ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-138/17 от 30.03.2017 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 5-138/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Пенза 30 марта 2017 года

Судья Ленинского районного суда г. Пензы Журавлева Л.В.,

с участием представителей Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов» ФИО2 и ФИО3, действующего на основании доверенности от 16 января 2017 года,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов», ИНН <***>, КПП 583601001, ОГРН <***> от Дата , учетный Номер , расположенной по адресу: Адрес , ул. ФИО1, Адрес , офис 234,

привлекаемой к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении Номер от Дата должностными лицами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области в отношении Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов», зарегистрированной по адресу: Адрес , ул. ФИО1, Адрес , офис Адрес , проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительным документом, и законодательству Российской Федерации за период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года.

В ходе проверки установлено, что 11 апреля 2015 года организация заключила договор пожертвования Номер с Фондом поддержки средств массовой информации «Среда» (далее Фонд «Среда»), предметом которого являлась передача в качестве пожертвования денежных средств в размере 700 000 рублей для финансирования выпуска (в том числе тиражного), производства и распространения газеты «Улица Московская». 14 апреля 2015 года данные денежные средства поступили на расчетный счет организации. За счет данных денежных средств были оплачены услуги типографии по печати газеты «Улица Московская» (№№ с 11 по 41 на общую сумму 483 730,38 рублей) и выплачена заработная плата штатным сотрудникам и привлеченным лицам по авторским договорам и договорам подряда (216 269,62 рублей). Расходы составили 700 000 рублей, что подтверждается финансовым отчетом, утвержденным исполнительным директором Фонда «Среда». Фонд «Среда» с 2014 года получал иностранное финансированное от WILLET FOUNDATION, зарегистрированного в Республике Кипр (сведения Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу) и 28 июля 2015 года был включен Министерством юстиции РФ в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Таким образом, Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Валентин Мануйлов» получала иностранное финансирование от российского юридического лица - Фонда «Среда», получающего иностранное финансирование с 2014 года.

Кроме того, установлено, что в 2015 году в газете «Улица Московская» регулярно публиковались статьи, освещающие значимые общественно-политические события в Российской Федерации и Пензенской области (газета «Улица Московская» №31 (597) от 28 августа 2015 года статья «Идет ли ползучий путч против ФИО4?», №33 (599) от 11 сентября 2015 года статья «Сценарий для ФИО4»; интервью ФИО2 в программе «Женский стиль» от 25 сентября 2015 года). Финансирование, производство и распространение номеров газеты осуществлялось Автономной некоммерческой организацией «Издательский дом «Валентин Мануйлов», в том числе за счет денежных средств Фонда «Среда». Данные статьи направлены на воздействие путем формирования общественного мнения на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацелены на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны гражданского общества. Таким образом, исходя из исследованных в ходе проверки материалов установлено, что Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Валентин Мануйлов» получала денежные средства от российского юридического лица, получающего денежные средства от иностранных источников, и участвовала в политической деятельности.

В судебном заседании представитель Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов» ФИО2 с протоколом об административном правонарушении не согласился. Пояснил, что летом 2014 года Фонд «Среда» объявил конкурс для средств массовой информации. Газета «Улица Московская», которая не является юридическим лицом, выиграла конкурс. Он, как учредитель данного печатного издания, вправе был получить денежные средства на любое юридическое лицо. 14 апреля 2015 года денежные средства были получены на Автономную некоммерческую организацию «Издательский дом «Валентин Мануйлов» от российской некоммерческой организации Фонд «Среда», которая не была на тот момент признана иностранным агентом. О том, что в распоряжении Росмониторинга находятся данные разведки о том, что Фонд «Среда» получает финансирование от иностранного источника, известно не было. В августе-сентябре 2015 года ему стало известно, что Фонд «Среда» был включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Поскольку денежные средства Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Валентин Мануйлов» получила от российской некоммерческой организации, не являющейся на момент перечисления денежных средств организацией, выполняющей функции иностранного агента, данных о получении финансирования Фонда «Среда» из иностранных источников, не имелось, считает, что оснований для привлечения их к административной ответственности не имеется. Кроме того, указал, что газета «Улица Московская» участвует в общественно-политическом просвещении, оказывает воздействие на гражданское самосознание и общественное мнение, однако не участвует в политической борьбе, так как ни Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Валентин Мануйлов», ни газета «Улица Московская» не принимает участие в борьбе за власть, в борьбе за изменение конституционного строя. Полагает, что деятельность Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов» осуществляется в рамках правового поля, в соответствии с законодательством о средствах массовой информации, о доступе граждан к информации.

