ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-138/2021 от 21.01.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-138/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

21 января 2021 г. 180007, <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Грачева Н.Ю., при секретаре Тимофеевой Я.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги» юридический адрес: <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.09.2003,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 22.07.2019 на т /п ЖДПП Посинь Псковской таможни 16 апреля 2019 года для принятия решения о возможности убытия товара с таможенной территории ЕАЭС перевозчиком ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») предоставлены следующие документы: дорожная ведомость №27044779 от 10.04.2019, декларация на товары № 10418010/100419/0089479, инвойс № 1100 от 10.04.2019.

Согласно предоставленных товаросопроводительных документов в вагоне № 59176669 перемещается товар - материалы растительного происхождения, лузга изготовлена по ТУ 10.41.72-010-70316851-2017 (1404900008 код ТН ВЭД ЕАЭС), общее количество грузовых мест товара - 0, общий вес брутто заявленного товара - 56400 кг., вес нетто заявленного товара - 56400 кг.

Декларантом являлось ЗАО «САМАРААГРОПРОМПЕРЕРАБОТКА» (Самарская область, Безенчукский район, п.г.т. ФИО1, Северо-западная пром.зона, 2), отправитель товара АО «Аткарский МЭЗ» (<...>), получатель товара AS «VENTSPILS TIRDZNIECIBAS OSTA» ул. DZINTARU ST 22, VENTSPILS, LV-3401, LATVIA.

После принятия решения таможенным органом об убытии товара с таможенной территории ЕАЭС 16 апреля 2019 года документы и ДТ №10418010/100419/0089479 с соответствующими отметками были переданы перевозчику ОАО «РЖД».

16 апреля 2019 года в ходе комиссионного осмотра железнодорожного вагона № 59176669 установлено, что пломбы отправителя не нарушены, их номера соответствуют данным указанным в ТСД. Пломбы наложены: на штангу верхних загрузочных люков - 1 шт., на три нижних разгрузочных люка -1шт.

В ходе проверки сотрудником пограничной службы ФСБ России возможности доступа к товару установлено, что существует возможность вскрытия верхних загрузочных люков вагона без снятия средств идентификации (пломб). В грузовом отделении вагона выявлены посторонние вложения в виде прямоугольных брикетов, обтянутых черной полимерной пленкой.

В соответствии с требованиями системы управления рисками принято решение о таможенном досмотре товара, перемещаемого в вышеуказанном вагоне, и выдано поручение на таможенный досмотр, в результате которого установлено, что в грузовом отделении вагона №59176669 помимо товара - «лузга» перемещается товар, не заявленный в товаросопроводительных документах и не задекларированный в ДТ №10418010/100419/0089479, а именно: сигареты в твердых пачках серо-сине-голубой расцветки с акцизными марками Республики Беларусь. На пачках имеется маркировка: CAMEL COMPACT ACTIVATE PURPLE, сделано в <...> сигарет с фильтром, содержащим капсулу. Пачки первично упакованы в прозрачную полимерную пленку, образуя блоки, по 10 пачек в каждом, на которых имеются этикетки с информацией: Camel Compact Activate Purple Slim, а так же изображения QR и штрих- кодов. Сигареты перемещались в восьми упаковках, представляющих собой брикеты (4 брикета по 320 пачек сигарет и 4 брикета по 400 пачек сигарет), обернутых черной полимерной пленкой и прозрачным скотчем, под небольшим слоем гранул, черного цвета (лузги). Общее количество выявленного незаявленного товара: 57600 сигарет (2880 пачек, или 288 блоков, или 8 брикетов), общий вес брутто товара - предмета административного правонарушения составляет 46,4 кг.

Таким образом, перевозчиком ОАО «Российские железные дороги» в таможенный орган предоставлены недостоверные сведения о наименовании товара при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза путем предоставления недействительных документов, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП России.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ОАО «Российские железные дороги» уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился.

Представитель Псковской таможни полагал вину перевозчика доказанной материалами дела.

Перечень документов и сведений, представляемых при уведомлении таможенного органа об убытии товаров с таможенной территории Союза, установлен положениями статей 89, 92 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Частью 7 статьи 92 Таможенного кодекса ЕАЭС определено, что лицом, представляющим такие документы и сведения, является перевозчик либо таможенный представитель и иное лицо, действующие от имени и по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств-членов.

