ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-136/18 от 01.08.2018 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 5-136/2018

Резолютивная часть постановления оглашена 1 августа 2018 года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ярославль 2 августа 2018 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Воробьева В.В.., при секретаре Ховриной О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ПАЛЛАНТ», юридический адрес: 150044, г. Ярославль, пр-т Октября, д.87А, строение 4, офис 317; <данные изъяты>; дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 15.12.2015 года,

установил:

03.05.2018 ООО «ПАЛЛАНТ» в Ярославский таможенный пост - ЦЭД (г. Ярославль, ул. Богдановича, д.10) была подана и зарегистрирована декларация на товары (далее – ДТ) №10117070/030518/0010685, с целью помещения товаров под таможенную процедуру ИМ 40 - выпуск для внутреннего потребления. Заполнение, оформление и представление в таможенный орган ДТ №10117070/030518/0010685 осуществлялось по доверенности от 01.01.2018 № 66 специалистом ООО «Спецгрузавтотранс» ФИО 1

В декларации среди прочего были заявлены следующие товары. Товар №2 (код по ТН ВЭД ЕАЭС 8481309108) клапаны обратные (невозвратные) из стали, предназначены для предотвращения обратного течения в трубопроводных системах. Товар № 3 (код по ТН ВЭД ЕАЭС 8481808199) краны прочие, назначение - запорно-регулирующая арматура. Товар № 4 (код по ТН ВЭД ЕАЭС 8481808508) прочие затворы дисковые поворотные, назначение запорно-регулирующая арматура.

Вышеуказанные товары поступили на таможенную территорию Таможенного союза на основании контракта № 1 от 06.03.2018, заключенного между ООО «ПАЛЛАНТ» и BRAY ARMATUREN & ANTRIEBE EUROPA (Германия).

Товары №№ 2,3,4, оформленные по ДТ №10117070/030518/0010685, попадают под действие Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), утверждённого Решением Комиссии таможенного союза от 18.10.2011№ 823 (далее по тексту ТС 010/2011) и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования работающего под избыточным давлением» (ТР ТС №032/2013), утверждённого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 N 41 (далее по тексту ТР ТС №032/2013).

В ходе таможенного досмотра по адресу: г. Ярославль, пр-т Фрунзе, д. 24-А (акт таможенного досмотра (далее – АТД) №10117050/070518/000100) установлено, что на каждой единице товара (№№2,3,4) была нанесена маркировка в виде наклеек, металлических табличек типографским способом и методом литья с технической информацией, идентификационными номерами, производителем, знаком «СЕ». Однако, при имеющейся возможности нанесения знак обращения продукции на рынке «ЕАС» на маркировках товара №№2,3,4 отсутствовал.

В ходе проведения административного расследования от специалиста по таможенному оформлению ООО «Спецгрузавтотранс» ФИО 1, согласно которому товар, оформленный по ДТ №10117070/030518/0010685 поступил в адрес ООО «ПАЛЛАНТ» во исполнение внешнеторгового контракта от 06.03.2018 №1. Вышеуказанная декларация на товары была заполнена и подана ФИО 1 на основании договора от 30.03.2018 №ЯР/014/018, заключённого между ООО «ПАЛЛАНТ» и ООО «Спецгрузавтотранс». Товары, отправленные из Германии, перемещены через таможенную границу на основании CMR от 20.04.2018 №231508, спецификации от 06.03.2018 №1, спецификации от 19.03.2018 №2, инвойса от 12.04.2018 №220/13996, инвойса от 13.04.2018 №220/14057. Представителями ООО «ПАЛЛАНТ» после перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза до проведения таможенного досмотра сотрудниками Ярославской таможни осмотр товара не проводился. Порядок таможенного оформления товара, продекларированного по ДТ №10117070/030518/0010685, ФИО 1 был известен. Также ей было известно о том, что маркировка на товаре (каждой его единице), продекларированном по ДТ №10117070/030518/0010685 должна содержать сведения указанные в ст. 12 ТР ТС №010/2011, ст. 63 ТР ТС №032/2013. Также ФИО 1 пояснила, что, по её мнению, единый знак обращения продукции на рынке «ЕАС» присутствовал только на упаковке товаров, продекларированных по ДТ №10117070/030518/0010685, по причине того, что ООО «ПАЛЛАНТ» неверно интерпретировал положения технических регламентов, указанных выше в части маркировки.

