ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1353/2021 от 11.11.2021 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

УИД: 76RS0014-02-2021-001930-39 Дело №5-1353/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Ярославль 11 ноября 2021 года

Судья Кировского районного суда г.Ярославля Сутормин В.М.

при секретаре Клечкиной Т.Д., с участием

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - начальника ОИАЗ ОМВД России по Кировскому городскому району ФИО1,

защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Никулина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда г.Ярославля материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении

ФИО2, <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

26-27.07.2021 ФИО2 осуществила заказ по изготовлению гроба с надписью «Общественный транспорт» и двух траурных венков с лентами с надписями «Помним, скорбим маршрут: 46, 36, 72, 71, 38, 35м, 87», «Помним, скорбим маршрут: 98, 76, 78, 67, 82» у ФИО 1 Стоимость заказа составила 7000 руб., которые ФИО2 оплатила наличными денежными средствами непосредственно ФИО 1 Впоследствии ФИО2 лично забрала указанные предметы у ФИО 1 и обеспечила их доставку 28.07.2021 к зданию Правительства Ярославской области по адресу: <...>. ФИО2 попросила ФИО 1 помочь донести гроб 28.07.2021 около 10 ч 00 мин, при этом установлено, что ФИО 1 в указанное время находился в районе пл.Советская г.Ярославля.

28.07.2021 в период с 09 ч 54 мин до 10 ч 00 мин
ФИО2 при участии 7 граждан, из которых установлены: ФИО 2, ФИО 1, ФИО 3, ФИО 4 и ФИО 5 организовала и провела публичное мероприятие в смешанной форме, а именно: в форме демонстрации, путем имитации похоронного процесса с применением предмета, имитирующего гроб черного цвета с надписью: «Общественный транспорт», а также двух траурных венков с лентами с надписями: «Помним, скорбим маршрут: 46, 36, 72, 71, 38, 35м, 87», «Помним, скорбим маршрут: 98, 76, 78, 67, 82», прошедшей по маршруту от здания Правительства Ярославской области по адресу: <...> до административного здания мэрии г.Ярославля по адресу: <...>.

Далее вышеуказанное несогласованное публичное мероприятие продолжилось в форме пикетирования у входа в административное здание мэрии
г.Ярославля со стороны дома №5А по ул.Нахимсона г.Ярославля с участием группы лиц не менее 8 человек: ФИО2, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4 и ФИО 5 с использованием средств наглядной агитации, а именно: гроба черного цвета с надписью «Общественный транспорт», а также двух траурных венков с лентами, имеющими надписи «Помним, скорбим маршрут: 46, 36, 72, 71, 38, 35м, 87», «Помним, скорбим маршрут: 98, 76, 78, 67, 82». При проведении пикетирования группа указанных лиц осуществляла фотографирование несогласованного публичного мероприятия.

Цель публичного мероприятия – выражение негативного отношения к реорганизации маршрутной сети г.Ярославля, а также формирование мнения и привлечение внимания неопределенного круга лиц к данному вопросу.

Несогласованное публичное мероприятие, состоявшееся 28.07.2021 в период с 09 ч 54 мин до 10 ч 00 мин, организовано и проведено на центральных улицах г.Ярославля, входящих в туристический маршрут «Золотого Кольца», где ежедневная проходимость граждан превышает тысячу человек, что свидетельствует о гласности мероприятия перед неограниченным кругом лиц.

Данные факты свидетельствуют о совершении ФИО2 действий, направленных на подготовку к проведению публичного мероприятия, в том числе изготовление средств наглядной агитации, оповещение возможных участников публичного мероприятия, что согласно положениям ст.4 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон о публичных мероприятиях), относится к организации публичного мероприятия.

В нарушение положений п.1 ч.4, ч.5 ст.5, ч.1 ст.7 Закона о публичных мероприятиях ФИО2 провела данное публичное мероприятие без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.

Статьей 7 Закона о публичных мероприятиях предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия.