Представитель Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов» ФИО3 в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласился, поддержал доводы о невиновности представителя Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов» ФИО2 В дополнение пояснил, что согласно протоколу об административном правонарушении время совершения административного правонарушения Управлением Министерства юстиции РФ по Пензенской области установлено как 12 апреля 2016 года, однако временем совершения длящегося административного правонарушения является время, когда административному органу стало известно о его совершении. Считает, что административным органом не доказано, что длящееся административное правонарушение было обнаружено именно 12 апреля 2016 года, а не 16 марта 2016 года, то есть в момент, когда административный орган получил от ФИО2 документы для проверки и ему стало известно о договоре пожертвования №1 от 11 апреля 2015 года, что, по его мнению, и следует считать временем совершения административного правонарушения. В связи с изложенным, считает, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Указывает, что протокол по делу об административном правонарушении не содержит точного описания административного правонарушения, поскольку административным органом не приводится содержание указанных в протоколе статей, не приводится аргументов, подтверждающих участие Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов» в политической деятельности. Считает дефектом доказательственной базы и нарушением административного регламента внесение изменений Министерством юстиции РФ в распоряжение о включении Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области ФИО5 в судебном заседании подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 9 февраля 2017 года. Пояснила, что объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является невыполнение организацией требований п.7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Полагает, что Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Валентин Мануйлов», заключив 11 апреля 2015 года договор с Фондом «Среда», который получает финансирование из иностранного источника с 2014 года, должна была подать заявление в Министерство юстиции РФ о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Вместе с тем, указала, что на момент получения Автономной некоммерческой организацией «Издательский дом «Валентин Мануйлов» пожертвования в апреле 2015 года Фонд «Среда» не был включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; информация о том, что Фонд «Среда» получает финансирование из иностранного источника с 2014 года, не является общедоступной информацией, имеет гриф «для служебного пользования» и не подлежит публикации в открытых источниках, в распоряжении Министерства юстиции Российской Федерации от 28 июля 2015 года о включении Фонда «Среда» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, информации об иностранном финансировании Фонда с 2014 года не содержалось.

В подтверждение виновности Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, также представлены:

- копия акта проверки Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области Автономной некоммерческой организации «Издательских дом «Валентин Мануйлов» № 12 от 12 апреля 2016 года, согласно которому был проверен период деятельности некоммерческой организации с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года; установлено, что уставная деятельность Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов» соответствует целям, предусмотренным ее учредительными документами, однако осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации, в частности, положений Федерального закона «О некоммерческих организациях» ( л.д. 9-24),

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о регистрации Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов», месте ее нахождения, об участниках (учредителях), лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, о видах деятельности (л.д.25-31),

- копия договора пожертвования № 1 от 11 апреля 2015 года, согласно которому Фонд поддержки средств массовой информации «Среда» в рамках проведения конкурса на получение финансовой поддержки, одним из победителей которого явилась газета «Улица Московская», передает Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов» в качестве пожертвования 700 000 рублей для финансирования выпуска, производства и распространения газеты «Улица Московская» (л.д. 34),

- распечатка сведений реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента, согласно которой Фонд поддержки средств массовой информации «Среда» включен в реестр Дата (л.д.36),

- распечатка сведений реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента, согласно которой Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Валентин Мануйлов» включена в реестр Дата (л.д.37),

- копия распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от Дата Номер -р о включении Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (л.д.38),

- копия распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от Дата Номер -р об изменении распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от Дата Номер -р в части даты на «Дата » (л.д.39),

- выписка по счету Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов», открытому в ОАО Банк «Кузнецкий», согласно которой Дата на расчетный счет Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов» от Фонда поддержки СМИ «Среда» поступили денежные средства в размере 700 000-00 рублей (л.д. 40),

- распечатки статьи «Сценарий для ФИО4», опубликованной в газете «Улица Московская» Номер (599) от Дата , статьи «Идет ли ползучий путч против ФИО4?» (л.д.41-44),

