ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-135/19 от 23.10.2019 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело №5-135/2019

УИД 65RS0001-01-2019-002847-16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 октября 2019 года город Корсаков

Судья Корсаковского городского суда Бочарова Л.А., при секретаре Шишкиной Е.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинский краеведческий музей» Алина Ю. Ю.ча,

установил:

09 сентября 2019 г. в Корсаковский городской суд поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинский областной краеведческий музей» (далее ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей», Музей).

Согласно протоколу об административном правонарушении ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» во исполнение пункта 9 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» направил в государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Сахалинской области уведомление от 27 июня 2019 г. № 4.26-492/19 об исполнении требований охранного обязательства собственника или законного владельца памятника археологии федерального значения Стоянка «Озеро Седых-4», включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия. В ходе анализа представленных документов, инспекцией установлено, что вышеуказанный объект культурного наследия находится в ненадлежащем состоянии. Актом технического состояния объекта культурного наследия Стоянка «Озеро Седых-4» от 09 июля 2019 г. №4 установлены нарушения обязательных требований Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», выразившиеся в не извещении инспекции о предстоящем лесосведении на памятнике археологии федерального значения. Указанными действиями музея нарушен предмет охраны (природно-исторический ландшафт – территория в границах территории объекта культурного наследия, связанная с историей формирования и функционирования объекта культурного наследия), изменен облик объекта, а также ухудшено его состояние. Кроме того, территория объекта археологического наследия находится в ненадлежащем состоянии, спиленные деревья складированы на территории объекта культурного наследия, в древних жилищах складированы порубочные остатки и валежник, что может привести к пожароопасной ситуации и уничтожению объекта культурного наследия.

В соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта археологического наследия должны организовываться собственником или иным законным владельцем объекта культурного наследия. В соответствии с уставом ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» руководство музеем осуществляет директор на правах единоначалия, который несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации и Сахалинской области в сфере охраны объектов культурного наследия. Таким образом, директором ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» Алиным Ю.Ю. допущены нарушения обязательных требований Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», влекущие привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседание защитник Алина Ю.Ю.Д. возражал против привлечения должностного лица к административной ответственности, по доводам, указанным в письменных возражениях; Алин Ю.Ю. указал на наличие формального состава правонарушения в действиях ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей», руководство которым он осуществляет, пояснив, что в любом случае деревья подлежали спиливанию для осуществления дальнейших работ на объекте культурного наследия.

Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области А., а также лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - Е. поддержали протокол и иные материалы дела, просили привлечь должностное лицо к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выслушав защитника Д. и лицо, привлекаемое к административной ответственности Алина Ю.Ю., А., Е., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Отношения в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ).

Согласно статье 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с подпунктами 2, 5, 6, 8 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе, не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):

под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Согласно части 5 статьи 5.1 Закона № 73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

В пункте 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ определено, что работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45.1 Закона № 73-ФЗ работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа). Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ охрана объектов культурного наследия обеспечивается в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния.

Согласно части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Предметом правонарушения являются объекты культурного наследия, их территории и зоны охраны.

Как следует из материалов дела, приказом Министерства культуры Сахалинской области от 12 августа 2014 г. №31 установлены границы территории объекта археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4».

Приказом Министерства культуры Сахалинской области от 27 января 2015 г. №6 внесены дополнения в указанный выше приказ, установлен следующий особый режим использования земельного участка, в границе которого располагается объект археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4»; проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ) и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4» (обеспечение неизменности внешнего облика, сохранение целостности, структуры объекта археологического наследия или организации и финансирования спасательных археологических полевых работ на данном объекте археологического наследия); возможность проведения археологических полевых работ на объекте археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4» в порядке, установленном Законом № 73-ФЗ.

Согласно пункту 5.1 Устава ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» объект культурного наследия Стоянка «Озеро Седых-4 (Музейный комплекс под открытым небом)» закреплен за Музеем на условиях и в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации и Сахалинской области. Одной из целей деятельности Музея в соответствии с пунктом 2.2 Устава является музефикация памятника археологии Стоянка «Озеро Седых-4».

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 92810-р «О регистрации объекта культурного наследия федерального значения «Стоянка «Озеро Седых-4», сер. I тыс. н.э. – нач. II тыс. н.э., входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс стоянок «Озеро Седых», начало I тыс. н.э. – середина XVII н.э. (Сахалинская область), поставлен на учет в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Распоряжением государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области от 27 июня 2017 г. № 8-р утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения включенного в единый государственный реестр (памятников истории культуры) народов Российской Федерации Стоянка «Озеро Седых-4», в котором, в том числе, содержатся требования к содержанию объекта культурного наследия, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ.

В целях создания музея под открытым небом Музеем разработана проектная документация по обеспечению сохранности объекта археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4», которая прошла государственную историко-культурную экспертизу с получением положительного заключения (акт №120 от 06 декабря 2017 г. государственной историко-культурной экспертизы документации или разделов документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия), на основании чего утверждена государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Сахалинской области.

Указанная проектная документация также содержит установленные Законом № 73-ФЗ требования к работам, проводимым на объекте культурного наследия и лицу, которому принадлежит земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, на праве собственности или ином вещном праве.