Обязанность лица выполнить то или иное требование закона в области

таможенного дела вытекает из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно выполнять установленные законом обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 9 Таможенного кодекса ЕАЭС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены Таможенным кодексом ЕАЭС.

В силу пункта 2 статьи 9 Таможенного кодекса ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС.

Таким образом, обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, является публично-правовой обязанностью и регулируется нормами таможенного права.

В силу положения статьи 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.

Согласно статье 27 Федерального закона от 10.01.2002 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).

Положениями Конвенции о международных железнодорожных перевозках (приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», параграф 1 ст. 11) установлено право перевозчика в любой момент проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в документах, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет в соответствии с частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Вина перевозчика ОАО «Российские железные дороги» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, помимо протокола об административном правонарушении № 10209000-1277/2020 от 22.07.2019, составленного в установленном законом порядке, подтверждается:

- товаросопроводительными документами: дорожная ведомость № 27044779 от 10.04.2019, декларация на товары № 10418010/100419/0089479, инвойс № 1100 от 10.04.2019, согласно которых в вагоне № 59176669 перемещался товар - материалы растительного происхождения, лузга изготовлена по ТУ 10.41.72-010-70316851-2017, общее количество грузовых мест товара - 0, общий вес брутто заявленного товара - 56400 кг, вес нетто заявленного товара - 56400 кг.

- актом таможенного досмотра №10209140/180419/000117, из которого следует, что в грузовом отделении вагона № 59176669 помимо товара - «лузга» перемещается товар, не заявленный в товаросопроводительных документах и не задекларированный в ДТ № 10418010/100419/0089479, а именно: сигареты в твердых пачках серо-сине-голубой расцветки с акцизными марками Республики Беларусь. На пачках имеется маркировка: CAMEL COMPACT ACTIVATE PURPLE, сделано в <...> сигарет с фильтром, содержащим капсулу. Пачки первично упакованы в прозрачную полимерную пленку, образуя блоки, по 10 пачек в каждом, на которых имеются этикетки с информацией: Camel Compact Activate Purple Slim, а так же изображения QR и штрих-кодов. Сигареты перемещались в восьми упаковках, представляющих собой брикеты (4 брикета по 320 пачек сигарет и 4 брикета по 400 пачек сигарет), обернутых черной полимерной пленкой и прозрачным скотчем, под небольшим слоем гранул, черного цвета (лузги). Общее количество выявленного незаявленного товара: 57600 сигарет (2880 пачек, или 288 блоков, или 8 брикетов), общий вес брутто товара - предмета административного правонарушения составляет 46,4 кг.

- объяснением перевозчика ОАО «Российские железные дороги» от 29.05.2019 из которых следует, что погрузка товара производилась силами грузоотправителя, перевозчик в погрузочных мероприятиях участия не принимал.

- показаниями свидетеля ФИО2, работающего приемосдатчиком груза и багажа отдела коммерческого осмотра станции Себеж ОАО «РЖР» от 04.06.2019, который пояснил, что в его должностные обязанности входит осуществление осмотра вагонов при их прибытии и убытии на ( со) станции Себеж в соответствии с должностной инструкцией. 16.04.2019 по прибытию поезда №2653 им был проведен коммерческий осмотр вагона № 59176669 совместно с приемосдатчиком груза и багажа - ФИО3 Осмотр проводился визуально «с земли». Люки вагона осматривались с помощью специального программного средства «АСКОПВ». ЗПУ на вагоне соответствовали документам и были исправны. При осмотре он руководствовался Правилами коммерческого осмотра ЦМ-360 и обращал внимание на целостность и исправность кузова и устройств вагона, на целостность ЗПУ и соответствие на них контрольных знаков. При осмотре вагона № 59176669 нарушений устновлено не было. Заводская конструкция вагона № 59176669 не допускает возможность вскрытия загрузочного люка вагона и помещение внутрь него чего-либо без нарушения пломб, установленных отправителем. Доступ к товару, находящемуся в железнодорожном вагоне №59176669, путем вскрытия загрузочного люка вагона без снятия средств идентификации невозможен. По факту наличия в вагоне № 59176669 товара сигареты, незаявленного в ТСД, он пояснить ничего не может.

-показаниями свидетеля приемосдатчика груза и багажа отдела коммерческого осмотра станции Себеж ОАО «РЖД» ФИО4, который дал аналогичные показания.

