ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1354/19 от 02.01.2019 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 5-3/2020

86RS0002-01-2019-010032-96

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Нижневартовск 05 февраля 2020 года Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Глушков Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа », <данные изъяты>, привлекаемого к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

В протоколе об административном правонарушении от <дата>г., составленном старшим инспектором отдела лицензионного контроля Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры ФИО1 указано, что в <дата><дата>г. в ходе проведенной плановой выездной проверки было установлено, что в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>г. , части 1 ст. 46, пунктов 1 и 6 ст. 107 Федерального закона от <дата>г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», со <дата>г. в штате муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа » ( далее учреждение) имеются педагогические работники, не имеющие профессионального образования и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике, а именно: у учителя начальных классов: <данные изъяты> имеется диплом , полученный <дата>г. в Казахстане, а у учителя английского языка <данные изъяты> – диплом , полученный <дата>г. в Украине, которые не прошли установленную процедуру их признания в Российской Федерации в соответствии со ст. 107 Федерального закона от <дата>г. № 273-ФЗ; поэтому у названных учителей отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

О месте и времени рассмотрения дела законный представитель учреждения - директор ФИО2 была извещена. В суд не явилась. Защитник учреждения, по доверенности ФИО3, в судебном заседании вину учреждения в совершении административного правонарушения не признала и просила производство по делу прекратить. Пояснила, что на момент проведения проверки, указанные в протоколе дипломы учителей <данные изъяты> действительно не прошли установленную процедуру их признания на территории Российской Федерации. Однако, у учителя начальных классов <данные изъяты> имеется диплом о среднем профессиональном образовании, подтверждающий присвоение квалификации учитель начальных классов, который выдан <дата>г. в Казахской ССР и не требует признания на территории Российской Федерации, а у учителя английского языка <данные изъяты> – диплом кандидата педагогических наук, выданный <дата>г. в Российской Федерации. Таким образом, эти учителя имеют соответствующее профессиональной образование, обладают соответствующей квалификацией, и нарушений лицензионных требований учреждение не допускало.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела было извещено. В судебное заседание не явилось.

Выслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Часть 3 ст.19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридического лица за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Положение «О лицензировании образовательной деятельности" утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966.

В соответствии с п. 9 названного Положения, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 6 настоящего Положения, согласно которому, одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утвержденной Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 678, к должности педагогических работников отнесена должность учитель.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", согласно которому, учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с ч. 1 и ч. 6 ст. 107 названного Федерального закона, признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее - иностранное образование и (или) иностранная квалификация), осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации и законодательством Российской Федерации и подтверждается соответствующим свидетельством.

В Письме Рособрнадзора от 15.11.2017 N 01-52-1994/06-3149 «О признании в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в Республике Казахстан» указано, что между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (далее - Стороны) действует ряд международных договоров о взаимном признании, которые распространяются на документы государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях, выдаваемые на территории Сторон, а также на документы государственного образца, выдаваемые учреждениями образования каждой из Сторон, расположенными на территории других государств. Под их действие не подпадают документы об образовании и (или) квалификации, выданные в Республике Казахстан с 29.03.1994 г. по 30.09.1999 г.

На основании трудовой книжки <данные изъяты>., приказа о приеме ее на работу от <дата>г. и приказа о переводе от <дата>г., трудового договора от <дата>г. и дополнительных соглашений к нему от <дата>г. и от <дата>г., а также трудового договора от <дата>г. между учреждением и <данные изъяты> и дополнительного соглашения к нему от <дата>г., судья установил, что со <дата>г. по <дата>г. <данные изъяты> действительно работала в учреждении учителем начальных классов, а <данные изъяты> – учителем иностранного языка.

Также на основании материалов дела: протокола об административном правонарушении от <дата>г., копии диплома , выданного <данные изъяты>. <дата>г. в Казахстане, копии диплома , выданного <дата>г. <данные изъяты> в Украине, судья установил, что указанные педагогические работники учреждения имеют дипломы, подтверждающие наличие у них высшего профессионального образования, полученные в иностранных государствах, которые на <дата>г. не прошли установленную процедуру их признания в Российской Федерации. Данный факт был признан законным представителем учреждения на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, что подтверждено ее письменными объяснениями от <дата>г. и в ходе рассмотрения дела.

Однако в судебном заседании также было установлено и подтверждено представленным защитником учреждения дипломом , выданным <данные изъяты><дата>г. в Казахской ССР, что <данные изъяты> прошла обучение по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» и ей присвоена квалификация « учитель начальных классов».

В соответствии с утвержденным Приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования", названный диплом является дипломом, подтверждающим наличие у <данные изъяты>. среднего профессионального образования. Этот диплом не является дипломом иностранного государства и исходя из указанных выше правовых норм, не требует специального признания в Российской Федерации.

Кроме того, в судебном заседании было установлено, и подтверждено, приобщенной к материалам дела копией диплома , выданного <дата>г. Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации и представленным защитником учреждения удостоверением , что в 20006г. <данные изъяты> сдала кандидатские экзамены по специальности « Общая педагогика, история педагогики и образования» и ей присуждена ученая степень кандидата педагогических наук.

Исходя из положений ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", диплом кандидата педагогических наук, подтверждает наличие высшего профессионального образования.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что указанные педагогические работники учреждения, в период со <дата>г. по <дата>г. имели профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и обладали соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике.

В связи с чем, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в действиях учреждения отсутствует, и на основании ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, возбужденное в отношении него дело об административном правонарушении подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.10, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа », прекратить, в связи с отсутствием в действиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа » состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Нижневартовский городской суд.

Судья Ю.Н.Глушков