В силу ч.5 ст.5 Закона о публичных мероприятиях организатор публичного мероприятия не вправе проводить его если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Кроме того, вышеуказанные действия совершены ФИО2 в период действия режима «Повышенная готовность», введенного постановлением Правительства Ярославской области от 07.02.2020 №100-п в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, в рамках которого установлены ограничительные меры, обязательные для соблюдения гражданами в целях снижения рисков заражения COVID-19, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Таким образом, своими действиями ФИО2 совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО1 составленный протокол поддержала.

Защитник ФИО2 Никулин А.А. полагал, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку анализируемые действия ФИО2 публичным мероприятием в форме шествия и пикетирования не являются, осмотренные Интернет-ресурсы содержат публикации и высказывания в частности ФИО2 по вопросам реорганизации схемы движения общественного транспорта по времени предшествующие 28.07.2021, за движение пешком по проезжей части ФИО2 уже была привлечена к административной ответственности.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 10.09.2021, сообщениями, поступившими в дежурную часть ОМВД России по Кировскому городскому району, рапортами сотрудников полиции, выявивших административное правонарушение, протоколом осмотра места происшествия от 28.07.2021, объяснениями очевидцев правонарушения, видеозаписью анализируемых событий, актами осмотра Интернет-ресурсов от 28.07.2021, 05.08.2021, актами экспертных исследований от 23.08.2021, 06.09.2021.

Все исследованные доказательства соответствуют требованиям ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, отвечают требованиям относимости, достоверности и достаточности, получены в соответствии с требованиями закона.

28.07.2021 в ОМВД России по Кировскому городскому району зарегистрированы сообщения и рапорт по факту установки неизвестными лицами гроба у здания мэрии г.Ярославля по адресу: <...> (т.1, л.д.10, 11, 12).

Протоколом осмотра места происшествия от 28.07.2021 зафиксирована установка предмета по внешним признакам напоминающего гроб с надписью: «Общественный транспорт», с венками у задания мэрии г.Ярославля (т.1, л.д.14-17).

Из ответа территориальной администрации Кировского и Ленинского районов г.Ярославля от 29.07.2021 усматривается, что в уполномоченный орган местного самоуправления уведомлений о проведении в г.Ярославле публичного мероприятия 28.07.2021 по маршруту от дома №3 по пл.Советская до дома №5А по ул.Нахимсона г.Ярославля не поступало (т.1, л.д.33).

Из объяснений ФИО 6, ФИО 7 и ФИО 8 усматривается, что ими 28.07.2021 около 10 ч 00 мин у здании мэрии г.Ярославля был обнаружен установленный гроб, о чем было сообщено в полицию (т.1, л.д.22, 45, 46, 50).

Согласно рапортам начальника отделения ЦПЭ УМВД России по Ярославской области ФИО 9 от 28.07.2021, а также фототаблицы, приложенной к рапортам, упомянутым должностным лицом осуществлялся просмотр видеозаписей камер наблюдения, обзор которых охватывал входную группу мэрии г.Ярославля, установлено, что 28.07.2021 в 09 ч 54 мин по ул.Нахимсона г.Ярославля трое мужчин, в числе которых ФИО 1 несут гроб с надписью на крышке; в 09 ч 55 мин мужчины устанавливают его у здания мэрии г.Ярославля, после чего к нему (гробу) походит группа граждан в числе которых установлена ФИО2, до 09 ч 58 мин производят фотографирование на фоне установленного гроба (т.1, л.д.23, 25-31).

Из объяснений ФИО 10, ФИО 11, ФИО 12 и ФИО 13 усматривается, что 28.07.2021 около 09 ч 50 мин они наблюдали, как группа граждан, в числе которых были ФИО 2 ФИО2 и ФИО 1 по ул.Нахимсона г.Ярославля несут гроб и венки. Данная группа граждан подошла к входу в здание мэрии г.Ярославля, где установили гроб, возложили венки, произвели фото и видеосъемку происходящего. В дальнейшем при просмотре Интернет-ресурсов ФИО 11 и ФИО 12 были обнаружены записи, свидетельствующие выражении вышеуказанным способом мнения о проводимой транспортной реформе (т.1, л.д.42, 43-44, 47-48, 49).

