5-1375/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Нижневартовск 13 декабря 2017 года
Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Калашникова Н.Н.,
с участием защитника АО «ННП» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении акционерного общества «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие», ИНН №, КПП № ОГРН № адрес: г. Нижневартовск, <адрес> предусмотренный ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
АО «ННП» не предоставило сведения в трехдневный срок с момента получения определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, от <дата>, а именно: проект обустройства Хохряковского месторождения, на территории которого расположены следующие объекты: кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №а, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, разведочная скважина р-16, кустовая площадка №а, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №б, кустовая площадка №, кустовая площадка №б, кустовая площадка №а, кустовая площадка №б, разведочная скважина № разведочная скважина № разведочная скважина №, разведочная скважина № разведочная скважина № акт ввода в эксплуатацию Хохряковского месторождения, на территории которого расположены следующие объекты: кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №а, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, разведочная скважина р-16, кустовая площадка №а, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №б, кустовая площадка №, кустовая площадка №б, кустовая площадка №а, кустовая площадка №б, разведочная скважина №, разведочная скважина №, разведочная скважина №, разведочная скважина № разведочная скважина №. Определение получено юридическим лицом посредством электронной связи <дата> (вх. №). Таким образом, юридическое лицо АО «ННП» умышленно не выполнило законные требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Защитник АО «ННП» ФИО1 в судебном заседании просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения. Пояснила, что определение, вынесенное в порядке статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являясь процессуальным документом по делу должно быть мотивированным, в частности, в описательно-мотивировочной части определения должны быть указаны мотивы, по которым должностное лицо пришло к выводу о необходимости истребования тех или иных документов и их практическом значении для конкретного дела об административном правонарушении, во избежание правовой неопределенности и произвола со стороны властей. Из анализа перечня истребованных у Общества сведений следует, что решение должностного лица об их истребовании обусловлено установлением фактических обстоятельств события, явившегося поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и виновности лица в его совершении, а не в целях характеристики деятельности юридического лица как хозяйствующего субъекта. Предоставление Обществом всех истребованных документов позволило бы должностному лицу выявить факт наличия или отсутствия нарушения Обществом природоохранного законодательства, без проведения реальных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, как того требует процедура проведения административного расследования. Полагает, что отказ лица, в отношении которого проводится административное расследование, от участия в доказывании, не может повлечь за собой негативных последствий. Какие именно фактические обстоятельства события должностное лицо может установить исходя из запрашиваемых документов, защитник затруднился ответить.
Должностное лицо Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.
Судья, заслушав защитника юридического лица, изучив представленный в суд административный материал в целом, приходит к следующему.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Объективную сторону правонарушения в рассматриваемом случае составляет умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Законными являются те требования, которые ни по форме, ни по существу не противоречат абсолютно определенным предписаниям правовых норм.
Из материалов дела усматривается, что <дата> государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре в отношении АО «ННП» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований к охране водных объектов при эксплуатации объектов (кустовых площадок) размещенных на территории водоохраной зоны Хохряковского месторождения.
В рамках указанного возбужденного производства по делу об административном правонарушении в отношении АО «ННП» <дата> должностным лицом Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре на основании ст. 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, которое было направлено в адрес АО «ННП» и получено юридическим лицом <дата> посредством электронной связи (вх. №).
АО «ННП» в Управление Росприроднадзора по ХМАО – Югре был предоставлен ответ, согласно которому общество считает определение об истребовании сведений незаконным и неподлежащим исполнению.
Согласно ст. 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа.
Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, обязаны ликвидировать последствия загрязнения.
Согласно п. 5.2 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, утвержденного Приказом Росприроднадзора от <дата>№, Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа.
Учитывая изложенное, должностное лицо отдела надзора за водными и земельными ресурсами и экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре является лицом, уполномоченным истребовать сведения, необходимые для осуществления им своих должностных полномочий, в том числе при производстве по делу об административном правонарушении, а также сведения касающиеся мероприятий проведенных по ликвидации последствий загрязнения земель.
