ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1354/16 от 04.07.2016 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 5 – 1354/16

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

04 июля 2016 года г.Владивосток, ул.Фокина д.23А

Судья Фрунзенского районного суда г. Владивостока Михайлова Т.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении начальника финансово-экономического отдела – главного бухгалтера Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю ФИО1, дата года рождения, уроженки г. Владивосток, гражданки Российской Федерации, не замужней, проживающей по адресу <адрес>, привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ,

установил:

согласно протоколу об административном правонарушении от дата, составленному заместителе начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации, при проведении контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год» (далее - контрольное мероприятие) в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, расположенной по адресу: <адрес>, обнаружены следующие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - Управление Росреестра по Приморскому краю, Управление), расположенному по адресу: <адрес>, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии доведены средства федерального бюджета по коду бюджетной классификации Российской Федерации На основании направленной Управлением Росреестра по Приморскому краю в орган Федерального казначейства заявки на кассовый расход от дата, средства в сумме 672 279,0 рублей в рамках кода бюджетной классификации были направлены на оплату обязательств Управления по государственному контракту от дата-эа на оказание услуг по обучению специалистов Управления по направлениям: <...> нужд Управления Росреестра по <адрес>, заключенному с АНО ДПО «СофтЛайн Эдюкейшн» (реестровый номер контракта , опубликован на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок дата). Указанная заявка на кассовый расход от дата со стороны Управления подписана начальником финансово-экономического отдела - главным бухгалтером ФИО1, главным специалистом-экспертом ФИО4. В органе Федерального казначейства заявка на кассовый расход зарегистрирована старшим казначеем ФИО5дата за номером . Тем самым, Управлением Росреестра по Приморскому краю дата направлены средства федерального бюджета по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» на оплату услуг по обучению в сфере информационно-коммуникационных технологий. Вместе с тем, в соответствии с положениями пункта 5 «Виды расходов» раздела III «Классификация расходов бюджетов» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от дата расходы на оплату договоров на оказание услуг по обучению в сфере информационно-коммуникационных технологий подлежат отражению по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Согласно представленной Росреестром копии пояснительной записки Управления Росреестра по Приморскому краю к форме «Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий» стр. , подписанной руководителем ФИО6 и начальником финансово-экономического отдела - главным бухгалтером ФИО1: «Обучение сотрудников отдела информационных технологий осуществлялось в рамках мероприятий по модернизации, эсплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, в частности мероприятия по переходу на централизованное ведение АИС ЕГРП. Обучение было обосновано необходимостью работы с вновь поставленным серверным оборудование IBM BLAID CENTER Н, системами хранения данных HP, администрирования операционных систем Linux, углубленного администрирования СУБД Oracle llg. Срочность проведения обучения системам хранения данных HP обусловлена необходимостью предотвращения потери данных АИС ЕГРП в свете возникновения нештатной ситуации дата в связи с выходом из строя АИС ГКН филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю по причине отключения электроснабжения и низкой квалификации специалистов. Обучение проводилось с использованием дистанционных технологий в соответствии с п. 2 дополнительного соглашения к Государственному контракту от дата на сумму 672 279 рублей 00 копеек». Пунктом 2 указанного дополнительного соглашения пункт 3.2 государственного контракта от дата-эа изложен в следующей дословной редакции: «Услуги оказываются в очной форме в г. Владивосток с возможностью применения дистанционных технологий». В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств относится внесение соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложений по изменению бюджетной росписи. Вместе с тем, как следует из представленных Росреестром материалов, предложения по перераспределению бюджетных ассигнований Росреестру, как главному распорядителю бюджетных средств, Управлением не направлялись. Тем самым, Управление Росреестра по Приморскому краю обладало возможностью соблюдения положений Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от датан, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Ввиду изложенного, в нарушение требований статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации при направлении Управлением Росреестра по Приморскому краю заявки на кассовый расход от дата не обеспечен целевой характер использования средств федерального бюджета в сумме 672 279,0 рублей. С учетом изложенного, действия начальника финансово-экономического отдела – главного бухгалтера Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю ФИО1 квалифицированы по ст. 15.14 КоАП РФ.

