ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1355/2021 от 30.06.2021 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело №5-1355/2021

25RS0002-01-2021-003662-05

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 июня 2021 года г.Владивосток,

ул. Адмирала ФИО1, 23А

Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока Приморского края Буланова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела в отношении ФИО2, родившегося дата в <адрес> края, <...> зарегистрированного по адресу: <адрес>А, <адрес>, привлекаемого к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.16.2, ст. 16.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

дата в 12 ч. 45 мин. при совершении таможенных операций на прибытие т\<...>) <адрес> (<адрес>), проведен таможенный досмотр товаров, прибывших на т/х «<...>» дата., в том числе осмотрены жилые и служебные помещения данного судна. В ходе осмотра подсобного помещения судна, на двери которого имеется табличка с надписью «<...><...>», обнаружены товары иностранного производства, предположительно не заявленные в судовых документах.

В результате проведенного таможенного досмотра товаров, перемещаемых вторым помощником капитана ФИО2 (АТД /), и в ходе его опроса, выявлены товары иностранного производства, не указанные в документах, представленных таможенному наряду для проведения таможенного контроля судна, и перевозимых товаров (генеральной и грузовой декларациях, декларации судовых припасов, декларации о личных вещах членов экипажа судна и пассажирской таможенной декларации), а именно предположительно алкогольная продукция: водка, в количестве 12 стеклянных бутылок, по 500 мл каждая, «<...>», которые не были задекларированы им в установленном законом порядке.

Кроме того, ФИО2 перемещал другие товары иностранного производства, приобретенные им за пределами таможенной территории ЕАЭС и предъявленные им в ходе таможенного досмотра, а именно, сумка, в котором находились личные вещи и алкоголь в количестве 3 литра, общим весом - 13 кг. Таким образом, общее количество перемещаемого гражданином ФИО2 алкоголя составило 9 литров.

По данному факту в отношении ФИО2 возбуждено дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.16.2, ст.16.3 КоАП РФ.

ФИО2 в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, извещен надлежаще.

Представитель Владивостокской таможни в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, извещен надлежаще.

При таких обстоятельствах, судья, руководствуясь положениями ст.ст.25.1, 25.15 КоАП РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу, что вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, - недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, и в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ – несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ТС, нашла подтверждение в судебном заседании, и основана на следующих доказательствах.

Частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование товаров, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что дата в 12 ч. 45 мин. при совершении таможенных операций на прибытие т\х « из Японии (<адрес>), проведен таможенный досмотр товаров, прибывших на т/х « в том числе осмотрены жилые и служебные помещения данного судна. В ходе осмотра подсобного помещения судна, на двери которого имеется табличка с надписью », обнаружены товары иностранного производства, предположительно не заявленные в судовых документах.

В результате проведенного таможенного досмотра товаров, перемещаемых вторым помощником капитана ФИО2 (АТД / и в ходе его опроса, выявлены товары иностранного производства, не указанные в документах, представленных таможенному наряду для проведения таможенного контроля судна, и перевозимых товаров (генеральной и грузовой декларациях, декларации судовых припасов, декларации о личных вещах членов экипажа судна и пассажирской таможенной декларации), а именно предположительно алкогольная продукция: водка, в количестве 12 стеклянных бутылок, по 500 мл каждая, «», которые не были задекларированы им в установленном законом порядке.

Кроме того, ФИО2 перемещал другие товары иностранного производства, приобретенные им за пределами таможенной территории ЕАЭС и предъявленные им в ходе таможенного досмотра, а именно, сумка, в котором находились личные вещи и алкоголь в количестве 3 литра, общим весом - 13 кг. Таким образом, общее количество перемещаемого гражданином ФИО2 алкоголя составило 9 литров.

Согласно объяснениям ФИО2 в период стоянки судна в порту <...>) им была приобретена алкогольная продукция: 1 ящик водки «» (<...>. Ящик водки был помещен в подсобное помещение судна (помещение для сушки вещей), кассовый чек на приобретенный товар отсутствует. О нормах беспошлинного провоза осведомлен. Алкогольную продукцию не заявил, так как забыл о необходимости письменного декларирования. Пассажирскую таможенную декларацию он не заполнял. Вину в совершении административного правонарушения ФИО2 признал.

В соответствии с п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

Согласно п. 1 ст. 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары; транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация; декларация на транспортное средство.

Перечень сведений, подлежащих указанию в декларации на товары, определен ст. 106 ТК ЕАЭС.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в несопровождаемом багаже, или товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком.

Согласно п. 3 ст. 260 ТК ЕАЭС товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

Согласно п. 4 ст. 256 ТК ЕАЭС независимо от критериев, указанных в п.3 данной статьи, к товарам для личного пользования не относятся товары, в том числе: категории товаров, определяемые Комиссией.

Согласно п. 5 ст. 256 ТК ЕАЭС, в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с настоящей главой к товарам для личного пользования, положения настоящей главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами ТК ЕАЭС.

Подпунктом "а" пункта 1 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от дата N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" установлено, что стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов, определяются согласно приложению N 1.

Приложением N 1 к вышеуказанному Решению для товаров для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива, неделимых товаров для личного пользования), ввозимых в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже видами транспорта, отличными от воздушного, или в пешем порядке установлены следующие стоимостные, весовые и (или) количественные нормы ввоза: стоимость не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес не превышает 25 кг.

Единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются согласно приложению N 2. Для указанной категории товаров: 30 процентов от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм.

В п. 5 Приложения N 1 "Стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов" к решению Совета Евразийской экономической комиссии от дата N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" установлено, что ввоз товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей, включая алкогольные напитки и пиво, разрешен, но не более 3 литров, в расчете на одно физического лицо, достигшее 18-летнего возраста. В отношении ввозимых алкогольных напитков и пива в количестве более 3 л, но не более 5 л, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги по единой ставке 10 евро за литр в части превышения количественной нормы 3 литра.