В целях исполнения нормативных требований в отношении включенного в Реестр объекта археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4» в проекте указано на недопустимость до проведения спасательных археологических полевых работ строительной и/или другой хозяйственной активности, включая движение техники, вырубку леса, складирование грунта, мусора на территории объекта археологического наследия с указанием его границ и требований по обеспечению сохранности памятника.

27 июня 2019 г. ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» направил в государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Сахалинской области уведомление № 4.26-492/2019 об исполнении требований охранного обязательства, согласно которому на объекте культурного наследия федерального значения Стоянка «Озера Седых-4» в 2018 г. работы по ремонту и строительству Музей не проводил; проводились подготовительные работы для спасательных археологических раскопок включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

К указанному уведомлению приложены фотоматериалы, договор №29 от 15 мая 2019 г. на оказание услуг по спиливанию растущих деревьев на территории объекта археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4», техническое задание и акт приемки оказанных услуг к нему, согласно которому произведено спиливание 500 единиц деревьев на территории объекта археологического наследия.08 июля 2019 г. руководителем государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области выдано задание на проведение 09 июля 2019 г. мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения Стоянка «Озеро Седых-4».

По результатам проведенных мероприятий составлен акт № 4 технического состояния объекта культурного наследия от 09 июля 2019 г., согласно которому в ходе осмотра территории объекта археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4» установлено, что собственник объекта культурного наследия нарушил исполнение охранного обязательства, произвел лесосведение на памятнике археологии федерального значения, нарушив предмет охраны (природно-исторический ландшафт – территорию в границах объекта культурного наследия, связанной с историей формирования и функционирования объекта культурного наследия). Территория объекта археологического наследия находится в ненадлежащем состоянии, спиленные деревья складированы на территории объекта культурного наследия, в древних жилищах складированы порубочные остатки и валежник. Собственником нарушен режим доступа к объекту культурного наследия, установлен шлагбаум, пост охраны не пропустил представителей инспекции на территорию объекта археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4». Причина данных повреждений, организованное собственником лесосведение на площади примерно 20 000 кв.м. Негативная динамика: складирование порубочных остатков, кряжей, валежника на территории объекта культурного наследия ухудшает природно-исторический ландшафт и ведет к пожароопасной ситуации, которая может привести к уничтожению памятника археологии федерального значения Стоянка «Озеро Седых-4».

О предстоящем лесоведении на памятнике археологии федерального значения Стоянка «Озеро Седых-4» Музей не известил Государственную Инспекцию, также не представил разрешение (открытый лист) на право проведения раскопок, согласно пункту 6 статьи 45.1 Федерального закона №73-ФЗ.

Таким образом, из материалов дела следует что ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» нарушил исполнение обязательных требований, установленных Законом № 73-ФЗ, а также положения охранного обязательства.

Факт совершения ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении от 22 июля 2019 г., в котором подробно изложены обстоятельства совершенного административного правонарушения;

- письмом ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» от 27 июня 2019 г. № 4.26-492/19, согласно которому Музеем не проводились работы по ремонту и строительству, а проводились подготовительные работы для спасательных археологических раскопок;

- фототаблицей к письму ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» от 27 июня 2019 г. № 4.26-492/19;

- договором от 15 мая 2019 г. № 29 на оказание услуг по спиливанию растущих деревьев на территории объекта археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4», заключенным между ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» и ООО «Иридий»;

- техническим заданием к договору;

- актом приемки оказания услуг;

- приказом Министерства культуры РФ от 15 мая 2017 г. -р «О регистрации объекта культурного наследия федерального значения «Стоянка «Озеро Седых-4», сер. I тыс. н.э. – нач. II тыс. н.э., входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс стоянок «Озеро Седых», начало I тыс. н.э. – середина XVII н.э. (Сахалинская область), в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

- заданием руководителя государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области от 08 июля 2019 г., которым поручено провести мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения Стоянка «Озеро Седых-4»;

- приказом государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области от 21 июня 2018 г. «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Сахалинской области, и его формы»;

- актом технического состояния объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (объекта археологического наследия) от 09 июля 2019 г. № 4;

- фототаблицей к указанному выше акту;

- приказом Министерства культуры Сахалинской области от 12 августа 2014 г. № 31 «Об установлении границы территории объекта археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4»;

- приказом Министерства культуры Сахалинской области от 27 января 2015 г. № 6 «О внесении дополнений в приказ министерства культуры Сахалинской области от 12 августа 2014 г. № 31 «Об установлении границ территории объекта археологического наследия Стоянка «Озеро Седых-4»;

- проектной документацией объекта ;

- актом №120 от 06 декабря 2017 г. государственной историко-культурной экспертизы документации и разделов документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ;

- охранным обязательством собственника или иного законного владельца «Объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

- распоряжением государственного инспектора по охране объектов культурного наследия Сахалинской области от 27 июня 2017 г. 8-р «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения включенного в единый государственный реестр (памятников истории культуры) народов РФ Стоянка «Озеро Седых-4»;

- сопроводительным письмом от 28 июня 2017 г. № 4.34-62/17 «О направлении копии охранного обязательства» с отметкой о вручении;

- сопроводительным письмом от 29 декабря 2017 г. № 3.42-636/17 о согласовании проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия;

- Уставом ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей»;

- распоряжением Министерства культуры и архивного дела Сахалинской области от 18 сентября 2017 г. №348-к, которым Алин Ю.Ю. назначен директором ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей».

