Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
13 октября 2017 года г. Симферополь
Судья Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым Камынина В.Ф., при ведении протокола судебного заседания секретарём Андренко Е.А., при участии представителей юридического лица – ФИО4, ФИО5, представителя административного органа – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Ялтинский зоопарк «Сказка» (ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной по ч. 1 ст. 18.15 КоАП Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении №, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения административного расследования, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт повторного привлечения ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 00 мин. ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка», в лице директора ФИО8 по адресу: <адрес> на территории структурного подразделения ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» - Парк львов Тайган» к трудовой деятельности в качестве рабочего по уходу за животными гражданина Украины ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ рождении, который осуществлял трудовую деятельность в отсутствии у него патента, чем были нарушены положения ст. 13 и ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В судебном заседании представители ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, просили производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с ответствуем в действиях ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Пояснили, что гражданин Украины ФИО1 не осуществлял трудовую деятельность, а выполняя работу как волонтер. Указанное, также подтверждается вступившим в законную силу постановлением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.
Представитель административного органа – ФИО2, пояснила, что в ходе проведения административного расследования был установлен факт повторного привлечения на территории структурного подразделения ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» - Парк львов Тайган» к трудовой деятельности в качестве рабочего по уходу за животными гражданина Украины ФИО1 при отсутствии у него патента. Собранные по делу доказательства в полной мере подтверждают вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
В целях полного, всестороннего выяснения обстоятельств дела в судебное заседание вызывались свидетели ФИО9, ФИО1, ФИО6, в адрес суда возвращены конверты с отметкой «истек срок хранения». ФИО7, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, допросив свидетеля, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с Федеральным законом, либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к названной норме под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Как усматривается из административного материала, ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» (ОГРН <***>) зарегистрировано по адресу: <адрес>А.
Структурным подразделением (филиалом) общества является ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» -Парк львов Тайган», которое зарегистрировано по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ, при проведении проверочных мероприятий, сотрудником ОВМ ОМВД России по <адрес>, совместно с сотрудниками Белогорского межрайонного следственного отдела ГСУ СК РФ по <адрес> была проведена выездная проверка соблюдения миграционного законодательства в структурном подразделении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» -Парк львов Тайган», на территории которой был установлен гражданин Украины ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляющий трудовую деятельность в качестве рабочего по уходу за животными в отсутствии у него патента.
Указанное послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения административного расследования в отношении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 настоящего Кодекса).
Из письменных пояснений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ он приехал в <адрес> в «Парк львов Тайган». Проживал на территории зоопарка в домике №, где работал в качестве разнорабочего по уходу за животными. По вопросу получения разрешения на осуществление трудовой деятельности в органы миграционной службы не обращался. ДД.ММ.ГГГГ с письменного разрешения директора ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» -Парк львов Тайган» ФИО8 в присутствии двух понятых сотрудниками полиции был произведен осмотр жилого домика № где он проживал и вольера для животных, где он осуществлял кормление животных, уборку прилегающей территории. При трудоустройстве написал заявление о приеме на работу в качестве волонтера, заработную плату в денежной форме не получал, в качестве вознаграждения бесплатно проживал и питался на территории «Парк львов Тайган».
Данные пояснения ФИО1 согласуются с письменными пояснениями ФИО6, ФИО7, которые были даны в рамках административного расследования и предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, в порядке ст. 17.9 КоАП РФ.
В судебном заседании директор ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» -Парк львов Тайган» ФИО8 пояснила, что ФИО1 проживал на территории «Парк львов Тайган» в домике № и работал в качестве разнорабочего по уходу за животными. Указанное помещение было предоставлено волонтерам, где они могли отдохнуть, переодеться. В обязанности ФИО1 входило кормление животных и уборка прилегающей территории. В ноябре 2016 года ФИО1 написал заявление о принятии его на работу в качестве волонтера. Трудовой договор с ФИО1 не заключался. ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками полиции был произведен осмотр жилого помещения № и вольера для животных, где он осуществлял кормление животных, уборку прилегающей территории. Заработную плату ФИО1 не получал, ему бесплатно было предоставлено помещение для отдыха и питание.
