Дело № 5-135/2023
22RS0011-02-2023-002750-90
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 сентября 2023 года г. Рубцовск
Судья Рубцовского городского суда Алтайского края Ермошина С.Д., при секретаре Оленченко А.К., рассмотрев дело об административном правонарушении предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заместителя Главы Администрации города Рубцовска Алтайского края Обуховича О.Г, *** года рождения,
УСТАНОВИЛ:
В Рубцовский городской суд поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя Главы Администрации города Рубцовска Алтайского края Обуховича О.Г.
Из представленных материалов следует, что прокуратурой города Рубцовска проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства Администрацией города Рубцовска Алтайского края.
В ходе проведенной проверки установлены факты, нарушения требований бюджетного законодательства, регулирующего порядок и (или) условия предоставления (расходования) межбюджетных трансферов, что выразилось в необеспечении выполнения порядка предоставления (расходования) субсидии, установленного соглашением, недостижении показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, необеспечении прироста протяженности капитально отремонтированных и отремонтированных автодорог общего пользования местного значения в объеме планового показателя.
Так, в январе 2022 года между Министерством транспорта Алтайского края и Администрацией города Рубцовска заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Алтайского края из краевого бюджета № на предоставление из краевого бюджета в 2022 году 2023-2024 годах бюджету г.Рубцовска субсидии на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доверенными Министерству как получателю средств краевого бюджета, по кодам классификации расходов бюджета Алтайского края. Показателями результативности исполнения мероприятий, является прирост протяженности капитально отремонтированных и отремонтированных автодорог общего пользования местного значения на 10,057 км. Прирост протяженности капитально отремонтированных и отремонтированных автодорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, не достигнут в объеме 6,566 км, в связи с чем, в краевой бюджет осуществлен возврат выделенных денежных средств в сумме 11 596175,12 руб.
Привлекаемое лицо Обухович О.Г. в судебном заседании вину в совершении правонарушения не признал, пояснил, что проведение ремонтных работ проезжей части по ул. ... проводилось в течение 2 лет, в 2021 и 2022 году, в 2021 году проводились подготовительные работы, в 2022 - уложен второй слой, который улучшил технические характеристики участка. В отчете за 2021 год нельзя было указывать данный участок, так как работы были не закончены, участок соответствовал по протяженности, а по качеству не соответствовал. При подписании соглашения в 2022 году протяженность проезжей части ул.Тракторной была изначально включена. При этом, пояснил, что отчет о приросте протяженности капитального отремонтированных дорог за 2021 год содержал данный участок и был принят министерством транспорта, который никем не был оспорен, как и отчет за 2022 год. Факт отсутствия прироста протяженности отремонтированных дорог общего пользования не оспаривал.
Защитник Руднева Н.Р. в судебном заседании пояснила, что действиях Обуховича О.Г. отсутствует состав указанного правонарушения - он не является субъектом правонарушения, так как его вины в совершении правонарушения нет, умысел отсутствовал. Показатель прироста протяженности не зависел от его действий, он только руководит структурным подразделением, которое оформляет соглашения, и отчеты. В случае, если суд придет к выводу о виновности Обуховича О.Г. просила на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение.
Помощник прокурора г.Рубцовска Алтайского края – Путинцев И.Н. в судебном заседании дал заключение по делу о том, что должностное лицо - заместителя Главы Администрации города Рубцовска Обуховича О.Г. возможно привлечь к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в пределах санкции статьи.
Заместитель прокурора г.Рубцовска Иконникова С.С в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Согласно ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).
Объектом правонарушения при этом являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления вредных последствий.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, представляют собой межбюджетные трансферты.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу ч. 1,3 ст.139 БК РФ, под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4.1 ст.139 БК РФ, соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной финансовым органом субъекта Российской Федерации. В случае софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидии местному бюджету в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения указанное соглашение должно соответствовать требованиям, установленным правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 3 статьи 132 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
Применение к участнику бюджетного процесса, указанному в пункте 2.1 статьи 266.1 настоящего Кодекса, бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ст. 301.1 БК РФ).
Согласно материалам дела, постановлением Правительства Алтайского края от *** № утверждена государственная программа Алтайского края «Развитие транспортной системы Алтайского края».
Между Министерством транспорта Алтайского края и Администрацией города Рубцовска Алтайского края заключено соглашение № дополнительные соглашения №и , в том числе о предоставлении из краевого бюджета в 2022 году бюджету города Рубцовска, субсидии на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Согласно п.2.1 (с учетом дополнительных соглашений) объем бюджетных ассигнований на 2022 год составляет 202 020 203 руб.
Согласно приложению № к вышеуказанному соглашению (с учетом дополнительных соглашений), которое является его неотъемлемой частью, до *** Администрация города Рубцовска обязалась произвести ремонтные работы дорожного покрытия ...
Согласно приложению № 3 (с учетом дополнительных соглашений), показателем результативности исполнения мероприятий является прирост протяженности капитально отремонтированных и отремонтированных автодорог общего пользования местного значения – 10,057 км.
Согласно отчету о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий за 2022 год, прирост протяженности капитально отремонтированных и отремонтированных автомобильных дорог составил 10,057 км.
Актом камеральной внеплановой проверки Администрации города Рубцовска Алтайского края от *** установлено, что в вышеуказанный отчет повторно включена протяженность автомобильной дороги по ул.... часть участка кольцевого движения по ..., в объеме 6,566 км, данный объем работ проведен в 2021 году. Таким образом, фактическое выполнение показателей результативности предоставления субсидий за 2022 год составило – 3,491 км, тогда как плановый показатель – 10,057 км.
