ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-137/2016 от 27.04.2016 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Красноярск 27 апреля 2016 года

Судья Центрального районного суда г. Красноярска Шлейхер Е.В.

с участием представителей Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края по доверенности - ФИО7, ФИО8,

представители юридического лица по доверенности – ФИО5, ФИО6,

при секретаре - Авериной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» (ОГРН , ИНН , юридический адрес: <адрес>; фактический адрес осуществления деятельности (филиал): 660049, <адрес>),

УСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо - федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» (далее – ФГУП ГЦСС) не выполнило в установленный срок (до 01.02.2016 года) законного предписания (от 11.02.2015 года ) органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор (контроль) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В судебном заседании представители Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края поддержали обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, просили привлечь юридическое лицо к административной ответственности.

Представители юридического лица вину в совершении административного правонарушения не признали. При этом пояснили, что площадь помещений, указанная в охранном обязательстве, не соответствует площади помещений, указанной в Свидетельстве о государственной регистрации, что препятствует осуществлению работ по сохранению памятника, так как не позволяет надлежащим образом распределить расходы на выполнение ремонтно-реставрационных работ между ФГУП ГЦСС и ФГУП «Почта России». Предписание является неисполнимым ввиду невозможности его исполнения, так как невозможно провести указанные в нем работы отдельно от смежного пользователя – ФГУП «Почта России». Предписание является незаконным, поскольку его исполнение в текущем виде повлечет ухудшение внешнего вида памятника, что противоречит Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Кроме того, ФГУП ГЦСС предпринимает все возможные меры для выполнения предписания.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

ФГУП ГЦСС является пользователем (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>; свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>; свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>; свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>; свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>) помещений № 8, 9, 10, 13, 15 объекта культурного наследия регионального значения «Почтамт. Модерн, 1908-1911 гг. Арх. ФИО1» (далее – Объект), расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в федеральной собственности, переданы на праве хозяйственного ведения ФГУП ГЦСС.

Управление специальной связи по Красноярскому краю – филиалу ФГУП ГЦСС Министерству культуры Красноярского края на помещения Объекта выдано охранное обязательство от 21.02.2011 года .

В период с 10.02.2016 по 02.03.2016 на основании приказа службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 01.02.2016 в отношении ФГУП ГЦСС проведена внеплановая документарная и выездная проверка исполнения ранее выданного Министерством культуры Красноярского края предписания от 11.02.2015 об устранении выявленных нарушений, согласно которому ФГУП ГЦСС в срок до 01.02.2016 необходимо: разработать и представить на согласование в Краевой орган охраны объектов культурного наследия в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», научно-проектную документацию на работы по обследованию и сохранению нежилых помещений № 8, № 9, № 10, № 13, № 15 Объекта, с заключением государственной историко-культурной экспертизы.

Решением Арбитражного Суда Красноярского края от 06 июля 2015 года предписание от 11.02.2015 признано законным.

29 марта 2016 года в отношении ФГУП ГЦСС составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки исполнения предписания от 11.02.2015 об устранении выявленных нарушений установлено, что ФГУП ГЦСС службой по государственной охране объектов культурного наследия выдано задание от 20.05.2015 на проведение работ по сохранению. За согласованием научно-проектной документации в службу по государственной охране объектов культурного наследия ФГУП ГЦСС не обращалось.

Предписание от 11.02.2015 об устранении выявленных нарушений не выполнено. Вместе с тем, согласно п. 2 плана ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории Объекта, являющегося обязательным приложением к охранному обязательству от 21.02.2011 , еще в срок до 01.12.2015 требовалось выполнить работы по сохранению Объекта в соответствии с согласованной проектной документацией.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно Уставу ФГУП ГЦСС, утвержденного приказом от 22.09.2015 , Управление специальной связи по Красноярскому краю (далее – УСС по Красноярскому краю), местом нахождения: 660049, <адрес>, является филиалом ФГУП ГЦСС.

В соответствии с п. 6.2 Устава, филиалом ФГУП ГЦСС является его обособленное структурное подразделение, расположенное вне места нахождения ФГУП ГЦСС, осуществляющее все его функции или их часть, в том числе, функции представительства.

В соответствии с п. 6.3 Устава, представительством ФГУП ГЦСС является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения ФГУП ГЦСС представляющее интересы ФГУП ГЦСС и осуществляющее их защиту.

Согласно п. 6.5 Устава, имущество филиалов и представительств учитывается на их отдельных балансах, является частью консолидированного баланса предприятия.

