ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1366/2022 от 04.10.2022 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 5-1366/2022

УИД: 39RS0001-01-2022-005361-59

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04 октября 2022 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении гражданина Российской Федерации Пырцака Д.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт , зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Калининградская областная таможня направила в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении Пырцака Д.П.

Как следует из представленных материалов, 15.11.2020 должностному лицу Центрального таможенного поста Калининградской областной таможни в месте международного почтового обмена (далее - ММПО), находящемся по адресу: Калининград, ул. Железнодорожная, д. 29, было предъявлено международное почтовое отправление № CB046568433RU (далее - МПО), следующее из России в США, для проведения таможенных операций с пересылаемыми в МПО товарами. Данное отправление сопровождалось сопроводительным адресом CP 71 от 29.10.2020, а также таможенной декларацией CN 23 № CB046568433RU (далее - таможенная декларация) от 29.10.2020.

Согласно информации, указанной в таможенной декларации CN 23 № CB046568433RU, исполненной печатным текстом латинского алфавита отправителем товаров, пересылаемых в МПО, является: «DMITRII PYRTSAK»; улица: «PROSPECT TROITSKII 158 FLAT 37, 163001, ARCHANGELSK, RUSSIA, РОССИЯ». В качестве получателя товаров указан: «ALEC MARTIN, 101 RED DEER LN, 70518, BROUSSARD, LOUISIANA, USA (США)». Графа «Подробное описание вложения» таможенной декларации содержит сведения: «BODY MAG»; количество «10», стоимость «50 USD», вес нетто в кг. «5,610», общий вес брутто «5,648». На таможенной декларации проставлен оттиск штампа с содержанием: «Архангельск 163000 Почта России 25 10 20 18 *2а*», а также рукописно выполнены дата: «29.10.2020» и подпись отправителя.

С использованием программных средств перевода с английского языка на русский язык, доступных в международной информационно-коммуникационной сети Интернет, установлено, что таможенная декларация содержит сведения о товаре: «Пластиковые корпуса для магазинов в количестве 10 шт.».

В ходе проведения таможенного досмотра установлено, что в МПО находятся металлические корпуса от металлических магазинов от автомата Калашникова в количестве 10 шт., а также металлический короб со скругленными краями в количестве 1 шт.

Согласно заключению таможенного эксперта экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ г. Калининград от 26.11.2020 № 12401006/0029527, представленные на таможенную экспертизу предметы идентифицированы как корпуса коробчатых магазинов (10 шт. на 30 патронов) к автоматам системы Калашникова калибром 7,62 мм, модели АК, АКМ, а также к иным системам оружия, разработанным на базе 7,62 мм. автомата Калашникова; короб для пулемета Максим, ПК, РП-46.

Представленные на таможенную экспертизу исследуемые предметы к категории основных частей огнестрельного оружия не относятся и являются частями оружия, а именно коробчатыми магазинами к автоматам системы Калашникова калибра 7,62 мм, коробом для пулемета Максим, ПК, РП-46.

В соответствии с письмом АО «Концерн Калашников» от 01.02.2021 № 3-2-7/13 предметы, указанные в заключении таможенного эксперта от 26.11.2020 № 12401006/0029527, являются составной частью (сборочной единицей) изделия «7,62 мм автомат Калашникова с деревянным прикладом» (обозначение изделия по конструкторской документации 56-А-212.Сб.), корпуса магазинов являются комплектующими изделиями к продукции военного назначения.

Тем самым, сведения о товаре, заявленные в таможенной декларацией CN 23 № CB046568433RU, соответствуют действительности, как по наименованию, так и по количеству.

Согласно содержания докладной записки № 26-09/0347дз от 29.12.2020 отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Калининградской областной таможни указанный товар классифицируются в субпозиции 9305 91 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Согласно докладной записке отдела торговых ограничений и экспортного контроля Калининградской областной таможни от 14.01.2021 № 26-09/0002дз в соответствии с Указом Президента РФ от 10.09.2005 № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами» перемещение продукции военного назначения, отнесение товаров, а также информации, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдача соответствующих заключений/лицензий осуществляется Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству. С учётом классификации обнаруженных товаров в подсубпозиции 9305 91 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС меры экспортного контроля в отношении таких товаров не установлены.

Согласно заключению Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России (далее - ФСВТС) от 12.05.2021 № 13111031239 вышеуказанная продукция, предусмотренная к вывозу из РФ, относится к продукции военного назначения при условии пригодности её для использования по первоначальному назначению и (или) возможности восстановления для использования по первоначальному назначению.

Товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъят протоколом изъятия вещей и документов от 11.07.2022 года и помещен на хранение в камеру хранения вещественных доказательств таможенного поста МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни по адресу: Калининградская область, г. Багратионовск, ул. Дружбы, д. 6.

14.07.2022 года по данному факту таможенным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 16.3 КоАП РФ, по окончании административного расследования 27.07.2022 года составлен протокол об административном правонарушении и материалы дела переданы на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.

Пырцак Д.П. в судебное заседание не явился, защитника не направил, извещался о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежаще.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС «запреты и ограничения» рассматриваются как применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Согласно п. 10 ст. 286 ТК ЕАЭС законодательством государств-членов могут устанавливаться случаи и условия, когда документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, могут использоваться в качестве декларации на товары при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также в соответствии с таможенной процедурой реимпорта - товаров, вывезенных с таможенной территории Союза в международных почтовых отправлениях и не врученных получателям.