На основании представления инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края от *** № на Администрацию города Рубцовска Алтайского края возложена обязанность по возврату из бюджета г.Рубцовска в краевой бюджет денежных средств (субсидии) в сумме 11596175,12 руб.
Вышеуказанные денежные средства были возвращены Администрацией города Рубцовска в заявленном размере, что подтверждается платежным поручением № от ***
Принцип эффективности использования бюджетных средств в соответствии со статьей 34 БК РФ означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Указанная Субвенция предоставлена бюджету города Рубцовска при условии обеспечения результативности и эффективности использования бюджетных средств, вместе с тем, Администрация города в нарушение статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ допущено несоблюдение условий (п. 4.3.3) соглашения № , вследствие чего не достигнуты показатели результативности, поскольку фактически необходимое количество автомобильных дорог не было приведено в соответствии с техническими нормами.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании распоряжения главы города Рубцовска от *** № , Обухович О.Г. занимает должность заместителя Главы Администрации города Рубцовска - начальника управления по жилищно-коммунальному хозяйству.
Распоряжением от *** № на Обуховича О.Г. возложена обязанность по осуществлению контроля за исполнением работниками Администрации города Рубцовска условий соглашения о предоставлении субсидий бюджету МО г.Рубцовск из краевого бюджета.
Согласно п. 2.1, 2.2 и 3.10, 3.14 должностной инструкции, заместитель главы Администрации города Рубцовска Обухович О.Г. обеспечивает функционирование жилищно-коммунальной сферой, координирует вопросы экологии, природопользования и предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории г.Рубцовска Алтайского края; руководит деятельностью управления Администрации города Рубцовска Алтайского края по ЖКХ и экологии; организовывает работу по формированию сводной отчетности и проведению анализа деятельности муниципальных унитарных предприятий, организаций и учреждений, оказывающих ЖКУ; осуществляет финансирование и контроль за использованием предприятиями отрасли ЖКХ бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального, краевого и местного бюджетов.
Субъектом правонарушения по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств, каковым является заместитель Главы Администрации города Рубцовска - начальника управления по жилищно-коммунальному хозяйству – Обухович О.Г.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях заместителя Главы Администрации города Рубцовска Алтайского края Обуховича О.Г, как должностного лица, действующего от имени Администрации города Рубцовска Алтайского края, признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ - нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Доводы защитника привлекаемого лица о том, что Обухович О.Г. не является субъектом правонарушения, так как его вины в совершении правонарушения нет, отсутствовал умысел - об отсутствии состава правонарушения судом во внимание не приняты.
Обстоятельства на которые ссылается Обухович О.Г., а именно проведение ремонтных работ проезжей части по ул... в течении 2 лет, в 2021 и 2022 году, в связи с чем при подписании соглашения в 2022 году была допущена техническая ошибка, повторно включена протяженность проезжей части по ул..., которая и учтена в отчете о приросте протяженности капитального отремонтированных дорог, документально не подтверждены, кроме того, правового значения не имеют, поскольку сам факт отсутствия прироста протяженности капитально отремонтированных дорог и отремонтированных дорог общего пользования в размере 10,057 км по состоянию на *** не был достигнут, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.
Своевременное представление отчета за 2022 год не свидетельствует о надлежащем исполнении Соглашения, поскольку, исходя из положений Соглашения, его исполнение предполагает предоставление в установленный срок соответствующей отчетности, содержащей достоверные сведения.
Вина Обуховича О.Г. в совершении данного административного правонарушения подтверждается: соглашением о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Алтайского края из краевого бюджета № , дополнительными соглашениями, письменным объяснением Обуховича О.Г., отчетом о достижении значений показаний результативности по состоянию на ***, актом камеральной проверки от ***, представлением инспекции Госфинконтроля Алтайского края от ***, платежным поручением от ***, распоряжением № от ***, № от ***, должностной инструкцией.
Данные доказательства являются относимыми, достоверными, допустимыми и достаточными, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Срок давности привлечения Обухович О.Г. к административной ответственности, установленный положениями статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
Оснований для признания правонарушения малозначительным, не имеется.
Ссылка защитника Рудневой Н.Р. на применение при назначении наказания положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Из буквального содержания данной нормы следует, что замена наказания в виде штрафа на предупреждение возможна при наличии совокупности определенных обстоятельств, в том числе при условии выявления административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отсутствие угрозы безопасности государства. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бюджетного процесса в Российской Федерации.
В рассматриваемом случае из материалов дела указанная совокупность обстоятельств не усматривается.
Доказательств, подтверждающих наличие такой совокупности исходя из обстоятельств совершения правонарушения, не представлено.
При решении вопроса о виде и размере наказания суд учитывает личность виновного, его имущественное положение, характер совершенного правонарушения и обстоятельства его совершения, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, полагает возможным определить Обуховичу О.Г. наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ для должностных лиц, в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо - заместителя Главы Администрации города Рубцовска Алтайского края Обуховича О.Г (паспорт выдан МП УФМС России по Алтайскому краю в Рубцовском районе от ***, код подразделения ), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Получатель УФК по Алтайскому краю (ГУФССП России по Алтайскому краю, лицевой счет 04171785160), ИНН: 2225066621, КПП 222501001, счет: 03100643000000011700; корреспондентский счет банка получателя: 40102810045370000009, наименование банка: отделение Барнаул Банка России//УФК по Алтайскому краю г.Барнаул, БИК 010173001, ОКТМО 01701000.
Исполнение постановления поручить судебным приставам – исполнителям Отдела судебных приставов г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю.
Срок предъявления к исполнению 2 года с момента вступления в законную силу настоящего постановления.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Судья С.Д. Ермошина