22.04.2019 товар, являющейся предметом административного правонарушения, «сигареты с фильтром» в твердых пачках серо-сине-голубой расцветки с акцизными марками Республики Беларусь. На пачках имеется маркировка: CAMEL COMPACT ACTIVATE PURPLE, сделано в <...> сигарет с фильтром, содержащим капсулу. Всего 2880 пачек (минус 2 пачки, которые были изъяты для исследования на предмет контрафактности) или 57600 сигарет (минус 40 сигарет) изъят и по акту-приема передан на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств в Псковской таможне по адресу: <...>

Оценив исследованные доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья признает их допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными доказательствами, свидетельствующими о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ, выразившегося в предоставлении товаросопроводительных документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании товара и о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию таможенного союза.

Согласно ст. 2.1 КоАП России административным правонарушением признаётся противоправное виновное действие (бездействие) физического либо юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Бездействием является виновное общественно вредное противоправное пассивное поведение, выражающееся в не совершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него обязанностей.

В рассматриваемом случае 16.04.2019 по прибытию железнодорожного вагона №59176669 в составе поезда № 2653 в ПЗТК таможенного поста ЖДПП Посинь представителями перевозчика ОАО «РЖД» на станции «Себеж» (работники ПКО) ФИО2, ФИО3 в соответствии с графиком обработки экспортного поезда, утвержденным Технологической схемой организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожном временном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации «Себеж» был осуществлен его коммерческий осмотр до предоставления документов в таможенный орган.

Таким образом, перевозчик ОАО «РЖД» моло выявить возможность вскрытия верхних загрузочных люков вагона №59176669 без снятия средств идентификации (пломб), обнаружить незаявленный товар - «сигареты» и предоставить на него таможенному органу документы и сведения необходимые для выдачи разрешения на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС.

Из вышеизложенного следует, что, перевозчик ОАО «РЖД», проведя обязательный осмотр вагона №59176669, при его прибытии на станцию «Себеж», имел реальную возможность проверить доступ к грузу и самостоятельно выявить товар, сведения о котором отсутствовали в ТСД. Однако это не сделал и представил документы в таможенный орган для убытия товара «материалы растительного происхождения, лузга» с таможенной территории ЕАЭС, не представив документы на товар «сигареты», а значит своими законными правами и установленными обязанностями для соблюдения таможенного законодательства в полной мере не воспользовался.

Учитывая, что все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.

У перевозчика ОАО «РЖД» имелась фактическая возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС, в том числе путем принятия вышеуказанных мер, при этом перевозчиком не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Перевозчик не осуществил должный и необходимый контроль, тогда как у него была реальная возможность не допустить совершения данного административного правонарушения, то есть им было допущено противоправное бездействие.

При назначении наказания судья учитывает обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих обстоятельств, наличие отягчающего обстоятельства в виде повторного совершения однородного правонарушения, и полагает, что назначение наказания конфискации предметов административного правонарушения будет являться справедливым, соответствующим целям наказания, определенным в ст. 3.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать перевозчика ОАО «Российские железные дороги», юридический адрес: <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.09.2003, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить в виде конфискации предмета административного правонарушения: сигареты в твердых пачках серо-сине-голубой расцветки с акцизными марками Республики Беларусь. На пачках имеется маркировка: CAMEL COMPACT ACTIVATE PURPLE, сделано в <...> сигарет с фильтром, содержащим капсулу. Пачки первично упакованы в прозрачную полимерную пленку, образуя блоки, по 10 пачек в каждом, на которых имеются этикетки с информацией: Camel Compact Activate Purple Slim, а так же изображения QR и штрих-кодов. Сигареты перемещались в восьми упаковках, представляющих собой брикеты (4 брикета по 320 пачек сигарет и 4 брикета по 400 пачек сигарет), обернутых черной полимерной пленкой и прозрачным скотчем, под небольшим слоем гранул, черного цвета (лузги), всего 2880 пачек (минус 2 пачки, которые были изъяты для исследования на предмет контрафактности) или 57600 сигарет (минус 40 сигарет), который передан на ответственное хранение в камеру вещественных доказательств Псковской таможни по адресу: <...>.

Исполнение наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения возложить на Псковскую таможню, обязав таможенный орган передать конфискованное имущество территориальному органу Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.Ю. Грачева