ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-137/2014 от 15.05.2014 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 мая 2014 г. г. Уфа

Судья Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан А.П. Шамсетдинова,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО ТК «Центральный» (ИНН ..., КПП ..., дата государственной регистрации < дата > г.), зарегистрированного по юридическому адресу: 450006, РБ, ...,

УСТАНОВИЛ:

ООО ТК «Центральный» привлекается к административной ответственности по части 1 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» за предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

В судебном заседании представитель ООО ТК «Центральный» ФИО12, по доверенности от < дата > г., вину признала.

В судебном заседании заместитель прокурора ...ФИО13 полагал, что факт административного правонарушения полностью подтверждается собранными в соответствии с действующим законодательством материалами.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что прокуратурой ... РБ в период времени с < дата > по < дата > по указанию прокуратуры республики совместно с отделом УФМС России по РБ в ... проведена проверка соблюдения миграционного законодательства в торговом комплексе ООО ТК «Центральный», расположенным по адресу: РБ, ..., в ходе которой установлено следующее.

Решением единственного участника ООО «Торгово Сервисный Комплекс «Центральный рынок» (ИНН ... от < дата > принято решение об изменении наименования общества, согласно учредительных документов и выписке из ЕГРЮЛ его полное наименование - ООО ТК «Центральный» (ИНН ...

Индивидуальный предприниматель ФИО1 - «Исполнитель» (...) по договору от < дата > ... (срок действия - 3 года согласно п.9.2 договора), заключенному с ООО «Торгово Сервисный Комплекс «Центральный рынок» - «Заказчик» (...), осуществляет услуги по ежедневной уборке внутренних помещений ООО «Торгово Сервисный Комплекс «Центральный рынок» площадью 10 000 кв.м., расположенных по адресу: РБ, ....

Согласно п.п. 2.1.3, 2.1.5 ООО «Торгово Сервисный Комплекс «Центральный рынок» обеспечивает беспрепятственный доступ персонала индивидуального предпринимателя ФИО1 согласно графика производства работ во все подлежащие уборке помещения и территории объекта по списку передаваемому ИП ФИО1 и в часы, согласованные сторонами. ООО «Торгово Сервисный Комплекс «Центральный рынок» предоставляет ИП ФИО1 отдельное закрывающееся помещение (место) для хранения спецтехники, оборудования, инвентаря, расходных материалов, химических средств, личных вещей и т.п., используемых в процессе выполнения работы.

Пунктом 1 дополнительного соглашения от < дата > к указанному выше договору предусмотрено, что в связи с невозможностью предоставления Заказчиком отдельного закрывающегося помещения (места) для хранения спецтехники, оборудования, инвентаря, расходных материалов, химических средств, личных вещей, Стороны пришли к соглашению об исключении п.п. 2.1.5, 2.2.5 договора от < дата > № 099-2012.

Во исполнение условий указанного договора ООО ТК «Центральный» оплатило ИП ФИО11 оказанные услуги за январь-апрель текущего года стоимостью 1 ... руб., задолженность составила ... руб. (акт взаимных расчетов, платежные поручения).

Индивидуальный предприниматель ФИО1 для выполнения вышеуказанных услуг в административном здании ООО ТК «Центральный», расположенном по адресу: РБ, ..., в период времени с < дата > по < дата > привлекла по договорам подряда 8 иностранных граждан (граждан Республики Узбекистан) не имеющих разрешения на работу:

- ФИО2 (договор подряда от < дата > - мытье полов, протирание пыли, вынос мусора),

- ФИО3 (договор подряда от < дата > - мытье полов, протирание пыли, вынос мусора),

- ФИО4 (договор подряда от < дата > - мытье полов, протирание пыли, вынос мусора),

- ФИО9 (договор подряда от < дата > - сбор тележок на территории),

- ФИО5 (договор подряда от < дата > - мытье полов, протирание пыли, вынос мусора),

- ФИО6 (договор подряда от < дата > - мытье полов, протирание пыли, вынос мусора),

- ФИО7 (договор подряда от < дата > - мытье полов, протирание пыли, вынос мусора),

- ФИО8 кизи (договор подряда от < дата > - мытье полов, протирание пыли, вынос мусора).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от < дата > № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от < дата > № 115-ФЗ закреплено, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 13 Федерального закона от < дата > № 115-ФЗ заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

В качестве заказчика работ (услуг) может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.

В соответствии с ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от < дата > № 115-ФЗ разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.

