждении перечня и образцов документов об образовании и ученых степеней в Украине» (диплом младшего специалиста), который приобщен к материалам дела.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства было установлено, что ФИО обладает соответствующей квалификацией, имеет профессиональное образование и стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам. На основании ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч.3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах у суда нет достаточных оснований для привлечения учреждения к административной ответственности, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20КоАП РФ в его действиях не доказано, что является основанием в силу п.1 ч.1 ст.24.5КоАП РФ для прекращения производства по делу.

Руководствуясь ст.24.5, ст.30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка» по ч.3 ст.19.20КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в суд ХМАО-Югры через Мегионский городской суд в течение 10 дней со дня получения постановления суда.

Судья подпись Л.А.Иванова