Устные показания ФИО8 не противоречат ее письменным объяснениям, данным должностному лицу также после предупреждения об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ.
Возражая против привлечения ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» к административной ответственности представители указали, что ФИО1 на территории зоопарка осуществлял волонтерскую, а не трудовую деятельность.
Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13, статьей 18 Закона N 115-ФЗ работодатель имеет право привлекать и использовать труд иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, за исключением случаев, установленных законом, когда иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения.
В соответствии со статьей 2 Закона N 115-ФЗ разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.
Отсутствие письменного договора между фактическим работодателем и наемным работником - иностранным гражданином не является основанием для освобождения от ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно ст. 5 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).
В ст. 1 указанного Закона установлено, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданами или юридическими лицами имущества, в том числе денежные средства, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Согласно статье 2 названного Закона благотворительная деятельность осуществляется, в том числе в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности.
Основной чертой благотворительности при этом является свободный и непринужденный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи. Иными словами, благотворительная деятельность осуществляется путем добровольной, бескорыстной, безвозмездной передачи гражданам или юридическим лицам имущества, денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг.
Ст. 4 данного Закона посвящена установлению общих гарантий и принципов осуществления благотворительной деятельности. В частности, она гарантирует право каждого на осуществление благотворительной деятельности. Благотворительная деятельность осуществляется гражданами и юридическими лицами. Изложенные положения Закона свидетельствует о том, что любой гражданин вправе заниматься благотворительной деятельностью в любой форме, указанной в законе, а также быть добровольцем, осуществляющим благотворительную деятельность.
В силу ст. 22 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право выступать участниками благотворительной деятельности на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Данный закон не содержит ограничений на занятие благотворительной деятельностью исходя из национальной (гражданской) принадлежности юридических и физических лиц.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что материалы дела не содержат достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих факт осуществления ФИО1 трудовой деятельности на момент проведения проверки.
Из имеющихся в материалах дела фотографий, а также письменных пояснений не усматривается, что ФИО1 осуществлял какую -либо трудовую деятельность на территории зоопарка. При этом факт нахождения ФИО1ДД.ММ.ГГГГ непосредственно на территории «Парка львов Тайган» не свидетельствует о наличии сложившихся между ним и Обществом трудовых отношениях.
При этом, следует отметить, что вступившим в законную силу постановлением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП Российской Федерации в связи с ответствуем в действиях Общества состава административного правонарушения. В ходе рассмотрения данного дела, судом был установлен факт осуществления ФИО1 волонтерской, а не трудовой деятельности на территории ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» - Парк львов Тайган» в феврале 2017 года.
Вместе с тем, доводы представителей Общества о том, что данные обстоятельства уже были установлены в ранее рассмотренном деле, суд считает не состоятельными, поскольку выездная проверка соблюдения миграционного законодательства была проведена в структурном подразделении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» - Парк львов Тайган» в иной период – в июне 2017 года, по результатам которой было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования. При этом факт наличия или отсутствия трудовых отношений подлежит установлению в рамках данного административного дела.
Довод представителя контролирующего органа о том, что вина ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» подтверждается, в том числе протоколом дополнительного допроса свидетеля ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что он осуществлял трудовую деятельность в ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» - Парк львов Тайган», получал заработную плату, нельзя признать обоснованным, поскольку имеющиеся в деле письменные объяснения ФИО1, полученные старшим следователем Белогорского межрайонного следственного отдела ГСУ СК РФ по РК в рамках предварительного расследования по уголовному делу № не содержат сведений, относящихся к периоду совершения ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» описанного выше административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Аналогичные положения содержатся в п. 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях".
Из содержания пункта 1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.9-29.10 КоАП РФ, суд, –
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ялтинский зоопарк «Сказка» прекратить в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым.
Судья В.Ф. Камынина