Вина юридического лица – ФГУП ГЦСС в совершении указанного административного правонарушения в полном объеме установлена совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств:

- предписанием об устранении выявленных нарушений от 11.02.2015 года главного специалиста сектора охраны объектов культурного наследия отдела охраны и использования объектов культурного наследия ФИО3, согласно которому юридическому лицу предписано в срок до 01.02.2016 года разработать и представить на согласование в Краевой орган охраны объектов культурного наследия в порядке, предусмотренном ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», научно-проектную документацию на работы по обследованию и сохранению нежилых помещений №8, 9, 10, 13, 15 объекта культурного наследия регионального значения «Почтамп. Модерн, 1908-1911гг.», расположенного по адресу: <адрес>, с заключением государственной историко-культурной экспертизы (л.д.32);

- решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.07.2015 года, согласно которому ФГУП ЦСС отказано в удовлетворении требований – признания недействительным предписания от 11.02.2015 ; оспариваемый акт проверен судом на соответствие Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д.31-38);

- приказом руководителя Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 01.02.2016 года о проведении внеплановой документарной и выездной проверки в отношении ФГУП ЦСС (л.д.27);

- уведомлением в адрес юридического лица о проведении внеплановой проверки (л.д. 26);

- актом -вп проверки юридического лица, в ходе которой установлен факт не исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 11.02.2015 года (л.д. 39-44);

- свидетельствами о государственной регистрации права от 28 декабря 2011 года, согласно которому юридическое лицо является пользователем нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> на праве хозяйственного ведения (л.д.58-62);

- охранным обязательством на объект культурного наследия от 21 февраля 2011 года (л.д.46-48);

- актом технического состояния памятника истории и культуры и о определении плана работ по памятнику и благоустройству его территории от 21.02.2011 года (л.д.49-57);

- Уставом ФГУП ЦСС (л.д.81-88);

- уведомлением от 23 марта 2016 года в адрес юридического лица о дате, времени и месте составления протокола (л.д. 29);

- протоколом об административном правонарушении в отношении юридического лица: ФГУП ЦСС от 29 марта 2016 года (л.д.6-12);

- иными, представленными суду материалами дела.

Давая оценку доводам представителя юридического лица о невозможности выполнения предписания, суд исходит из следующего.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.

Законность предписания заключается в том, что государственный орган и должностное лицо, действующее от его имени, выдавшие предписание об устранении нарушений законодательства должны обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. Предписание должно быть выдано в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемых субъектов.

К должностным лицам, уполномоченным на осуществление государственного надзора и контроля, в частности, за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами требований сохранения, исполнения и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе, в отношении объектов культурного наследия федерального значения, их территории и зон охраны относятся сотрудники Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (ранее сотрудники Министерства культуры Красноярского края).

При этом предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.

Согласно п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2012 года № 73-ФЗ, в случае если часть объекта культурного наследия закреплена на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за унитарным предприятием или учреждением, а часть переведена в безвозмездное пользование на основании гражданско-правовых договоров юридическому лицу, охранное обязательство полежит выполнению каждым из таких лиц.

Между ФГУП ГЦСС и Министерством культуры края заключено охранное обязательство от 21.02.2011 года в отношении части объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Почтамт. Модерн, 1908-1911г.г. Архитектор Соколозский», расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 3,7 охранного обязательства, ФГУП ГЦСС обязано содержать памятник и все связанное с ним имущество (за исключением помещений памятника, передаваемых в пользование третьим лицам) в надлежащем техническом, санитарном, противопожарном состоянии, а также проводить работы по сохранению, предусмотренные актом технического состояния и разовыми предписаниями министерства культуры края, работы выполнять силами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на право осуществления деятельности по реставрации памятников истории и культуры, при производстве работ по сохранению обязано обеспечивать соответствие их выполнения действующим реставрационным нормам и правилам.

В соответствии с планом ремонтно-реставрационных работ по памятнику и благоустройству его территории, являющимся неотъемлемым приложением к охранному обязательству, в целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования ФГУП ГЦСС обязано провести следующие работы:

- подготовить и представить на согласование в Министерство культуры края проектную документацию на работы по обследованию и сохранению памятника в срок до 01.02.2013 года;

- выполнить работы по сохранению памятникам, в соответствии с согласованной с Министерством культуры края проектной документацией в срок до 01.12.2015 года;

- производить текущий поддерживающий ремонт памятникам 1 раз в 3 годам от даты окончания реставрационных работ.

Работы по сохранению памятника производятся в долевом участии с другими пользователями памятника (в объеме соразмерном площади помещений, занимаемых в памятнике).

В соответствии с п. 4 охранного обязательства, ФГУП ГЦСС обязано участвовать совместно с другими пользователями памятника в выполнении работ по его сохранению, предусмотренных прилагаемым актом, и нести издержки по выполнению указанных работ в размере, пропорциональном занимаемых помещений.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.07.2015 года ФГУП ЦСС отказано в удовлетворении требований – признания недействительным предписания от 11 февраля 2015 ; оспариваемый акт проверен судом на соответствие Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.