- видеозапись интервью главного редактора газеты «Улица Московская ФИО2 в программе «Женский стиль» в поисках собственного я» (л.д.35),

- копия заключения судебной комплексной психолого-лингвистической (с привлечением специалиста в области политологии) экспертизы от Дата , согласно которому из публикаций «Идет ли ползучий путч против ФИО4?», «Сценарий для ФИО4», размещенных в газете «Улица Московская» и содержащихся, в том числе на сайте http://www.ym-penza.ru/; интервью ФИО2 в программе «Женский стиль» в поисках собственного я», размещенного на сайте http://www/penzainform.ru/television/, следует, что АНО «Издательский дом «Валентин Мануйлов» участвует в политической деятельности в том смысле, в котором это понятие определено в абзаце 2,3 части 5 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; содержание публикаций «Идет ли ползучий путч против ФИО4?», «Сценарий для ФИО4», размещенных в газете «Улица Московская» и содержащихся, в том числе на сайте http://www.ym-penza.ru/; интервью ФИО2 в программе «Женский стиль» в поисках собственного я», размещенного на сайте http://www/penzainform.ru/television/, направлено на воздействие путем формирования общественного мнения на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, нацелено на публичный резонанс и на привлечение внимания со стороны гражданского общества (л.д.47-69).

Исследовав и оценив представленные материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, прихожу к следующему.

В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Указанные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств, то есть любых фактических данных, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из положений статей 2.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Частью 1 статьи 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах: участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий; публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований; вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность; финансирование указанной деятельности.

В соответствии с абзацем вторым пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Таким образом, объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выступает установленный порядок управления в сфере деятельности некоммерческих организаций; объективная сторона рассматриваемого состава заключается в нарушении лицом п.7 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях», а именно совершении действий, нарушающих требования указанного федерального закона по прохождению процедуры и включению в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; субъектом данного правонарушения являются юридические лица, а субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

Как следует из протокола об административном правонарушении, материалов дела об административном правонарушении, 11 апреля 2015 года Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Валентин Мануйлов» заключила договор пожертвования №1 с Фондом «Среда», предметом которого являлась передача в качестве пожертвования денежных средств в размере 700 000,00 рублей для финансирования выпуска (в том числе тиражного), производства и распространения газеты «Улица Московская». 14 апреля 2015 года данные денежные средства поступили на расчетный счет Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов». 28 июля 2015 года Фонд «Среда» был включен Министерством юстиции РФ в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Таким образом, на момент заключения договора пожертвования № 1 от 11 апреля 2015 года и на момент получения указанных денежных средств Автономной некоммерческой организацией «Издательский дом «Валентин Мануйлов» Фонд «Среда» не был включен Министерством юстиции РФ в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Информация о том, что Фонд «Среда» с 2014 года получает иностранное финансирование, как установлено в судебном заседании и не отрицалось в судебном заседании должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не является общедоступной информацией, имеет гриф «для служебного пользования» и не подлежит публикации в открытых источниках.

В распоряжении Министерства юстиции Российской Федерации от 28 июля 2015 года о включении Фонда «Среда» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, информации об иностранном финансировании фонда с 2014 года не содержится.

При таких обстоятельствах, не имеется достаточных оснований полагать, что на момент вменяемого административного правонарушения Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Валентин Мануйлов» обладала информацией об иностранном финансировании Фонда «Среда» на период получения от данного фонда денежных средств (апрель 2015 года) и возникшей в связи с этим обязанности по включению в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и умышленно не исполнила данную обязанность.

Совершение данного правонарушения в иной период, при иных обстоятельствах, лицу, привлекаемому к административной ответственности, не вменяется; документов, подтверждающих получение Автономной некоммерческой организацией «Издательский дом «Валентин Мануйлов» денежных средств от Фонда «Среда» после 28 июля 2015 года (после включения Фонда «Среда» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента), в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах, учитывая, что правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, характеризуется умышленной формой вины, а протокол по делу об административном правонарушении и представленные материалы по делу не позволяют суду сделать вывод о наличии в действиях Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов» умысла на совершение правонарушения, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9. 29.10 Кодекса РФ об административным правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Валентин Мануйлов» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Л.В. Журавлева