Согласно письму, поступившему от защитника ООО «ПАЛЛАНТ» Кадиева Р.К., ООО «ПАЛЛАНТ» признаёт факт административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований технических регламентов Таможенного союза относительно отсутствия на каждой единице ввезённого оборудования маркировки единым знаком обращения продукции на рынке «ЕАС» (таможенная декларация №10117070/030518/0010685). В силу того, что ООО «ПАЛЛАНТ» впервые осуществляет внешнеторговую сделку, организация ошибочно исходила из допустимости ограниченного применения п.4 ст. 12 технического регламента «О безопасности машин и оборудования», согласно которому допускается нанесение единого знака только на упаковку и прилагаемые эксплуатационные документы. Ранее при поставке аналогичной продукции в Российскую Федерацию данный зарубежный поставщик наносил знак «ЕАС» только на транспортные поддоны (паллеты). В рассматриваемом случае ООО «ПАЛЛАНТ» ошибочно ориентировалось на сложившуюся ранее практику, но не имело целью совершать правонарушение. Также при этом ООО «ПАЛЛАНТ» не учло наличие требований п.63 ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», который регламентирует нанесение знака «ЕАС» на каждую единицу продукции, поскольку исходило из того, что ввозимая запорная арматура не является оборудованием, работающим под избыточным давлением.

22.05.2018 был составлен запрос в отдел товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Ярославской таможни с целью предоставления информации о порядке соблюдения запретов и ограничений, которые касаются применения положений ТР ТС 010/2011, ТР ТС 032/2013.

24.05.2018 в отдел административных расследований поступила служебная записка из отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Ярославской таможни, согласно которой товары №№ 2,3,4, оформленные по ДТ №10117070/030518/0010685, попадают под действие ТР ТС 010/2011 и соответствуют п.73 «Арматура промышленная трубопроводная». Вышеуказанные товары также подпадают под действие ТР ТС 032/2013 и соответствуют п. «л»- арматура, имеющая номинальный диаметр более 25 мм (для оборудования с рабочей средой группы 1), арматура, имеющая номинальный диаметр более 32 мм (для оборудования, используемого для газов с рабочей средой группы 2), арматура, имеющая номинальный диаметр более 200 мм (для трубопроводов, предназначенных для жидкостей и используемых для рабочих сред группы 2) п. 2 ст. 1 ТР ТС 032/2013.

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

Пунктом 1 ст.6 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) установлено, что при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются запреты и ограничения.

Согласно пп. 10 п.1 ст. 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения представляют из себя (среди прочего) меры технического регулирования.

Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (п.1 ст. 7 ТК ЕАЭС).

В соответствии с п. 3 ст. 135 ТК ЕАЭС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении ряда условий, среди которых - условие соблюдения запретов и ограничений.

Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе (п.2 ст. 7 ТК ЕАЭС).

Пунктом 1 ст. 52 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 предусмотрено, что в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках таможенного союза принимаются технические регламенты таможенного союза. Технические регламенты таможенного союза имеют прямое действие на территории таможенного союза (пункт 2 статьи 52).

Статьей 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее Протокол о техническом регулировании), установлено, что оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах таможенного союза, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации. Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов таможенного союза осуществляется до выпуска ее в обращение. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом таможенного союза, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента таможенного союза.

Согласно ст.2 Протокола о техническом регулировании под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории таможенного союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.

Согласно ст. 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.

В соответствии со ст. 6 Протокола о техническом регулировании продукция, соответствующая требованиям технических регламентов таможенного союза, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами таможенного союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке таможенного союза. Изображение единого знака обращения продукции на рынке таможенного союза и порядок его применения утверждаются Комиссией.

В соответствии с п.2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Таможенного союза от 25.12.2012 №294, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов таможенного союза (подпункт «в»).

Товары, заявленные в оформленные по ДТ №10117070/030518/0010685, попадают под действие ТР ТС 010/2011, ТР ТС 032/2013.

Согласно ст. 12 ТР ТС 010/2011 машины и (или) оборудование, соответствующие требованиям безопасности настоящего технического регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия согласно статье 8 настоящего технического регламента, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (пункт 1). Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском машин и (или) оборудования в обращение на рынке (пункт 2). Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на каждую единицу машин и (или) оборудования любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы машины и (или) оборудования. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на само изделие (пункт 3). Допускается нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза только на упаковку и в прилагаемые эксплуатационные документы, если его невозможно нанести непосредственно на машину и (или) оборудование (пункт 4).

В соответствии с положениями ТР ТС 032/2013 оборудование, соответствующее требованиям настоящего технического регламента и прошедшее процедуру подтверждения соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (п.61). Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском оборудования в обращение на этом рынке (п. 62). Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на каждую единицу оборудования любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы оборудования, а также приводится в прилагаемых к ней эксплуатационных документах (п. 63). Маркировка оборудования единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза свидетельствует о соответствии его требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, распространяющихся на это оборудование и предусматривающих нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза (п.64).

Порядок применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, утвержденный комиссией таможенного союза Решением от 15.07.2011 №711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения», который разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и определяет правила применения, форму и размеры единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза (далее единый знак обращения) (пункт 1 Порядка).