Из материалов дела следуют, что предписание от 11.02.2015 года выдано в установленном законом порядке лицом, уполномоченным на осуществление надзора, предписание не признано в установленном законом порядке незаконным.

Доводы представителей юридического лица о невозможности исполнения предписания, ввиду того, что площадь помещений, указанная в охранном обязательстве, не соответствует площади помещений, указанной в Свидетельстве о государственной регистрации, что препятствует осуществлению работ по сохранению памятника, так как не позволяет надлежащим образом распределить расходы на выполнение ремонтно-реставрационных работ между ФГУП ГЦСС и ФГУП «Почта России», суд признает несостоятельными, не влекущими за собой прекращение производства по делу за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 195 КоАП РФ

На обращение ФГУП ЦСС и ФГУП «Почта России» от 14 апреля 2015 года в адрес Министра культуры Красноярского края о внесении изменений в охранные обязательства ФГУП ЦСС и ФГУП «Почта России»; определения и указания в Актах технического состояния памятника точных долей правообладателей памятника, для дальнейшего долевого участия в производстве работ по его сохранению; разъяснении порядка действий и взаимодействий двух правообладателей здания по сохранению Объекта (л.д.16-19), должностным лицом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края, 15 мая 2015 года, дан ответ, в котором имеются рекомендации по формированию пакета документов, необходимых для участия в мониторинге на финансирование работ по разработке проектной документации для ремонтно-реставрационных работ, с приведением технических характеристик объекта, без учета пристроек, не являющихся его частью (л.д. 20-22).

Установлено, что юридическим лицом разработана смета-калькуляция на разработку научно-проектной документации на работы по сохранению Объекта культурного наследия, подана заявка на участие в федеральной программе «Культура России (2012-2018 годы)» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы по направлению «Сохранение объектов культурного наследия народов Российской Федерации» на 2016 года.

Согласно протоколу совещания по вопросу рассмотрения заявок на реставрацию объектов культурного наследия по ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» на 2016 года от 17.08.2015 года, Объект культурного наследия отмечен в качестве приоритетных объектов для осуществления финансирования в 2016 году.

Вместе с тем, до настоящего времени, юридическое лицо за согласованием научно-проектной документации в Службу по государственной охране объектов культурного наследия не обращалось.

Сам факт невыполнения юридическим лицом предписания в установленный срок не оспаривается представителями последнего и подтверждается приведенными выше доказательствами, сомнений в допустимости и достоверности которых не возникает.

Из пояснений представителей юридического лица, показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО4 следует, что 08 апреля 2016 года состоялось совещание рабочей группы с участием представителей ФГУА «Почта России», ФГУП «ГЦСС», Службы по государственной охране культурного наследия, на котором принято решение провести перерегистрацию права с целью выделения площадей, не являющихся Объектом культурного наследия в отдельное помещение. Кроме того, участники рабочей группы пришли к соглашению, что оплата проектно-изыскательских работ по договору, заключенному на основании сметы-калькуляции, будет полностью произведена за счет средств ФГУП «Почта России» по результатам закупочной процедуры, а в дальнейшем ФГУП ГЦСС возместит расходы, понесенные ФГУП «Почта России», пропорционально занимаемым площадям.

Указанное объективно свидетельствует о том, что само по себе наличие расхождений площади помещений, указанной в охранном обязательстве и Свидетельстве о государственной регистрации, не препятствует исполнению предписания надзорного органа.

Однако указанные меры были приняты юридическим лицом после истечения срока исполнения предписания (01.02.2016).

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что юридическим лицом принимались конкретные меры, направленные на исполнение предписания, суду не представлены.

Отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что юридическим лицом принимались меры к продлению срока исполнения предписания.

Наличие в обращении от 14 апреля 2015 года (л.д. 20-22) в адрес Министра культуры Красноярского края просьбы продлить сроки выполнения работ по сохранению памятника, указанных в Акте технического состояния памятника, являющимся приложением к охранному обязательству, таковыми признаны быть не могут.

При определении вида и меры наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, то обстоятельство, что юридическое лицо ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение, не привлекалось. Обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.

Учитывая финансовое положение юридического лица, полагаю возможным определить наказание с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9- 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» (ОГРН , ИНН , юридический адрес: <адрес><адрес>; фактический адрес осуществления деятельности (филиал): 660049, <адрес>), признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Штраф перечислить по следующим реквизитам: получатель – Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, 660009, <...>, ИНН <***>, КПП 246601001, Банк: р/с <***> УФК по Красноярскому краю (служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края; БИК 040407001, ОГРН <***>, ОКОГУ 2300231, ОКВЭД 75.11.21; ОКПО 35115171; Код бюджетной классификации: 058 116 90040 04 0000 140; Код ОКТМО: 04701000.

На постановление может быть подана жалоба в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок через Центральный районный суд г. Красноярска.

Судья Е.В. Шлейхер