ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-135/18 от 06.12.2018 Кушвинского городского суда (Свердловская область)

Дело № 5-135/2018

УИД 66RS0036-01-2018-001447-89

Мотивированное постановление изготовлено 06 декабря 2018г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Заварихин А.Ю.,

с участием помощника прокурора г. Кушва Певцовой Т.Х.,

при секретаре Кужаковой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании постановление заместителя прокурора города Кушвы советника юстиции Ступиной Е.А. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов (ОГРН <***>, ИНН <***>) по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

суд

УСТАНОВИЛ:

Заместителем прокурора города Кушвы советником юстиции Ступиной Е.В. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов /далее МАОУ СОШ №6/ по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Из постановления прокурора следует, что прокуратурой г. Кушвы рассмотрены материалы проверки по факту умышленного невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных ФЗ от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре РФ» МАОУ СОШ № 6. Родители несовершеннолетних обучающихся в СОШ № 6 на личном приеме 18.10.2018 сообщили, что в школе продолжаются сборы денежных средств как в фонды классов, так и в фонды школы, помимо этого и дополнительно, так например, на жалюзи, в принудительном порядке. По данному вопросу было обращение к начальнику Управления образования КГО и Главе КГО, однако, меры с их стороны приняты не были. Обращения родителей зарегистрированы в книге регистрации приема посетителей под от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудником прокуратуры по итогам приема составлен рапорт на имя прокурора города. В связи, с чем была проведена проверка и приняты меры прокурорского реагирования. На основании чего, подготовлено требование о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о проведении проверки, предметом проверки являлось соблюдение федерального законодательства в части доступности и бесплатности образования в МАОУ СОШ №6. Указанные документы направлены по средствам электронной почты в СОШ № 6 19.10.2018. 25.10.2018 поступил ответ из СОШ № 6, однако содержание, которого не раскрывает затребованную прокурором информацию, а также не представлены запрашиваемые документы. Не исполнено требование в части предоставления сведений об основаниях порядка привлечения денежных поступлений от физических лиц. На официальном сайте образовательной организации опубликовано Положение о порядке привлечения, расходования и учета спонсорской помощи, безвозмездных поступлений от физических и (или) юридических лиц, утвержденное приказом директора МАОУ СОШ № 6 от 12.01.2016. Федеральным законом от 05.02.2018 N 15-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Прокуратурой проведена проверка сайта образовательной организации, на котором опубликовано указанное выше Положение. Локальный нормативный акт в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 № 135Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» сайт не содержит, в связи, с чем направлено требование. Содержание остальных пунктов требования от 18.10.2018 не является вмешательством в финансово-хозяйственную деятельность учреждения. В запросе содержатся требования, информация по которым не опубликована официально в средствах массовой информации и не размещена на официальном сайте школы. URL-адреса, указанные в ответе СОШ № 6 содержат совершенно иные данные. Прокурором истребованы телефоны родителей (законных представителей), заключивших договоры о пожертвовании, так как по информации заявителей со стороны руководителя образовательной организации оказывается принуждение к их заключению. Иным образом подтвердить либо опровергнуть поступившую информацию, нежели опрос родителей (законных представителей) на данном этапе не представляется возможным. Непредставление истребованных информации и документов в пределах, установленных для их представления сроков, может привести к невозможности завершения проверки в пределах срока ее проведения, в связи, с чем решением от ДД.ММ.ГГГГ проверка соблюдения требований законодательства об образовании в отношении МАОУ СОШ № 6 приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ. Доводы, изложенные заявителями в устном обращении, адресованном прокурору города, затрагивают права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся. Ранее, в 2017 в прокуратуру уже поступало обращение по тому же вопросу. Проведенной проверкой в деятельности образовательной организации были выявлены нарушения федерального закона, после чего были приняты меры прокурорского реагирования. В адреса руководителя школы и начальника Управления образования Кушвинского городского округа внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены. Все доводы обращения заявителей в текущем году требуют вновь тщательной проверки и не могут быть оставлены без внимания. Однако, своими действиями МАОУ СОШ № 6 препятствует ее проведению. Прокурором города 31.10.2018 направлено поручение в порядке ст.ст. 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в МО МВД России «Кушвинский» для проведения проверки. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности для соблюдения норм законодательства, не представлено. Более того, учреждение препятствует проведению проверки, где затрагиваются права и интересы несовершеннолетних. Тем самым в действиях юридического лица усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП Российской Федерации - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

В судебном заседания помощник прокурора постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МАОУ СОШ № 6 поддержала и просит назначить юридическому лицу административное наказание за совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП Российской Федерации в виде штрафа.