В судебном заседании начальник финансово-экономического отдела – главный бухгалтер Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю ФИО1 с протоколом об административном правонарушении выразила несогласие, пояснила, что в отношении Управления Росреестра по Приморскому краю Счетной палатой РФ проверка не проводилась. Проверка проводилась в отношении Росреестра и на территории Росреестра, а именно, в г. Москва, и в рамках этой проверки на основании данных годовой отчетности Управления (форма 177) Приложение было выявлено правонарушение, а именно «нецелевое использование средств». С представителями Счетной палаты РФ она не общалась, давала пояснения сотрудникам Росреестра устно по телефону, итогом переговоров явилась краткая пояснительная записка, в которой изложила главную мысль, по которой трудно провести всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств данного «правонарушения». В 2015 году Управление Росреестра по ПК проводило мероприятия по модернизации эксплуатации государственных информационных систем, которыми являются ИС ЕГР$, ИС ГКН, ЕГИР. Основанием считать эти мероприятия модернизацией явился пп.4 «Порядка организации и выполнения работ по переводу Информационной системы ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на централизованную схему работы», утвержденного заместителем руководителя Росреестра ФИО9 от дата, которым прописано «провести кампанию по информированию общественности о предстоящей модернизации программного обеспечения, используемого в федеральном органе в области государственной регистрации для автоматизации рабочего процесса». На обращение к заместителю руководителя Росреестра АФИО9 от дата «О потребностях в программном и аппаратном обучении», в котором была прописана необходимость обучения специалистов в сфере информационных технологий дата пришло расходное расписание по ВР 242 КОСГУ 220 на сумму 2 448,6 тыс. руб. и разъяснение от дата, что данные средства выделяются в рамках подпрограммы «Создание благоприятных условий для рынка недвижимости». Соответственно, работа по централизации ИС ЕГРП является одним из факторов создания благоприятных условий для рынка недвижимости, так как централизация баз позволяет любому заявителю в любом пункте запросить необходимые данные из ЕГРП. Оплата обучения специалистов, которые должны провести работу по централизации ИС ЕГРП, возможна по ВР 242 так как обучение является одним из пунктов мероприятий по модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно - коммуникационной инфраструктуры.

Представитель Счетной палаты Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещался посредством направления дата судебного извещения на электронный адрес <...>, а также заказной почтой с уведомлением, согласно данным официального сайта «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» почтовое отправление с внутрироссийским почтовым идентификатором дата прибыло в место вручения.

В соответствии со ст. 25.15 КоАП РФ судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Счетной палаты Российской Федерации.

Выслушав пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в силу следующего.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Нецелевым использованием бюджетных средств законом (ст. 306.4. Бюджетного кодекса РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ) признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Субъективная сторона общественно опасного деяния, ответственность за которое установлена ст. 15.14 КоАП РФ, характеризуется только умышленной формой вины, когда уполномоченное должностное лицо сознавало противоправный характер своего действия по оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным бюджетной сметой, предвидело возможность наступления вредных последствий для охраняемых законом бюджетных отношений и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).

При этом, исходя из смысла указанной статьи, под использованием бюджетных средств не по целевому назначению можно понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их выделении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями.

О совершении рассматриваемого правонарушения только с умышленной формой вины разъяснялось ревизорам письмом Министерства финансов Российской Федерации еще в 2012 году (письмо Минфина от 27 февраля 2012 г. N 02-07-10/534).

Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", нецелевым использованием бюджетных средств согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В судебном заседании установлено, что в 2015 году Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии были доведены лимиты бюджетных обязательств по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий", КОСГУ 220 "Оплата работ, услуг" в сумме 2 554 500 руб. на текущее содержание информационных ресурсов.

Согласно письму заместителя руководителя Росреестра от дата в целях создания условий для объединения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ИС ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ИС ГКН) в единый государственный информационный ресурс (ЕГИР), а также в целях повышения клиентоориентированности и качества оказания государственных услуг, до конца 2015 года должны быть завершены работы по переходу на централизованную схему ведения ЕГРП во всех территориальных органах Росреестра» (указание Росреестра от дата).