В соответствии с пп. «е» п. 1 Решения категории товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, определяются по перечню согласно приложению .

В соответствии с п. 3 приложения к Решению в перечень категорий товаров, нё относящихся к товарам для личного пользования, входит этиловый спирт, алкогольные напитки и пиво общим объемом более 5 л, перемещаемые лицом, достигшим 18-летнего возраста.

Согласно приложения 2 и п. 3 приложения 6 Решения, при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС и совершение таможенных операций, связанных с их выпуском, данный товар (за исключением разрешённого количества 3 литра алкогольной продукции) подлежит обязательному письменному декларированию.

Учитывая изложенное, общий объем алкогольной продукции, ввезенный ФИО2 на таможенную территорию ЕАЭС и принадлежащий ему, превысил вышеуказанные нормы, в связи с чем алкогольная продукция общим объемом 6 литров подлежала обязательному письменному декларированию, путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Таким образом, ФИО2 нарушил требования ст. 104, 105, 106, 260 ТК ЕАЭС и в его деянии, усматриваются признаки административного правонарушения, выразившегося в недекларировании по установленной форме товаров подлежащих декларированию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Пунктом 1 ст. 7 ТК ЕАЭС установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В соответствии с пп. «в» п. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от дата N 294, к продукций (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая, в том числе, включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

В соответствии со ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР «О безопасности пищевой продукции» (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от дата), пищевая продукция - продукты животного; растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости; питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД); жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.

Согласно п. 1 ст. 5 ТР ТС 021/2011, пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

В соответствии с п. 2 ст. 5 ТР ТС 021/2011, пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Часть 2 ст. 3 ТР ТС 021/2011 предусматривает, что настоящий технический регламент не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях.

В соответствии с п. 3 приложения № 6 к Решению в перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, входит этиловый спирт, алкогольные напитки и пиво общим объемом более 5 л, перемещаемые лицом, достигшим 18-летнего возраста.

Учитывая изложенное, в случае, если физическим лицом на таможенную территорию ЕАЭС ввозится спирт, алкогольные напитки и пиво общим объемом более 5 л, то данные товары должны соответствовать требованиям ТР ТС 021/2011.

В таблице № 1 приложения № 2 к Решению приведены перечни товаров для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, кузовов транспортных средств для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС. В пункт 7 перечня включены: алкогольные напитки и пиво, ввозимые в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже в количестве более 3 литров, но не более 5 литров. В соответствии с этим пунктом алкогольные напитки и пиво в количестве от 3 до 5 литров включительно облагаются таможенной пошлиной в размере 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра.

Ограничения на ввоз алкогольной продукции на территорию ЕАЭС физическими лицами для личного пользования в количестве более 5 литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста, является безусловным и не зависит от способа перемещения.

Таким образом, алкогольная продукция, ввезенная ФИО2 объемом 4 литра, относится к товарам, ограниченным к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.

Учитывая изложенное, ФИО2 не были соблюдены требования и п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС, соответственно, в его действиях присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.

Товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъят по протоколу изъятия вещей и документов от дата и передан на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств Владивостокской таможни, расположенной по адресу: <адрес>, согласно акту приема – передачи имущества на ответственное хранение от дата.

Согласно заключению эксперта от дата стоимость товара, явившегося предметом административного правонарушения, на момент совершения административного правонарушения, а именно на 09.03.2021г., составляла 7833 рубля 36 копеек.

Вина ФИО2 подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении, составленным уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ; актом таможенного досмотра (таможенного осмотра) / протоколом изъятия вещей и документов дата.; заключением эксперта от дата, иными материалами дела.

Таким образом, ФИО2 совершил административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ - не декларирование по установленной письменной форме товаров, подлежащих обязательному декларированию и ст. 16.3 КоАП РФ - несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ТС.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, судом не установлено.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, нарушения требований законодательства были допущены ФИО2 в результате совершения одного действия (бездействия), в одно и тоже время, и в одном и том же месте.

В связи с чем, наказание должно быть назначено с применением части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция являются самостоятельным (особым) предметом государственного контроля, а также оборотоспособность которых в Российской Федерации ограниченна и регулируется Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-Ф3 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон №171-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 пункта 1 данной статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Организация в установленном порядке уничтожения обращенных в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится к полномочиям федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (п. 5.3.5(1) Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка").

Исходя из указных норм в их системном толковании, при назначении административного наказания в виде конфискации в том случае, когда орудие совершения или предмет административного правонарушения в области таможенного дела ограничены в обороте, судья по делу об административном правонарушении, должен в резолютивной части постановления указать на обращение соответствующего имущества в собственность Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Оснований для прекращения производства по делу ввиду малозначительности не имеется.

Судебных издержек по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО2, дата года рождения, признать виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.16.2, ст. 16.3 КоАП РФ, и с применением части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Изъятый, согласно протоколу изъятия вещей и документов от дата товар: водка, в количестве находящийся на ответственном хранении в камере хранения вещественных доказательств Владивостокской таможни, расположенной по адресу: <адрес>, обратить в федеральную собственность с последующим направлением на уничтожение.

В ходе проведения экспертного исследования алкогольная продукция в виде одной бутылки емкостью 500 мл была подвергнута разрушающим методам исследования и израсходована полностью.

Банковские реквизиты для зачисления денежных средств, вырученных от реализации конфискованных товаров: <...>

КББ имеет следующую классификацию: - средства от реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства (в части реализации материальных запасов, т.е. товары народного потребления).

Срок предъявления постановления к исполнению два года со дня его вступления в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.А.Буланова