Защитник МАОУ СОШ № 6 адвокат Лобойко С.Н. с постановлением не согласился и суду пояснил, что в силу положений ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 ФЗ, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В ст. 6 ч. 2 п. 2.3 Закона о прокуратуре указаны требования, которые прокурор не вправе требовать у органа, организации. В ответ на требование прокурора города Кушвы от 18.10.2018 о предоставлении документов МАОУ СОШ № 6 дали исчерпывающий ответ с указанием сайта сети «Интернет», где расположена запрашиваемая информация. Школа не смогла только предоставить списки телефонов родителей заключивших договоры пожертвования, так как этой информацией не обладали. Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении СОШ № 6 непонятно, какие законные требования прокурора не выполнены. В самом постановлении много говорится о полномочиях прокурора, о правах и интересах несовершеннолетних, а также, что учреждение препятствует проведению проверки, где затрагиваются права и интересы несовершеннолетних, и, что доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности для соблюдения норм законодательства, не представлено. В ответе прокурору указано, что запрашиваемая информация находится на сайте сети «Интернет». Однако, прокуратура не сделала этого и решила вопреки ст. 6 ч. 2 п. 2.3 Закона о прокуратуре, наказать СОШ № 6. Считает, что здесь на лицо злоупотребление правом и просит производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием события правонарушения.

По ходатайству защитника Лобойко С.Н. были допрошены свидетели /-/, /-/ и /-/ которые пояснили:

- /-/, что она является председателем общешкольного родительского комитета. В средней школе №6 у неё учиться ребёнок. Родители добровольно сдают пожертвования школе. Никто не заставляет их это делать. В договоре о добровольном пожертвовании нет номеров сотовых телефонов родителей.

- /-/, что она является <данные изъяты> где обучается её сын. О сайте школы она ничего сказать не может.

- /-/, что он с ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время работает с школе в должности <данные изъяты>. По запросу прокурора не были предоставлены только данные родителей и их телефоны. Позже, после окончания срока указанном в требовании прокурора о предоставлении документов, были предоставлены прокурору счет и фактуры в которых имелась информация - куда уходили деньги принятых от родителей. Выписка из расчетного счета также не была предоставлена прокурору.

Выслушав прокурора, защитника юридического лица, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, дав им оценку, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 17.7 КоАП Российской Федерации, за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде административного штрафа - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП Российской Федерации, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если было установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Прокуратура Российской Федерации в соответствии Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» /далее Закон РФ №2202-1/ осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе за органами местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

На основании п.п. 1, 3 ст. 6 того же федерального закона, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона РФ № 2202-1, предметом надзора прокурора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

В силу п. 1 ст. 22 Закон РФ №2202-1, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).

Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокурора обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2),15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

Судом установлено следующее.

В адрес прокуратуры города Кушвы ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение родителей несовершеннолетних детей обучающихся в МАОУ СОШ № 6, которые сообщили, что в школе в принудительном порядке продолжаются сборы денежных средств как в фонды классов, так и в фонды школы, помимо этого и дополнительно, так например, на жалюзи (л.д.14-15).

Помощником прокурора города Кушвы Певцовой Т.Х. был составлен рапорт, в котором изложено обращение родителей несовершеннолетних обучающихся в СОШ № 6 о принятии мер к директору МАОУ СОШ № 6 /-/ и привлечении ее к административной ответственности (л.д. 10).

ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Кушвы директору МАОУ СОШ № 6 /-/ было направлено требование о предоставлении информации и документов. Срок предоставления информации и документов не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

В связи с этим, заместителем прокурора г. Кушвы ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о проведении проверки в МАОУ СОШ №6 с целью соблюдения федерального законодательства в части доступности и бесплатности образования. Основания проведения проверки послужили устные обращения родителей. Проверка была поручена пом. прокурора г. Кушвы Певцовой Т.Х. (л.д. 12).

25.10.2018 МАОУ СОШ № 6 был дан ответ на требование прокурора.

Однако из ответа следует, что МАОУ СОШ №: не исполнено требование в части предоставления сведений об основаниях порядка привлечения денежных поступлений от физических лиц, то есть ответ не раскрывает затребованную прокурором информацию (л.д. 16-17).