Пунктом 2 Порядка применения единого знака обращения продукции установлено, что единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза) процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза). Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза.

Согласно п. 3.2 Порядка применения единого знака обращения продукции изображение единого знака обращения представляет собой сочетание трех стилизованных букв «E», «A» и «C», графически исполненных с применением прямых углов, имеет одинаковые высоту и ширину, составляет точные пропорции квадрата на светлом или на контрастном фоне. EAC расшифровывается как Евразийское соответствие (Eurasian Conformity)

Изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом Евразийского экономического союза (техническим регламентом Таможенного союза) процедуры оценки соответствия на территории любого из государств – членов Евразийского экономического союза, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе (пункт 4 Порядка применения единого знака обращения продукции).

Каждая единица товара №№2,3,4, продекларированного по ДТ №10117070/030518/0010685 должна была быть промаркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза перед выпуском оборудования в обращение, чего сделано не было.

Таким образом, ООО «ПАЛЛАНТ» в нарушение п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС, пп. 3 п.1 ст. 135 ТК ЕАЭС, п.3 ст.12 ТР ТС 010/2011, п. 61, 63 ТР ТС № 032/2013 переместило на таможенную территорию Евразийского экономического союза и продекларировало товары в ДТ №10117070/030518/0010685 без отображения на каждой единице товара (машин и (или) оборудования) единого знака обращения продукции, что является противоправным деянием и образует состав административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФРоссии.

Защитник ООО «ПАЛЛАНТ» Кадиев Р.К. пояснил, что ООО «ПАЛЛАНТ» свою вину признало, совершило административное правонарушение впервые, содействовало административному расследованию, добровольно и своевременно устранило выявленные нарушения. ООО «ПАЛЛАНТ» относится к числу микропредприятий. Просил применить ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ – назначить юридическому лицу административное наказание в виде предупреждения.

Представитель административного органа Ярославской таможни по доверенности Любинский А.Я. полагал, что вина ООО «ПАЛЛАНТ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, подтверждена исследованными материалами дела об административном правонарушении. Вместе с тем ООО «ПАЛЛАНТ» свою вину признало, совершило административное правонарушение впервые, содействовало административному расследованию, добровольно и своевременно устранило выявленные нарушения. ООО «ПАЛЛАНТ» относится к числу микропредприятий.

Выслушав объяснения, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считаю виновность ООО «ПАЛЛАНТ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, установленной.

Вина ООО «ПАЛЛАНТ» в совершении административного правонарушения в полной мере подтверждается: копией ДТ №10117070/030518/0010685, АТД №10117050/070518/000100, фотографиями, объяснениями Кадиева Р.К., объяснительной ФИО 1, служебной запиской от 24.05.2018.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, считаю, что все они являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности ООО «ПАЛЛАНТ» в совершении указанного административного правонарушения.

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Лицо, вступая в административно-правовые отношения, должно знать о существовании обязанностей и обеспечить их выполнение. В свою очередь, государство не только возлагает на лицо определенные обязанности, но и предоставляет ему права, реализация которых обеспечивает возможность исполнения норм и правил, установленных законом.

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года № 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.

ООО «ПАЛЛАНТ», вступая в административные правоотношения в области таможенного дела как юридическое лицо должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, предвидеть возможность наступления вредных последствий своего деяния, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Между тем, ООО «ПАЛЛАНТ» небрежно отнеслось к выполнению своей обязанности по соблюдению таможенного законодательства в части соблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз в Российскую Федерацию.

Считаю, что ООО «ПАЛЛАНТ» имело реальную возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства таможенного союза, предусмотренных п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС, пп. 3 п.1 ст. 135 ТК ЕАЭС, п.3 ст.12 ТР ТС 010/2011, п. 61, 63 ТР ТС № 032/2013, п.п. 5.1, 5.3 Порядка применения единого знака обращения продукции, а именно воспользоваться правом на осмотр поставленного на основании контракта товара до подачи ДТ.

Учитывая общественную опасность совершенного административного правонарушения, считаю, что правовые основания для признания его малозначительным отсутствуют.

При назначении наказания учитываю характер совершенного правонарушения, имущественное положение и личность лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, то, что ранее ООО «ПАЛЛАНТ» к административной ответственности не привлекалось, относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, что подтверждается материалами дела.

В силу ч.1, ч.3 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом изложенного, отсутствия указанных последствий, считаю необходимым назначить ООО «ПАЛЛАНТ» наказание с применением ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения без конфискации предмета административного правонарушения, поскольку допущенное ООО «ПАЛЛАНТ» нарушение устранено.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,

п о с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «ПАЛЛАНТ» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения без конфискации товаров, являвшихся предметом административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: В.В.Воробьева