Согласно ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от < дата > № 115-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - трудовая деятельность у физических лиц), законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, является административным правонарушением.

В соответствии с примечанием к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

По данному факту отделом УФМС России по РБ в ... за незаконное осуществление трудовой деятельности иностранные граждане: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО9, ФИО5, ФИО6, ФИО10, ФИО8 кизи привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 18.10 КоАП РФ, постановления вступили в законную силу.

Согласно ч. 2 ст. 18.16 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Порядок организации и осуществления деятельности розничного рынка регулируется специальным законом - Федеральным законом от < дата > № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 271-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 271-ФЗ определено понятие «розничного рынка» как имущественного комплекса, предназначенного для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнении работ, оказанию услуг) на основе свободного определяемых непосредственно при заключении договора розничной купли-продажи и договоров бытового порядка цен и имеющий в своем составе торговые места.

Пунктом 3 статьи 4 вышеуказанного Закона установлено, что рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям статей 3, 15 Федерального закона № 271-ФЗ право предоставлять торговые места на розничном рынке специально оборудованное и отведенное торговое место принадлежит управляющей компании, то есть юридическим лицам, которым принадлежит рынок, состоящим на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеющим разрешение на право организации рынка, полученное в установленном законом порядке.

В силу ч. 4 ст.8 Федерального закона № 271-ФЗ юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией.

Согласно п.4.2 Устава ООО ТК «Центральный», выписки ЕГРЮЛ от < дата > основными видами деятельности Общества являются торгово-закупочная деятельность, организация выездной торговли, оптово-розничная торговля (в т.ч. созданием собственных торговых точек), сдача в аренду собственного нежилого недвижимого имущества.

Материалами проверки установлено, что постановлением главы Администрации ГО ... от < дата > ... ООО «Торгово Сервисный Комплекс «Центральный рынок» выдано разрешение на право организации розничного рынка от < дата > ... сроком действия до 31.05.2012. Вместе с тем в установленном порядке указанное разрешение не продлевалось.

Таким образом, ООО ТК «Центральный» в настоящее время фактически является управляющей рынком компанией и осуществляет деятельность по управлению торговым объектом.

Следует отметить, что пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от < дата > № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" предусмотрено, что в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющая рынком компания должна обеспечивать соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан (в том числе иностранных работников).

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 (введенным постановлением от < дата > № 60) постановления от < дата > ... «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях»).

При заключении договора от < дата > ... о предоставлении услуг по ежедневной комплексной уборке внутренних помещений и предоставлении помещения ООО ТК «Центральный» должно было предусмотреть все необходимые условия договора, в том числе и ответственность исполнителя в лице ИП ФИО11 за привлечение и использование труда иностранных рабочих, предвидеть наступление неблагоприятных последствий ввиду указанного и обеспечить соблюдение миграционного законодательства.

ООО ТК «Центральный» в силу своего правового статуса не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам проверки, у него имелась такая возможность.

Обществом в ходе проверки не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что им предпринимались все действия для предупреждения нарушения предпринимателем миграционного законодательства. Журналы ежедневных проверок соблюдения арендаторами и исполнителями указанных требований не представлены.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в действиях Общества с ограниченной ответственностью ТК «Центральный» (ИНН ... имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.18.16 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях».

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не имеется.

Доказательствами, свидетельствующими о совершении административного правонарушения являются договор ... о предоставлении услуг по ежедневной комплексной уборке внутренних помещений от 01.09.2012, акт проверки от 19.02.2014, акт проверки от 21.04.2014, рапорт инспектора отдела УФМС России по РБ в ...ФИО14, объяснения ФИО1 от 21.02.2014, от 13.03.2014, паспорт ФИО1, договоры подряда, объяснение законного представителя ООО ТК «Центральный» (на отдельном листе) и иные материалы проверки.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела в полном объеме, суд полагает, что вина ООО ТК «Центральный» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» полностью доказана.

С учетом характера совершенного правонарушения, руководствуясь статьями 4.1, 25.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО ТК «Центральный» (ИНН ..., КПП ... дата государственной регистрации < дата > г.), зарегистрированного по юридическому адресу: 450006, РБ, ..., виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» и подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности по уборке помещений ООО ТК «Центральный», расположенного по адресу: 450006, РБ, ..., силами ООО ТК «Центральный» на срок 14 суток.

Срок исчислять с < дата > г.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд г. Уфы Республики Башкортостан в течение десяти дней через Советский районный суд г.Уфы.

Судья А.П. Шамсетдинова