ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-134/2023 от 21.12.2023 Сакмарского районного суда (Оренбургская область)

№5-134/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 декабря 2023 года с.Сакмара

Судья Сакмарского районного суда Оренбургской области Рафикова В.А., при секретаре Такеевой А.С.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.29 КоАП РФ в отношении:

ФИО1, ...,

УСТАНОВИЛ:

В отношении ФИО1, имам-хатыба «Ак мечети» села <адрес>, <адрес>, <адрес>, прокурором Сакмарского района <адрес> Задорожневым А.В. вынесено постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, а именно: что он допустил хранение в целях массового распространения в своем кабинете в здании «Ак мечети» села <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, предназначенном для индивидуальных проповедей, являющемся общедоступным для прихожан книги под названием «Вероучение ислама» (Акыда, издательство «МИР ЗНАНИЙ», <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ г., рецензенты: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9), которая содержит признаки идеи превосходства Ислама через оскорбление чувств верующих преимущественно христиан и иудеев.

Указанные нарушения выявлены прокуратурой Сакмарского района <адрес> в ходе проверки исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму и экстремизму ДД.ММ.ГГГГ.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствовал. Представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии, в котором указал, что вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, признает, подтвердил изложенные в протоколе обстоятельства.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении прокурор Сакмарского района <адрес> Задорожнев А.В. в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Руководствуясь ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, согласно которой дело может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от указанного лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, судья находит возможным рассмотреть дело в отсутствии ФИО1

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, иных экстремистских материалов, указанных в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», либо их производство или хранение в целях массового распространения, за исключением случаев, предусмотренных частями 4.1 и 6 статьи 13.15, статьями 13.37, 20.3 и 20.3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ) экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Статьей 13 названного Федерального закона определено, что на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими и экстремистские материалы направляются судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки прокуратурой района, ДД.ММ.ГГГГ в кабинете имам-хатыба «Ак мечети» <адрес> ФИО1, расположенной по вышеуказанному адресу обнаружена книга под названием «Вероучение ислама» (Акыда, издательство «МИР ЗНАНИЙ», <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ г., рецензенты: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9), которая содержит признаки идеи превосходства Ислама через оскорбление чувств верующих преимущественно христиан и иудеев.

Что также подтверждается психолингвистическим исследованием вышеуказанной книги от ДД.ММ.ГГГГ Согласно выводам психолингвистического исследования специалиста - психолога ФИО11 в тексте книги «Вероучение ислама» (Акыда, издательство «МИР ЗНАНИЙ», <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ г., рецензенты: ФИО5, ФИО12, ФИО7, ФИО8, ФИО9), представленной как учебное пособие по основам веры, выделяются признаки идеи превосходства Ислама через оскорбление чувств верующих преимущественно христиан и иудеев. Религиозные чувства - это благоговейное отношение к святыням, текстам, личностям святых, местам паломничества, предметам и образам. Соответственно, оскорбление чувств верующих - это высказывания с неуважением к святыням, текстам и другим важным для верующего человека вещам, что в исследуемом материале выражается в психологическом воздействии на читателя следующими речевыми конструктами:

Использование ярлыков: обозначение события или действующего лица словом или выражением, изначально содержащим в себе для сознания реципиента негативный оттенок. А именно: превосходства Ислама над другими религиями в некорректных формулировках о других формах веры как - «ложные религии»; «примитивные религии»; «заблуждающиеся в вере», «ложное учение»; «Каждый многобожник - неверующий» и т.п.

Нарушение логических конструкций (нарушение логики): аксиоматичность - опора на банальность; несоблюдение закона достаточного основания; порочный круг в доказательстве - мысль доказывается с помощью ее же самой, только высказанной другими словами; произвольное обобщение или навязанное следствие; нечетко и неопределенно сформулированный основной тезис; инсинуация - опора на объективно имеющиеся различия. Это выражается в следующих речевых конструкциях, оказывающих на воспринимающего психологическое влияние: по сравнению с Исламом, который объявляется абсолютно доказательным, другие религии представляются как те, что «ограничиваются абстрактными положениями», «впадающими в крайности», как «фанатизм» и «одержимость»; исламское вероучение является «единственным вероучением религии Единобожия» и т.п.

Недобросовестное цитирование источников информации: цитирование фрагментов, «вырванных» из контекста первоисточника, и придание им иного, иногда противоположного значения и смысловой направленности; выборочное, фрагментарное цитирование источника. Например, «Сура «Аль Кафирун» 109/6 же гласит: «Вам - ваша (ложная) вера (так как вы не хотите принять истину), мне же - моя (истинная) вера». В суру добавляются слова, которые придают ей смысл истинности только Ислама, при этом если взять просто перевод суры, не добавляя пояснительных слов, выбранных авторами книги, то она гласит: «Вам - ваша вера, мне же - моя» и не несёт в себе уничижительного аспекта относительно других вероисповеданий.

Внушение: сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным установкам. Так Библия и Тора позиционируются как искажённые и на сегодняшний день ложные Писания и противопоставляется им Коран, как истинное Писание. В связи с чем вера христиан и иудеев позиционируется как «заблуждение» и «ошибка». Пророк Мухаммад, его вера «оживляли» сердца людей, а вера ФИО2 не оказали благотворного влияния на людей. Несогласие с Кораном, по представлению читателям авторами пособия, является признаком неверующего человека, потому что он имеет превосходство над остальными Писаниями. Таким образом, поклонение своим символам веры, в частности, Торе и Библии делает иудеев и христиан, в подаче авторов пособия - неверующими людьми и формирует позицию превосходства над другими вероисповеданиями.