В соответствии с пунктом 72 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.13 - 7.16, настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3.1.43. Положения о государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 03 мая 2017 г. № 185 в полномочия государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области входит составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дела об административных правонарушениях за нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия в пределах компетенции, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приказом государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области от 21 сентября 2017 г. №4.34-5 определены лица, уполномоченные на составление протоколов об административных правонарушениях, в числе которых указана Е.

Протокол об административном правонарушении по настоящему делу составлен ведущим советником управления государственной охраны объектов культурного наследия Сахалинской области Е., то есть уполномоченным должностным лицом.

Таким образом, все указанные выше доказательства, являются относимыми, допустимыми и достоверными, поскольку относятся к устанавливаемому событию, собраны уполномоченными должностными лицами, согласуются между собой, не доверять указанным доказательствам у суда не имеется оснований.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что руководитель юридического лица принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства и получению согласия для осуществления указанных выше видов работ в соответствии с проектной документацией.

Довод защитника Алина Ю.Ю. и самого должностного лица о том, что работы по спиливанию деревьев на территории объекта культурного наследия являлись подготовительными работами, предшествующими археологическим полевым работам, а также о том, что работы, проводимые в рамках использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, не включаются в перечень работ, осуществляемых при особом режиме использования земельного участка, и не являются объектом историко-культурной экспертизы (не являются предметом охраны объекта или частью охраняемого природно-исторического ландшафта), и соответственно не требовали получение разрешения (открытого листа) основан на неверном токовании норм права, регулирующих отношения в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия народов Российской Федерации, поскольку в силу пункта 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся, в том числе, на основании проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия.

Анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что любые работы, в том числе подготовительные, на объекте культурного наследования должны проводиться в соответствии с проектом по обеспечению сохранности объекта археологического наследия и после получения разрешения (открытого листа).

Кроме того, согласно представленному на запрос государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области ответу аттестованного эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы Б. объект культурного наследия федерального значения Стоянка «Озеро Седых-4» входит в ансамбль Комплекс стоянок «Озеро Седых» и зарегистрирован в едином государственном реестре объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Вышеуказанный памятник находится на землях лесного фонда и неразрывно интегрирован в природную среду (природно-исторический ландшафт, включающий в себя: долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия). В соответствии с пунктом 4.30 положения о порядке проведения полевых археологических работ и составлении научной документации, утвержденного постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 20 июня 2018 г. № 32 фотофиксация всего процесса археологических раскопок является обязательной, начиная с общего вида объекта археологического наследия и его участка, избранного для изучения до начала работ. Вырубка деревьев в границах территории любого объекта археологического наследия, постановленного на государственную охрану и имеющего особый режим использования, возможна только при проведении археологических научных раскопок, целью которых является изучение памятников археологии и при наличии у специалиста археолога выданного Министерством культуры РФ разрешения – открытого листа на право производства раскопок. Вырубка деревьев, корчевание пней, снятие дерна проходит под руководством специалиста археолога. При вырубке деревьев, возможен завал падающего дерева в жилищные западины и повреждение культурного слоя, кроме того специалист археолог определяет куда складывать вырубленные деревья во избежание повреждения объекта культурного наследия и поддержание его территории в надлежащем виде в последующем.

Довод о том, что Инспекцией не представлены доказательства об ухудшении состояния объекта культурного наследия не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, поскольку нарушения обязательных требований, установленных Законом № 73-ФЗ, проектной документацией и положениями охранного обязательства образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку указанный состав административного правонарушения считается оконченным с момента начала работ на объекте культурного наследия.

Повреждение объекта культурного наследия при проведении работ на нем образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не нашел своего подтверждения и довод защиты о нарушении должностным лицом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части порядка проведения проверки, в том числе не уведомлении заблаговременно юридического лица о проведении проверки, поскольку факт нарушения выявлен должностным лицом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области при проведении мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения Стоянка «Озеро Седых-4».

Таким образом, прихожу к выводу, что в данном случае должностное лицо – директор ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей» Алин Ю.Ю. имел возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не принял все зависящие от него меры для выполнения норм действующего законодательства, что свидетельствует о виновности должностного лица.

При назначении административного наказания должностному лицу суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, который ранее к административной ответственности не привлекался, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, и назначает ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Руководствуясь статьями 23.1, 29.7, 29.9, 29.10, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

постановил:

признать должностное лицо – директора Государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинский областной краеведческий музей» Алина Ю. Ю.ча виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей с перечислением его на расчетный счет УФК по Сахалинской области (Государственная инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области л/сч 04612J31810), ИНН <***>, КПП 650101001, БИК 046401001, ОКТМО 64701000, расчетный счет , КБК , Отделение Южно-Сахалинск.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу за исключением случая, предусмотренного частью 1.1. статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Корсаковского городского суда Л.А. Бочарова