На основании данного указания в 2015 году Управлением Росреестра по Приморскому краю были проведены мероприятия по модернизации эксплуатации государственных информационных систем - ИС ЕГР$, ИС ГКН, ЕГИР.

Основанием считать эти мероприятия модернизацией явился пп.4 Порядка организации и выполнения работ по переводу Информационной системы ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на централизованную схему работы, утвержденного заместителем руководителя Росреестра <...> от дата, которым предписано провести кампанию по информированию общественности о предстоящей модернизации программного обеспечения, используемого в федеральном органе в области государственной регистрации для автоматизации рабочего процесса.

На основании направленной Управлением Росреестра по Приморскому краю в орган Федерального казначейства заявки на кассовый расход от дата, средства в сумме 672 279,0 рублей в рамках кода бюджетной классификации 32104 12 1530019 242 226 были направлены на оплату обязательств Управления по государственному контракту от дата-эа на оказание услуг по обучению специалистов Управления по направлениям: Linux, OracleDatabase, WindowsServer для нужд Управления Росреестра по Приморскому краю, заключенному с АНО ДПО «СофтЛайн Эдюкейшн» (реестровый номер контракта , опубликован на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок дата).

Статья 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» предполагает расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию, с учётом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры.

По виду расходов «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (статья 244) отражаются расходы на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) учреждений, не отнесённых к иным элементам видов расходов, в том числе расходы на оплату договоров на оказание услуг по обучению в сфере информационно-коммуникационных технологий (приказ Минфина России от датан «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»).

Таким образом, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации предусмотрена специальная целевая статья расходов в сфере информационно-коммуникационных технологий - статья 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».

Суд полагает обоснованными доводы ФИО1 в судебном заседании о том, что обучение сотрудников отдела информационных технологий Управления осуществлялось в рамках мероприятий по модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, и оплата обучения специалистов, которые должны провести работу по централизации ИС ЕГРП, возможна по ВР 242, так как обучение является одним из пунктов мероприятий по модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно - коммуникационной инфраструктуры.

Поскольку израсходованные Управлением денежные средства были предоставлены именно для осуществления расходов по виду 242, в действиях должностного лица ФИО8 отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Кроме того, ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии с п.1 ст. 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу ст. 19 БК РФ в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций сектора государственного управления. Порядок применения названной Классификации, исходя из п.4 ст.23.1 БК РФ, устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей Классификации. В частности, Министерством финансов Российской Федерации устанавливаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи Классификации. 3

Таким образом, если исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью или подстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей Классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств (Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").

Суд соглашается с доводами ФИО1 о правильности расходования бюджетных средств с вида расходов 242 "Закупка товаров, работ и услуг в сфере информационных технологий" в том числе и потому, что на обращение к заместителю руководителя Росреестра ФИО9 от дата «О потребностях в программном и аппаратном обучении» был дан ответ, в котором была прописана необходимость обучения специалистов в сфере информационных технологий, дата доведено расходное расписание по ВР 242 КОСГУ 220 на сумму 2 448,6 тыс. руб. и разъяснение от дата, что данные средства выделяются в рамках подпрограммы «Создание благоприятных условий для рынка недвижимости».

Таким образом, оплата обучения специалистов, которые должны провести работу по централизации ИС ЕГРП, возможна по ВР 242 так как обучение является одним из пунктов мероприятий по модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно - коммуникационной инфраструктуры

В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности; никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Поскольку в материалах дела отсутствуют достаточные и неопровержимые доказательства вины лица, в отношении которого ведется производство по делу с умышленном нецелевом использовании бюджетных средств, а имеющиеся сомнения в виновности должностного лица являются неустранимыми, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 24.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника финансово-экономического отдела – главного бухгалтера Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю ФИО1, привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд в течение 10 дней со дня его получения.

Судья Т.А. Михайлова