Согласно объяснениям ФИО 1 26-27.07.2021 ФИО2 обратилась к нему с просьбой изготовить гроб с надписью: «Общественный транспорт» с двумя венками. Работы по изготовлению в сумме 7000 руб. оплачивала ФИО2 После изготовления гроб и венки забирала ФИО2 Далее 28.07.2021 около 10 ч 00 мин ФИО2 просила ФИО 1 помочь донести гроб с венками, что он и сделал совместно с иными лицами (т.1, л.д.51, 53).

В судебном заседании осмотрен чек ФИО 1 согласно которому им выполнена работа по изготовлению бутафорского гроба с надписью: «Общественный транспорт» и двух венков (т.1, л.д.52).

Актами осмотра Интернет-ресурсов от 28.07.2021, 05.08.2021 установлено, что акция по установке гроба и венков у здания мэрии г.Ярославля связана с выражением мнения группы граждан о проведении властями г.Ярославля реформы движения общественного транспорта, организатором акции выступила ФИО2 (т.1, л.д.71-81, 86-109).

Из акта экспертного исследования от 23.08.2021 следует, что осмотренные 28.07.2021 публикации в сети «Интернет» содержат информацию о том, что организатором акции по установке гроба и венков является ФИО2 (т.1, л.д.125-129)

Согласно акту экспертного исследования от 06.09.2021, исходя из осмотренных 05.08.2021 Интернет-ресурсов, ФИО2 позиционировала себя в качестве организатора и участника упомянутой акции, целью которой являлось выражение отношения к транспортной реформе, демонстрация разрушительного влияния действий (бездействия) сотрудников мэрии г.Ярославля на общественный транспорт (т.1, л.д.151-160).

Оценив представленные доказательства по правилам ст.26.11 КоАП РФ, признаю ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, то есть в организации и проведении публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия. Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить митинги и демонстрации регулируется Законом о публичных мероприятиях.

Согласно п.п.1, 6 ч.1 ст.2 Закона о публичных мероприятиях, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В соответствии со ст.3 Закона о публичных мероприятиях одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность – соблюдение положений Конституции Российской Федерации, данного закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

Статьей 7 Закона о публичных мероприятиях предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные этой статьей. Таким образом, данный закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов местного самоуправления.

При этом под организатором публичного мероприятия для целей ст.20.2 КоАП РФ следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (ч.1, п.3 ч.3 ст.5 Закона о публичных мероприятиях).

Таким образом, организатором публичного мероприятия является не только лицо, которое уполномочено организатором, но и лицо, которое фактически приняло на себя обязательство, как по организации и проведению публичного мероприятия, так и по организации или проведению публичного мероприятия.

Согласно п.1 ч.4 ст.5 Закона о публичных мероприятиях, организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст.7 данного Закона.

О том, что именно ФИО2 организовала и провела анализируемое публичное мероприятие свидетельствуют объяснения ФИО 1 согласно которым ФИО2 заказала и оплатила изготовление средств наглядной агитации – гроба и венков с надписями, призванными выразить отношение к проводимой в г.Ярославле реформой маршрутов движения общественного транспорта. При проведении публичного мероприятия 28.07.2021 с 09 ч 54 мин до 10 ч 00 мин данные средства наглядной агитации были установлены у здания мэрии г.Ярославля по адресу: <...>. Актами осмотра Интернет-ресурсов зафиксировано присутствие ФИО2 и иных лиц при проведении публичного мероприятия. Экспертными исследованиями установлена организаторская роль ФИО2 в данном публичном мероприятии, исходя из анализа публикаций в сети «Интернет».

Организовав проведение публичного мероприятия, ФИО2 в нарушение ст.ст.5, 7 Закона о публичных мероприятиях не подала в уполномоченный орган публичной власти уведомление о проведении мероприятия, что подтверждается сведениями территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля.