Использование авторитетного источника (ссылка на Коран, авторитетные личности и суры) для позиционирования своих религиозных установок.

Исследуемое учебное пособие, находящееся в доступе как в бумажной версии в виде книги, так и электронной версии, можно считать публичным высказыванием на широкий круг аудитории. Высказывания обозначающие события или действующего лица в выражениях, изначально содержащих в себе для сознания реципиента негативный оттенок, можно считать сделанными в некорректной форме, например, есть неуважительные высказывания о святынях (Библия, Тора, религиозные статуи; символы веры, например, «троица» в христианстве – представляется как заблуждение и неверие). Эти слова нельзя назвать случайными, потому что они НАПИСАНЫ, а письменная речь более осознанна, нежели устная. Содержание высказываний направлено на формирование у обучающихся по данному пособию, образов ущербности христиан и иудеев с их «ложным ошибочным учением», что можно считать унижением достоинства, как минимум, двух религиозных групп.

Явных признаков возбуждения религиозной ненависти и вражды по отношению к людям, не исповедующим Ислам, в представленном на исследование тексте - не выявлено, но объявление атрибутов веры других религий, в частности христианства и иудаизма - ложными, а самих представителей этих религий - неверующими может лечь в основу формирования снисходительности, неприязни, чувства превосходства у представителей Ислама, которые будут изучать основы своей религии посредством представленного на исследование пособия по причине того, что авторы в письменной сознательной речи используют ряд психологических приёмов воздействия, перечисленных ранее, среди которых есть и приём «Внушение»: сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, изменения отношения и формирование конкретных установок в отношении христиан и иудеев.

Таким образом, ФИО1, допустил хранение в целях массового распространения экстремистского материала, содержащего признаки идеи превосходства Ислама через оскорбление чувств верующих преимущественно христиан и иудеев, чем нарушил требования ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Согласно объяснений ФИО1, он не отрицал, что ему известны положения Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Хранящуюся в его кабинете «Ак мечети» <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, книгу под названием «Вероучение ислама» (Акыда, издательство «МИР ЗНАНИЙ», <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ г., рецензенты: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9) он выдал добровольно сотрудникам прокуратуры Сакмарского района при проведении проверки. О том, что в книге содержатся признаки идеи превосходства Ислама через оскорбление чувств верующих преимущественно христиан и иудеев он не знал ввиду невнимательного изучения содержания и смысла книги. Свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ признает полностью, в содеянном раскаивается.

Вина ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения также подтверждается имеющимися в деле доказательствами:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим сведения, изложенные в описательной части настоящего постановления (л.д.1-7);

- объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10);

- объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11);

- психолингвистическим исследованием от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-30).

Имеющиеся в представленных материалах документы принимаются судом в качестве доказательств по делу, поскольку они непротиворечивы, последовательны и с достоверностью подтверждают описанные события, протокол об административном правонарушении составлен и отобраны объяснения у лица, привлекаемого к административной ответственности, уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями закона. У суда отсутствуют основания не доверять представленным доказательствам.

Оценив доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.20.29 КоАП РФ – хранение иных экстремистских материалов, указанных в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", либо их производство или хранение в целях массового распространения, за исключением случаев, предусмотренных частями 4.1 и 6 статьи 13.15, статьями 13.37, 20.3 и 20.3.2 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.

Санкция статьи 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Обстоятельством, смягчающим наказание ФИО1 суд признает признание им своей вины в совершении административного правонарушения, раскаяние в содеянном.

Обстоятельств, отягчающих наказание лица, привлекаемого к административной ответственности, не установлено.

С учетом характера совершенного правонарушения, личности ФИО1, его имущественного положения, суд считает возможным назначить ему наказание в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи, по которой квалифицированы его действия – 1000 руб., с конфискацией экстремистских материалов.

Руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей с конфискацией экстремистских материалов:

1 экземпляра книги под названием «Вероучение ислама» (Акыда, издательство «МИР ЗНАНИЙ», <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ г., рецензенты: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9), 288 страниц.

Разъяснить ФИО1, что в соответствии с ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения наказания. Квитанция об уплате административного штрафа должна быть предъявлена в суд.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Управление федерального казначейства по Оренбургской области (ГУФССП РОССИИ ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Л/С <***>), ИНН <***>, КПП 561101001, БИК 015354008, ОКТМО 53701000, КБК 32211601201019000140, счет получателя 03100643000000015300, корреспондентский счет банка получателя 40102810545370000045.

УИН ФССП России 32256000230000183114.

Наименование платежа: административный штраф.

Изъятый экстремистский материал: 1 экземпляр книги под названием «Вероучение ислама» (Акыда, издательство «МИР ЗНАНИЙ», <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ г., рецензенты: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9), 288 страниц, по вступлению постановления в законную силу уничтожить.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части настоящей статьи, судья, вынесший постановление, направляет в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд Оренбургской области, в течение 10 суток со дня изготовления в полном объеме и вручения или получения копии постановления.

Судья