Дело № 5-134/2021
УИД 42RS0011-01-2020-004811-05
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ленинск-Кузнецкий 18 февраля 2021 года
Судья Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области Роппель А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя
ФИО1, <дата> года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес><адрес>, ИНН <***>, ОГРНИП <номер>, место осуществления деятельности: <адрес><адрес>
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от <дата>, составленному начальником ОИАЗ Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий, <дата><дата>. в магазине <адрес> расположенный по адресу: <адрес> индивидуальный предприниматель ФИО1, допустила продажу алкогольной продукции: 1. пиво «Жигулевское» сварено по госту, в стеклянной бутылке объемом 0,5 литра, алкоголь 4,2 %, дата розлива <дата> по цене 69 рублей за одну бутылку, изготовитель: ОАО «Томское пиво» <адрес> тракт, 46; 2. пиво «Жигулевское» сварено по госту, в пластиковой бутылке объемом 1,5 литра, алкоголь 4,2 %, дата розлива <дата> по цене 156 рублей за одну бутылку, изготовитель: ОАО «Томское пиво» <адрес> тракт, 46, при отсутствии деклараций о соответствии, чем нарушила п.п. 12 п. 2 ст. 16 и п. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» № 171-ФЗ от 22.11.1995.
Таким образом, ИП ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ИП ФИО1, вину не признала, просила прекратить производство по делу об административном препоручении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку необходимые документы, а именно декларации о соответствии алкогольной продукции продавец А.О.В. на бумажном носителе на момент проверки сотруднику полиции не смогла представить, при этом неоднократно предложила обозреть истребуемые документы в электронном виде на мониторе кассового аппарата, на котором установлена программа ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система). Сотрудник полиции отказался смотреть истребуемые документы в электронном виде. Также ФИО1 представила справку от ООО «Штрихкод-Сервис», согласно которой с января 2016 года в магазине «Любимый» по адресу: <адрес> – <адрес>А, на кассовом аппарате <данные изъяты> установлена программы ЕГАИС.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО2 в судебном заседании дал пояснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в протоколе об административном правонарушении, пояснив также, что продавец не представила сертификаты соответствия на алкогольную продукцию на бумажных носителях, при этом предлагала обозреть истребуемые документы в электронной базе ЕГАИС, на что он ответил отказом.
Свидетели А.О.В. суду показала, что <дата> не смогла представить сотруднику полиции ФИО2 декларации о соответствии алкогольной продукции на бумажном носителе, поскольку из-за волнения не смогла их найти, при этом на момент проверки неоднократно предложила обозреть истребуемые документы в электронном виде на телефоне и на мониторе кассового аппарата, на котором установлена программа ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система). Сотрудник полиции отказался смотреть истребуемые документы в электронном виде.
Свидетель Ж.Т.С. в судебном заседании подтвердила, что <дата> в магазине <адрес> на неоднократные предложение продавца обозреть сертификаты на алкогольную продукцию в электронном виде, а именно на телефоне и кассовом аппарате, сотрудник полиции ответил отказом.
Суд, исследовав собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно требованиям ст. 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела на основании доказательств, которые оцениваются по внутреннему убеждению судьи, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Так, ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций.
Согласно подп. 12 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в п. п. 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной п. 3 ст. 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона.
Из содержания указанных положений следует, что данные документы у продавца алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть в наличии, то есть находиться в торговой точке и предъявляться по требованию в момент проверки.
Согласно п. 30 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее также - единая государственная автоматизированная информационная система) - федеральная информационная система, созданная в целях учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объема собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, а также осуществления анализа информации и контроля за производством, оборотом и (или) использованием этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованием производственных мощностей, объемом собранного винограда, использованным для производства винодельческой продукции.
Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи, а в соответствие с абз. 3 ч. 4 ст. 14 Закона N 171-ФЗ индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре представляют в электронной форме копии деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Пунктом 4 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 «Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Постановление Правительства РФ № 380), установлено, что учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в ЕГАИС.
Согласно пунктам 7 и 15 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Постановление Правительства РФ N 1459), организации, зарегистрированные в качестве юридического лица, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему, информацию, указанную в подпунктах 1 - 3, 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 названных Правил.
Из приведенных норм следует, что программа ЕГАИС обеспечивает установленный порядок учета алкогольной продукции при ее производстве или обороте.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
В связи с изложенным выше, суд приходит к выводу, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что продавцом ИП ФИО1 - А.О.В. при проверки сотрудником полиции ФИО2 деклараций о соответствии алкогольной продукции в магазине «Любимый», было предложено обозреть истребуемые документы в установленной на кассовом аппарате программе ЕГАИС, соответствующей требованиям действующего законодательства в сфере регулирования оборота алкогольной продукции, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ИП ФИО1 состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно протоколу изъятия вещей и документов от <дата> в магазине «Любимый» по <адрес> у ИП ФИО1 изъято: 3 пластиковых бутылки объемом 1,5 л. название «Жигулевское»; 12 стеклянных бутылок объемом 0,5 л. название «Жигулевское» (л.д. 14). Указанные вещи согласно расписке от <дата> переданы на ответственное хранение продавцу ИП ФИО1 - А.О.В. (л.д. 15).
В рамках административного расследования ИП ФИО1 также представлены декларации о соответствии алкогольной продукции на бумажном носителе (л.д. 29-33).
В силу ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу (п. 1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).
Поскольку изъятые вещи не относятся к вещам, изъятым из оборота, то они согласно п. 1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ подлежат возвращению законному владельцу.
Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, <дата> года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> городок, <адрес>, ИНН <***>, ОГРНИП <номер>, место осуществления деятельности: <адрес> – Кузбасс, <адрес> в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изъятые в ходе производства по делу об административном правонарушении вещи: 3 пластиковых бутылки объемом 1,5 л. название «Жигулевское»; 12 стеклянных бутылок объемом 0,5 л. название «Жигулевское», подлежат возвращению индивидуальному предпринимателю ФИО1.
В соответствии со ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление может быть обжаловано или опротестовано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья: подпись А.А. Роппель
Подлинник документа находится в административном деле деле №5-1497/2021 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области