Согласно п.п.4, 6 ст.2 Закона о публичных мероприятиях, демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Незаконное публичное мероприятие, состоявшееся 28.07.2021 с 09 ч 54 мин до 10 ч 00 мин, прошло в смешанной форме: демонстрации путем имитации похоронного процесса с использованием средств наглядной агитации (гроба и венков) и пикетирования у здания мэрии г.Ярославля с участием группы лиц в количестве не менее 8 человек, установкой гроба и венков к входу в мэрию г.Ярославля.

Упомянутые действия зафиксированы с помощью средств объективного контроля. Установлено, что группа граждан, в числе которых находилась ФИО2, проследовала от дома №3 по пл.Советская к дому №5А по ул.Нахимсона г.Ярославля, неся с собой гроб с венками, сопровожденные соответствующими надписями. У дома №5А по ул.Нахимсона г.Ярославля, установив у входа в мэрию г.Ярославля гроб с венками, группа граждан, включая ФИО2 стояла у данного средства наглядной агитации, осуществляя фотографирование на его фоне.

При этом целью незаконного публичного мероприятия было выражение мнения относительно проводимой в г.Ярославле реформы маршрутов движения общественного транспорта, о чем свидетельствуют средства наглядной агитации – гроб и венки, надписи на которых, а также фактическое использование которых свидетельствует о негативном мнении группы граждан относительно проводимой реформы, а также о стремлении довести свое мнение до неопределенного круга лиц.

Совокупность приведенных выше обстоятельств и фактов позволяет сделать вывод о несостоятельности доводов защитника о том, что перенося гроб, граждане поставили его с целью отдохнуть. Данное средство наглядной агитации было установлено вертикально к входу в здание мэрии г.Ярославля, что свидетельствует о намеренности этих действий.

Довод защитника о недопустимости протокола осмотра места происшествия от 28.07.2021, поскольку гроб с венками был установлен у здания мэрии г.Ярославля до 10 ч 00 мин 28.07.2021, при том, что осмотр производился с 10 ч 30 мин до 10 ч 55 мин во внимание не принимаю, поскольку до 10 ч 00 мин 28.07.2021 состоялось публичное мероприятие, организованное ФИО2 Осмотр места происшествия произведен с применением фотофиксации, в связи с чем оснований не доверять установленным по его результатам обстоятельствам оснований нет.

Публикации в сети «Интернет», использовавшиеся при проведении исследований, были посвящены в том числе публичному мероприятию, организованному ФИО2

Довод защитника о том, что ФИО2 ранее была привлечена к административной ответственности за проход по проезжей части не свидетельствует об отсутствии в ее действиях состава рассматриваемого административного правонарушения, принимая во внимание различные объекты посягательств.

Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, является формальным, угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении лица, проводящего публичного мероприятие, к его проведению.

Исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, оснований для признания указанного деяния малозначительным и освобождения ФИО2 от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении ФИО2 утратила статус кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва на основании ст.41 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва» опубликовано 25.09.2021.

При назначении наказания учитываю характер и общественную опасность совершенного правонарушения, фактические обстоятельства совершенного правонарушения, данные о личности виновного. Смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО2 обстоятельств не установлено.

Повышенная общественная опасность совершенного ФИО2 правонарушения выразилась в грубом, фундаментальном нарушении им установленного порядка проведения публичного мероприятия, не позволившем органам государственной власти в полной мере обеспечить безопасность участников, иных граждан, сохранность имущества, а также в том, что данное правонарушение совершено в период действия в Ярославской области мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, что свидетельствует об игнорировании ФИО2 законно установленных в обществе правилах поведения.

При таких обстоятельствах, считаю необходимым назначить ФИО2 наказание в виде штрафа в минимальном размере. Оснований для назначения более строгого наказания не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО2 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.

Согласно ч.1.5 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф может быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, до дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, в таком случае в силу ч.4 ст.4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.

Сумму штрафа перечислить в пользу УФК по Ярославской области <данные изъяты>

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г.Ярославля в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья В.М. Сутормин