ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-139/18 от 07.08.2018 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 5-139/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 августа 2018 года город Ярославль

Судья Ленинского районного суда города Ярославля Плотникова Л.В.,

при участии прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ярославской области Бекеневой Е.В.,

с участием защитника Овчаровой Е.А.,

при секретаре Смирновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, главного специалиста отдела контроля предоставления коммунальных услуг департамента государственного жилищного надзора Ярославской области, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Ярославской области проведена проверка соблюдения департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - Департамент) законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора). Проверка показала, что ДД.ММ.ГГГГ в Департамент поступило обращение Г.С.Г. по вопросу отказа ООО «<данные изъяты>» в перерасчете платы за горячее водоснабжение. В рамках рассмотрения указанного обращения ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в адрес ООО «<данные изъяты>» направлен запрос, по которому получателю в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо представить в контролирующий орган заверенные в установленном порядке копии следующих документов: договор с ПАО «<данные изъяты>» на предоставление теплоэнергии (горячего водоснабжения) по дому <адрес>, пояснения о непредоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению в летний период в указанном доме, акт об отсутствии коммунальной услуги по горячему водоснабжению в доме, причины непроведения перерасчета за горячее водоснабжение. Во исполнение указанного запроса директором ООО «<данные изъяты>» в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ с запрашиваемыми сведениями и соответствующими документами.

Учитывая изложенное, при истребовании ДД.ММ.ГГГГ информации в рамках рассмотрения обращения Г.С.Г. ФИО1, находясь по адресу: <адрес>, фактически провела внеплановую документарную проверку в отношении ООО «<данные изъяты>». При этом в нарушение требований закона распоряжение (приказ) о проведении внеплановой документарной проверки не издавалось. Таким образом, действия должностного лица при истребовании информации в отсутствие соответствующего распоряжения образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении главного специалиста отдела контроля предоставления коммунальных услуг департамента жилищного надзора Ярославской области ФИО1

Прокурор Бекенева Е.В. в судебном заседании постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 поддержала.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена.

Защитник Овчарова Е.А. в судебном заседании возражала против привлечения ФИО1 к административной ответственности, пояснила, что ФИО1 направляла запросы в рамках предварительной проверки, предусмотренной ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Часть 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.

Основанием для возбуждения в отношении главного специалиста отдела контроля предоставления коммунальных услуг департамент государственного жилищного надзора Ярославской области ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, явилось выявленное по результатам проведения прокуратурой Ярославской области проверки соблюдения требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) нарушение порядка проведения внеплановой документарной проверки.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), установлен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок (документарных или выездных).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (пункт 4 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (пункт 2 статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ).

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

Нарушение требований, предусмотренных пунктом 1 статьи Федерального закона № 294-ФЗ (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля), является грубым нарушением (подпункт 4 пункта 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ).

ДД.ММ.ГГГГ в Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области поступило обращение Г.С.Г. по вопросу отказа ООО «<данные изъяты>» в перерасчете платы за горячее водоснабжение.

В связи с рассмотрением данного обращения главным специалистом отдела контроля предоставления коммунальных услуг ФИО1 в адрес ООО «<данные изъяты>» был направлен запрос № <данные изъяты> документов и сведений, а именно: договор с ПАО «<данные изъяты>» на предоставление теплоэнергии (горячему водоснабжению) по дому, пояснения о непредоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению в летний период в доме, акт об отсутствии коммунальной услуги по горячему водоснабжению в доме, причины непроведения перерасчета за горячее водоснабжение.

Суд полагает, что ФИО1 фактически была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «<данные изъяты>». Однако распоряжения (приказа) о проведении внеплановой выездной документарной проверки не издавалось.

Действия ФИО1 при истребовании информации в отсутствие соответствующего распоряжения (приказа) образуют объективную сторону вмененного ей в вину административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Довод ФИО1, приведенный в письменных объяснениях, о том, что документы и сведения по вопросу отказа в перерасчете платы за горячее водоснабжение запрашивались в рамках рассмотрения письменного обращения Г.С.Г. в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59), в соответствии с которым должностное лицо наделено полномочиями по запросу документов и других материалов, не может быть принят во внимание.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Федерального закона № 59 государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.

Данная норма не предусматривает возможность направления должностным лицом запросов в адрес юридических лиц при рассмотрении обращений граждан. Порядок истребования документов и материалов у юридических лиц регламентируется Федеральным законом № 294.

Защитник Овчарова Е.А. ссылается на то, что ФИО1 была проведена предварительная проверка в соответствии с частью 3.2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ. Суд отклоняет данный довод, поскольку согласно части 3.2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ в ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. Соответственно, указанная норма не наделяет должностное лицо полномочием по запросу документов и сведений у юридического лица.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Федерального закона, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

В приказе о проведении внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ не указано, что проверка проводится по результатам предварительной проверки.

Таким образом, ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административном правонарушении, выразившееся в грубом нарушении требований законодательства о государственном контроле (надзоре), а именно: в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Срок привлечения ФИО1 к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется.

Основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным отсутствуют.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, данных о личности ФИО1, ее имущественного положения, суд полагает, что цели административного наказания будут достигнуты при назначении штрафа в минимальном размере.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля в течении 10 суток со дня вручение или получения его копии.

Судья Л.В. Плотникова

Штраф должен быть оплачен в течение 60 суток со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Квитанция об уплате штрафа должна быть представлена в суд, вынесший постановление.