Дело №5 -30/2022
УИД 39RS0022-01-2021-003063-04
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 февраля 2022 года г. Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе судьи Луниной С.В.,
с участием генерального директора ООО «АУРРУМ» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «АУРРУМ»,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 07 сентября 2021 года №, оформленного в отношении ООО «АУРРУМ» по ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по состоянию на 03.09.2021 ООО «АУРРУМ», осуществляет деятельность предприятия общественного питания в кафе «Акватория», расположенного по адресу <...>, в процессе которой образуются твердые коммунальные отходы в отсутствие договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором и паспорта утилизации отходов, чем нарушены требования п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об окружающей среды», п.2 ст.11, п.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в части несоблюдения требований в области окружающей среды при накоплении ТКО и в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства.
В судебном заседании генеральный директор ООО «АУРРУМ» ФИО1 с привлечением к административной ответственности не согласился, суду пояснил, что договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключен собственником здания ИП ФИО2, в котором ООО «АУРРУМ» арендует часть площадей для осуществления деятельности бара. В соответствии с договором аренды, плату за услуги по обращению с ТКО осуществляет арендодатель.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещены.
Суд, выслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, вина лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту Федерального закона №89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона №89-ФЗ).
На основании статьи 210 ГК РФ, бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156, постановление № 1156), согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.
Потребителем согласно пункту 2 Правил является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом "в" части 8(1) Правил № 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ, а также в силу статьи 210 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что по состоянию на 03.09.2021 ООО «АУРРУМ», осуществляло деятельность предприятия общественного питания в кафе «Акватория», которое расположено по адресу: Калининградская область г. Черняховск, ул. Ленина, д. 11 «А».
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «АУРРУМ» (ОГРН <***>), с 02.08.2017 являясь юридическим лицом, осуществляет основной вид деятельности - деятельность зрелищно - развлекательная прочая. Адрес юридического лица - <...>.
Собственником двухэтажного нежилого здания - кафе-бар общей площадью 790,7 кв.м по адресу <...> является предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица ФИО3
15.05.2018 между ИП ФИО3 (Арендодатель) и ООО «АУРРУМ» (Арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения № 02, согласно которому арендатору передано помещение, общей площадью 173,7 кв.м., расположенное на первом этаже здания (31,4 кв.м.), на втором этаже здания (47,3 кв.м.) и подвальном помещении (95,0 кв.м.), по адресу: г. Черняховск ул. Ленина, дом 11–а, для осуществления следующих видов деятельности: предоставление услуг общественного питания кафе и зрелищно – развлекательная. Договор аренды нежилого помещения заключен сроком на пять лет, зарегистрирован в Росреестре.
По договору размер арендной платы за используемую площадь 173,7 кв.м. составляет 50 000 рублей в месяц. Размер арендной платы не включает в себя плату за электроэнергию, водоснабжение и водоотведение, превышение ПДВ, плату за отопление, за услуги связи и иные услуги, оказываемые арендатору в процессе его деятельности. Эти расходы оплачивает арендодатель.
Договор аренды не содержит условие о заключении арендатором самостоятельного договора на вывоз ТКО.
01.07.2021 между ИП ФИО4 и ИП ФИО3 был заключен договор на вывоз и утилизацию отходов, относящихся к 5 группе опасности (вторичное сырье), сроком до 31.12.2025.
07.10.2021 между Государственным предприятием Калининградской области «Единая система обращения с отходами» и ИП ФИО3 заключен договор № на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, сроком на один календарный год.
Объем твердых коммунальных отходов, места накопления и периодичность вывоза определяются согласно приложению к договору (п.3).
Согласно п.5 договора – дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01 января 2019 года.
Из приложения №1 к договору следует адрес объекта <...>, кафе «Акватория». Место накопления <...>.
Паспортом утилизации отходов предусмотрено – непищевые отходы (мусор) кухонь и организаций общественного питания практически неопасные.
Оплата по договору по обращению с ТКО собственником здания ИП ФИО3 за период с января 2019 года (ежемесячно) следует из представленных актов и платежных поручений на оплату.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен собственником здания, в котором юридическое лицо арендует часть нежилых помещений, что не опровергнуто в ходе производства по делу.
В данном случае имеющиеся по делу доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о том, что ООО «АУРРУМ» нарушило требования действующего законодательства в области окружающей среды при накоплении ТКО и в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства.
В соответствии с положениями частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии п.1 ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица ООО «АУРРУМ» состава вмененного административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению на основании п.1 ч. 1.1 ст.29.9 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «АУРРУМ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной через Черняховский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья С.В. Лунина