Согласно ч. 8 ст. 203 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ) документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, могут использоваться в качестве декларации на товары при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также в соответствии с таможенной процедурой реимпорта - товаров, вывезенных с таможенной территории Союза в международных почтовых отправлениях и не врученных получателям, в следующих случаях:

1) в отношении таких товаров не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

2) в отношении таких товаров не установлены запреты и ограничения, не применяются меры защиты внутреннего рынка.

По правилам пп. 7 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся: документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (пп. 4 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС).

Подпунктом 1 п. 1 ст. 118 ТК ЕАЭС предусмотрено, что выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом: соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, Остановленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с данным Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.

Согласно Федеральному закону от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) под вывозом продукции военного назначения понимается перемещение продукции военного назначения за пределы территории Российской Федерации (ст. 1); одним из основных методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества является лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения (ст. 5). При этом п. 4 ст. 6 названного Федерального закона установлен запрет на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения российскими организациями, не получившими в установленном порядке права на осуществление этой деятельности, а также российскими физическими лицами.

Пунктом 1 Положения о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2005 № 1062 (далее – Положение № 1062), лицензии на ввоз и вывоз продукции военного назначения выдаются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству на основании принятых в установленном порядке решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения.

В целях идентификации ввозимой и вывозимой продукции военного назначения при оформлении и выдаче лицензий, а также при совершении таможенных операций применяется классификатор продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляются по лицензиям, выдаваемым федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (п. 3 Положения № 1062).

Запасные части, агрегаты, узлы, приборы, комплектующие изделия, оборудование (в том числе нестандартизированное, а также предназначенное для полигонов), оснастка, инструмент, специальное, учебное и вспомогательное имущество к продукции военного назначения категории 7 (стрелковое оружие военного назначения (кроме товарных позиций Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности № 9303 и 9304) калибра 14,5 мм и менее), включая горюче-смазочные материалы, масла и парафины военного назначения, поименованы в классификаторе продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляются по лицензиям, выдаваемым федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (Приложение № 3 к Положению № 1062).

Приказом ФСВТС России от 13.03.2015 № 20-од утвержден Порядок отнесения товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдачи Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству соответствующих заключений.

Данным Порядком урегулированы процедуры отнесения товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдачи ФСВТС России соответствующих заключений, и предусмотрено, что выдача заключений об отнесении продукции, предлагаемой к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения осуществляется ФСВТС России, в том числе по соответствующим запросам российских и иностранных физических и юридических лиц.

Таким образом, вывоз с территории Российской Федерации товара, являющегося продукцией военного назначения, осуществляется на основании лицензии. Отнесение товара к продукции военного назначения и выдачу соответствующих заключений производит ФСВТС России.

С учётом изложенного установлено, что часть товара, обнаруженного в МПО № CB046568433RU, относится к продукции военного назначения, на которую распространяется разрешительный порядок вывоза с территории Евразийского экономического союза. При этом гражданин Пырцак Д.П. в силу положений ст.ст. 1, 6 Федерального закона №114-ФЗ не отнесён к числу субъектов, уполномоченных на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 16.2 настоящего Кодекса образует событие административного правонарушения по ст. 16.3 КоАП РФ.

Пырцаком Д.П. не выполнены требования таможенного законодательства и нарушены ограничения, установленные в отношении вывозимого им с таможенной территории Союза товара.

Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административным правонарушением признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

На основании ст. 15 Конституции России любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

В ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Пырцаком Д.П. обязанностей, предусмотренных действующим законодательством. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имело правовую и реальную возможности надлежащего выполнения своих обязанностей, однако этого не было сделано, что привело к совершению правонарушения.

Факт совершения Пырцаком Д.П. административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, подтверждается следующими материалами дела об административном правонарушении:

- протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11.07.2022;

- протоколом изъятия вещей и документов от 11.07.2022;

- постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 15.06.2022;

- таможенной декларацией CN 23 № СВ046568433RU;

- международным почтовым отправлением № СВ 046568433RU;

- актом таможенного досмотра товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, от 15.11.2020;

- заключением таможенного эксперта № 12401006/0029527 от 26.11.2020;

- письмом АО «Концерн «Калашников» от 01.02.2021;

- заключением ФСВТС от 12.05.2021 № 13111031239;

- объяснениями Пырцака Д.П. от 21.01.2021;

- протоколом опроса Пырцака Д.П. от 17.05.2022;

- объяснением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ;

- докладной запиской ОТО и ЭК Калининградской областной таможни от 14.01.2021;

- протоколом об административном правонарушении от 27.07.2022, а также другими материалами дела об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, учитывая, что наличие события и состава административного правонарушения подтверждено вышеизложенными, согласующимися между собой доказательствами, Пырцак Д.П. подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является совершение административного правонарушения впервые, отягчающих административную ответственность обстоятельств не усматриваю.

Давая оценку характеру совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, а также с учетом смягчающих ответственность Пырцака Д.П. обстоятельств, принимая во внимание требования ст. 3.1 КоАП РФ, согласно которой административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, считаю необходимым назначить ему административное наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Пырцака Д.П. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения, изъятого протоколом изъятия вещей и документов от 11.07.2022 года и находящегося на хранении в камере хранения вещественных доказательств таможенного поста МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни по адресу: Калининградская область, г. Багратионовск, ул. Дружбы, д. 6.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: И.С. Кузовлева