Согласно определению от <дата> юридическому лицу АО «ННП» в трехдневный срок с момента получения настоящего определения необходимо направить в административный орган следующие сведения (заверенные копии документов): проект обустройства Хохряковского месторождения, на территории которого расположены следующие объекты: кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №а, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, разведочная скважина р-16, кустовая площадка №а, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №б, кустовая площадка №, кустовая площадка №б, кустовая площадка №а, кустовая площадка №б, разведочная скважина №, разведочная скважина №, разведочная скважина №, разведочная скважина №, разведочная скважина № акт ввода в эксплуатацию Хохряковского месторождения, на территории которого расположены следующие объекты: кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №а, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, разведочная скважина №, кустовая площадка №а, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №, кустовая площадка №б, кустовая площадка №, кустовая площадка №б, кустовая площадка №а, кустовая площадка №б, разведочная скважина №, разведочная скважина №, разведочная скважина №, разведочная скважина № разведочная скважина №
Однако, как следует из протокола № от <дата> и материалов дела, АО «ННП» требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, о предоставлении сведений (документов), в установленный срок не исполнило, сведения, документы в Управление Росприроднадзора по ХМАО – Югре не представлены, что защитником АО «ННП» не оспаривалось.
Указанные в определении от <дата> сведения, в том числе касающиеся проекта обустройства и ввода в эксплуатацию Хохряковского месторождения, были запрошены в целях выполнения установленных законом процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела и разрешения его в соответствии с законом и выяснения обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
Что касается довода защитника о том, что решение должностного лица об истребовании сведений обусловлено установлением фактических обстоятельств события, предоставление Обществом всех истребованных документов позволит должностному лицу выявить факт наличия или отсутствия нарушения Обществом природоохранного законодательства, без проведения реальных процессуальных действий, то судья считает его несостоятельным, исходя из следующего.
Согласно ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
В силу ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол; в протоколе об административном правонарушении, на ряду с другими сведениями, должно быть указано место совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Таким образом, в ходе производства по делу должностное лицо обязано установить конкретное место совершения административного правонарушения.
Из анализа запрашиваемых должностным лицом документов следует, что они необходимы для установления именно конкретного места (кустовой площадки) Хохряковского месторождения, на котором нарушаются требования к охране водных объектов при эксплуатации объектов, размещенных на территории водоохраной зоны.
При этом, проект обустройства месторождений включает в себя цепочку объектов на месторождении, в том числе кустовые площадки с расположенными на них объектами производственного назначения, объектами производственной инфраструктуры и жизнеобеспечения для эксплуатационного персонала.
Данные документы у иных органов Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре получены быть не могут.
Истребование указанных сведений у АО «ННП» не нарушает права и гарантии общества, данные сведения не образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также не позволят должностному лицу выявить факт наличия или отсутствия нарушения Обществом природоохранного законодательства.
Таким образом, АО «ННП» не исполнило законные требования должностного лица, изложенные в определении об истребовании сведений от <дата>, сведения (документы) не предоставлены в установленный трехдневный срок с момента получения определения.
Судья, изучив и оценив все доказательства по делу в их совокупности, считает, что вина АО «ННП» материалами дела установлена, а его действия подлежат квалификации по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, за что предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении административного наказания юридическому лицу судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. При отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа.
Руководствуясь статьями 29.10, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать акционерное общество «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Административный штраф перечислять: УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Управление Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) ИНН <***>, КПП 860101001, РКЦ г. Ханты-Мансийск, БИК 047162000, л/с <***>, р/с <***>, КБК 048116250500160 00140, ОКТМО 71875000, назначение платежа: денежные взыскания (штрафы).
В соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф, назначенный по вышеуказанному постановлению, должен быть уплачен в срок не позднее 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу. Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо в установленный законом срок предоставить в канцелярию по административным делам Нижневартовского городского суда по адресу: <...>.
За несвоевременную уплату штрафа предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нижневартовский городской суд.
Судья /подпись/ Н.Н. Калашникова
Копия верна
Судья Н.Н. Калашникова