В связи с этим, заместителем прокурора г. Кушвы советником юстиции Ступиной Е.А. 06.11.2018 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МАОУ СОШ № 6 по признакам правонарушения предусмотренного ст.17.7 КоАП Российской Федерации.

Объективной стороной данного правонарушения является невыполнение в срок законных требований прокурора, которое выражается в прямом умысле. Требование прокурора о явке в назначенное время и место для дачи объяснений, а так же о предоставлении необходимых документов являлось одной из предусмотренных Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» форм осуществления прокурорского надзора и подлежало безусловному исполнению.

Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что вина юридического лица в совершении правонарушения доказана и квалифицирует бездействие юридического лица по ст. 17.7. КоАП Российской Федерации – неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом исходя из нижеследующего.

Требования прокурора являются обоснованными, поскольку прокурору родители у которых дети обучаются в МАОУ СОШ № 6, на личном приеме 18.10.2018 сообщили, что в школе в принудительном порядке продолжаются сборы денежных средств как в фонды классов, так и в фонды школы, помимо этого и дополнительно (на жалюзи).

В связи, с чем прокуратурой была проведена проверка МАОУ СОШ №6 и приняты меры прокурорского реагирования. После чего, 18.10.2018 в адрес МОУ СОШ №6 было направлено требование о предоставлении информации и документов в срок до 26.10.2018.

19.10.2018 заместителем прокурора вынесено решение о проведении проверки МОУ СОШ №6 - предметом проверки являлось соблюдение федерального законодательства в части доступности и бесплатности образования.

Указанные документы направлены по средствам электронной почты в МАОУ СОШ № 6 19.10.2018.

25.10.2018 поступил ответ из МАОУ СОШ № 6.

Между тем, содержание ответа не раскрывает затребованную прокурором информацию, при этом, запрашиваемые документы не были представлены, а именно не исполнено требование в части предоставления сведений об основаниях порядка привлечения денежных поступлений от физических лиц. МАОУ СОШ № 6 было предупреждено, что в случае не выполнения требований прокурора будет решен вопрос о привлечении к административной ответственности по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - за неисполнение законных требований прокурора.

Указанные требования прокурора МОУ СОШ №6 так и не были исполнены. Обстоятельства, которые бы препятствовали юридическому лицу исполнить требования прокурора не установлены.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истек, протокол, и другие материалы дела об административном правонарушении составлены в соответствии с требованиями закона, правомочным лицом, установленный законом порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.

При назначении административного наказания юридическому лицу суд в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП Российской Федерации, учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, степень вины юридического лица, отношение к содеянному.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, предусмотренным ст. 4.2 КоАП Российской Федерации, суд не усматривает.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и указанные в ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также исключающие возможность рассмотрения дела в соответствии со ст. 29.2 КоАП Российской Федерации, не установлены.

В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП Российской Федерации, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП Российской Федерации, административное приостановление деятельности может быть назначено судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При изложенных обстоятельствах, учитывая характер деятельности юридического лица и совершенных им действий, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд считает, что наиболее эффективной мерой наказания для МАОУ СОШ № 6 в рассматриваемой ситуации с учетом статьи 3.1 КоАП Российской Федерации является административное наказание в виде административного штрафа, которое обеспечит в данном случае достижение целей административного наказания. Оснований для назначения более строгого наказания – приостановления деятельности не имеется.

Принимая во внимание характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, суд считает возможным назначить административный штраф в минимальном размере, предусмотренном ст. 17.7 КоАП Российской Федерации, а именно в размере 50 000 рублей. По мнению суда, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.

На основании изложенного, и

Руководствуясь ст. ст. 29.9.-29.11. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов (ОГРН <***>, ИНН <***>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.

Получателем платежа является Управление Федерального казначейства по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области л/с <***> 214 758 50)

ИНН: <***>

КПП: 665 801 001

ОКТМО: 657 010 00

Банк получателя: Уральское ГУ Банка России г. Екатеринбург

БИК: <***> 577 001

Расчетный счет: <***>

КБК: 415 1 16 90010 01 6000 140

Наименование платежа: «административный штраф по постановлению суда от 03.12.2018»

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса, а копия документа, свидетельствующая об уплате штрафа, должна быть направлена в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кушвинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья