ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-139/19 от 18.10.2019 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 5-139/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ярославль 18 октября 2019 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Логвинова Е.С., при секретаре Конаевой Е.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Феникс», <данные изъяты>, юридический адрес: <...>/2 лит А1 этаж 2, сведения о привлечении к административной ответственности отсутствуют,

у с т а н о в и л:

Прокурором Кировского района г.Ярославля старшим советником юстиции ФИО 1 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Феникс» <данные изъяты>, 02.08.2019 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Феникс» переименовано в Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Феникс» (далее – ООО «СЗ «Феникс»).

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что прокуратурой Кировского района г. Ярославля проведена проверка по обращению депутата Ярославской областной Думы ФИО 2 о законности сноса (демонтажа) здания, расположенного по адресу: <...>. В ходе проверки установлено, что по сведениям Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области здание, располагавшееся по адресу: <адрес>, объектом культурного наследия не являлось. В соответствии с выпиской из ЕГРН от 29.04.2019 года № 99/2019/259609566, а также техническим паспортом на здание, год его постройки <данные изъяты>, объект имеет статус «исторического здания». Установлено, что <данные изъяты>, располагавшееся по адресу: <адрес>, кадастровый , до своего сноса находилось в собственности ООО «СЗ «Феникс» (до переименования до 06.09.2019 года – ООО «Феникс»), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки собственником здания представлена техническая документация (для узаконения) на здание <данные изъяты><данные изъяты> по адресу: <адрес>, согласно которой год постройки здания - <данные изъяты>, вид внутренней отделки - улучшенная. Вместе с тем, указанная выше техническая документация в государственном кадастровом учете недвижимого имущества отсутствует. В связи с тем, что представленная для узаконения техническая документация не была зарегистрирована в установленном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке, сведения об объекте <данные изъяты> постройки отсутствуют, годом постройки действующего объекта - <адрес> - следует считать <данные изъяты> год. Указанное здание не являлось объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, не было включено в список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Располагалось за пределами границ территории объекта всемирного наследия и его буферной зоны. Вместе с тем, в соответствии с Проектом зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) г. Ярославля, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 22.06.2011 года № 456-п (далее - Проект зон охраны), указанное здание находилось в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (подзона ЗР3.4, участок ЗРЗ.4.2). На основании Проекта зон охраны здания различных исторических периодов, построенные до <данные изъяты>, являются историческими зданиями. 13.05.2019 года собственником - ООО «Феникс» принято решение о сносе здания по адресу: <адрес>, в связи с его ветхим состоянием. 22.04.2019 года между ООО «Феникс» и <данные изъяты> заключен договор на производство демонтажных работ. В соответствии с условиями договора, подрядчик принял на себя обязательство выполнить: устройство временного проезда для большегрузной техники; снос объекта; демонтаж фундамента снесенного здания и вывоз с утилизацией; вывоз строительного мусора и отходов за пределы строительной площадки с утилизацией и иные виды работ. В период с 5 по 6 мая 2019 года уполномоченной собственником организацией произведена поэлементная полная комплексная разборка всех конструкций здания - снос (демонтаж) здания. Вместе с тем, собственник здания за письменным разрешением уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия на его снос (демонтаж) не обращался, что является нарушением Градостроительного кодекса РФ, ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 26.04.2019 года № 509. У ООО «Феникс» имелась возможность соблюсти установленные правила и нормы путем обращения в уполномоченный орган за получением разрешения на осуществление работ, его права в этом никем и никак ограничены не были, но юридическое лицо самостоятельно не воспользовалось указанной возможностью. В данном случае юридическое лицо пренебрегло возложенными на него обязанностями по соблюдению порядка сохранения объекта, имеющего историческую и культурную ценность. Выявленное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Кваша Н.Е. сведения, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении поддержала, полагала вину ООО «СЗ «Феникс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, подтвержденной собранными по делу об административном правонарушении доказательствами. Дополнительно пояснила, что сведения о проведенной реконструкции в ЕГРН зарегистрированы не были.

Защитник ООО «СЗ «Феникс» по доверенности ФИО1 в судебном заседании представил письменную позицию по делу, дал аналогичные пояснения. Дополнительно пояснил, что здание было реконструировано. Обязанность по узаконению (регистрации) после проведенной реконструкции была возложена в соответствии с Постановлением мэра г.Ярославля от 12.02.2002 года №310 на должностных лиц мэрии г.Ярославля, в связи с чем нарушений в действиях ООО «СЗ «Феникс» не имеется.

Заслушав явившихся лиц, пояснения допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО 3, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 7.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.

В соответствии с п.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п.1 ст.34 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта; необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с п.1 ст. 10 Закона Ярославской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области» №25-з от 05.06.2008 года границы зон охраны объектов культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются Правительством Ярославской области в соответствии с Федеральным законом на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении государственной историко -культурной экспертизы.

Постановлением Правительства Ярославской области №456-п от 22.06.2011 года «Об утверждении проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) г. Ярославля» утвержден Проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) г. Ярославля (далее - Проект зон охраны).

В соответствии с указанным Проектом, здания различных исторических периодов, построенные до 1957 года и расположенные в зонах охраны объектов культурного наследия, являются историческими зданиями.

В соответствии с пунктом 4.1 части 4 Проекта зон охраны запрещается снос (демонтаж) исторических зданий, строений, сооружений без письменного разрешения органа охраны объектов культурного наследия и проведения историко-культурной экспертизы на предмет наличия признаков объекта культурного наследия.

В соответствии с Проектом зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) г. Ярославля, утвержденным Постановлением Правительства Ярославской области от 22.06.2011 года № 456-п, (раздел 6) Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ состоит из 4 подзон: ЗР3.1,ЗР3.2, ЗРЗ.З,ЗР3.4.

На территории зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности действует общий регламент с особыми требованиями для подзон и участков.

Запрещается: снос (демонтаж) исторических зданий, строений, сооружений без письменного разрешения органа охраны объектов культурного наследия и проведения историко-культурной экспертизы на предмет наличия признаков объекта культурного наследия.

Таким образом, для осуществления сноса (демонтажа) нежилого здания по адресу: <адрес>, требовалось провести историко-культурную экспертизу на предмет наличия у здания признаков объекта культурного наследия и получить письменное разрешение Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области.

Доказательств обращения собственника здания - ООО «СЗ «Феникс» за письменным разрешением уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия на его снос (демонтаж) в материалы дела не представлено.

Между тем, 13.05.2019 года собственником ООО «СЗ «Феникс» принято решение о сносе здания по адресу: <адрес>, в связи с его ветхим состоянием.

22.04.2019 года между ООО «Феникс» и <данные изъяты> заключен договор на производство демонтажных работ.

В соответствии с условиями договора, подрядчик принял на себя обязательство выполнить: устройство временного проезда для большегрузной техники; снос объекта; демонтаж фундамента снесенного здания и вывоз с утилизацией; вывоз строительного мусора и отходов за пределы строительной площадки с утилизацией и иные виды работ.

В период с 5 по 6 мая 2019 года уполномоченной собственником организацией произведена поэлементная полная комплексная разборка всех конструкций здания - снос (демонтаж) здания.

Указанные обстоятельства подтверждаются решением о сносе ООО «Феникс» от 13.05.2019 года, Договором на выполнение демонтажных работ №1 от 22.04.2019 года, проектной документацией «Проект по организацией работ по с носу или демонтажу объектов капитального строительства», уведомлением <данные изъяты> о завершении работ по демонтажу, фотоматериалами, техническим паспортом здания, выписками из ЕГРН.

Согласно диспозиции ст. 7.14 КоАП РФ ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц, предусмотренная данной статьей, наступает в случае организации или проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия.

Объективная сторона правонарушения состоит в организации или проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно

Выявленное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ.

Таким образом, установлено, что ООО «СЗ «Феникс», пренебрег возложенными на него обязанностями по соблюдению порядка сохранения объекта, имеющего историческую и культурную ценность, допустил нарушение требований пункта 4.1 части 4 Проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) г.Ярославля, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 22.06.2011 года № 456-п, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.7.14 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «СЗ «Феникс» указанного административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.08.2019 года; техническим паспортом здания, выписками из ЕГРН, решением о сносе ООО «Феникс» от 13.05.2019 года, Договором на выполнение демонтажных работ №1 от 22.04.2019 года, проектной документацией «Проект по организацией работ по с носу или демонтажу объектов капитального строительства», уведомлением <данные изъяты> о завершении работ по демонтажу, фотоматериалами.

Не доверять представленным доказательствам оснований не имеется, они являются достоверными и достаточными для вывода о виновности ООО «СЗ «Феникс» в совершении указанного выше административного правонарушения; нарушений требований закона при их получении не установлено.

Из представленного в материалы дела Заключения по объекту недвижимости (нежилого здания), расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , следует, что первичная запись по данному объекту капитального строительства значится в учетной карточке на строение с годом постройки – <данные изъяты>. Из материалов инвентарного дела следует, что незначительные изменения в строении были произведены в <данные изъяты> году, что отражено в учетной карточке строения <данные изъяты> года (изменения наименования улицы, на первом этаже строения кладовая переведена из разряда «складочных» помещений в разряд «служебных (подсобных)» помещений). Остальные параметры оставлены без изменений. В материалах инвентарного дела значится, что в 2000 году на основании Постановления мэра г.Ярославля от 04.12.2000 года №2816, разрешается произвести разработку проекта реконструкции здания бывшего детского сада по <адрес>, под учебный корпус с определением площади и границ земельного участка. Постановлением мэра г.Ярославля от 12.02.2002 года №310, собственнику здания (негосударственному некоммерческому образовательному учреждению «Институту управления»), предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га в аренду на период реконструкции бывшего здания детского сада под учебный корпус по <адрес>, в Кировском районе. Проект реконструкции разработан <данные изъяты> и согласован главным архитектором города Ярославля (Приказ главного архитектора г.Ярославля от 30.11.2001 года №497). Постановлением мэра г.Ярославля от 28.03.2002 года №864, утвержден акт приемки в эксплуатацию после реконструкции здания под учебный корпус общей площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>, выполненной негосударственному некоммерческому образовательному учреждению «Институт управления» подрядной организацией <данные изъяты>. Изменения строения отражены в учетно-технических материалах органа, осуществляющего государственный технический учет капитальных строений и владеющего архивом БТИ извещение от 22.11.2005 года №1881, изменения площади нежилого здания <данные изъяты> в результате реконструкции: общая площадь <данные изъяты> кв.м. Сведения по данному зданию переданы из Ярославского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в Росреестр. После проверки переданных сведений по зданию, данному объекту недвижимости присвоен индивидуальный кадастровый , с указанием площади объекта капитального строительства (ОКСа) – <данные изъяты> кв.м., завершение строительства - <данные изъяты> год. По состоянию на июль 2019 году проведено обследование фундамента здания, по результатам которого сделан вывод о том, что фундамент находится в аварийном состоянии.

В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля ФИО 3 выводы, изложенные в вышеуказанном заключении подтвердил, указав, что в материалах инвентарного дела имеется Постановление мэра г.Ярославля, где было разрешено проектирование и реконструкция данного строения. Реконструкция – это изменение основных параметров строения, либо изменение функционального назначения строения. Данное строение было переделано из детского сада под учебное здание – Международный институт управления. После этого на основании решения органов местного самоуправления, данное здание было введено в эксплуатацию после завершения реконструкции. При этом изменилось назначение строения (из детского сада в учебное учреждение), и изменилась площадь строения более чем на <данные изъяты>. В соответствии с последней выпиской из портала Росреестра данных об объекте недвижимости в режиме онлайн свидетельствуют о том, что характеристики данного объекта были переданы на момент последней технической инвентаризации после завершения реконструкции данного здания.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции до 01.01.2017 года) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.

Порядок кадастрового учета установлен главой 3 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции до 01.01.2017 года). Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции до 01.01.2017) кадастровый учет объекта осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Законом для осуществления такого учета документов, перечисленных в статье 22 этого Закона, к которым, в том числе, отнесен технический план здания, сооружения, помещения.

Согласно ст.41 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции до 01.01.2017 года) технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости.

Пунктом 23 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции до 01.01.2017) к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, подлежащим внесению в государственный кадастр недвижимости, отнесены сведения о годе ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства или годе завершения его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение.

Согласно пункту 18 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с 01.01.2017 регулирующего отношения, связанные с кадастровым учетом, в кадастр недвижимости вносятся в качестве основных сведений об объекте недвижимости сведения о годе ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо годе завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается.

Между тем, в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии техническая документация по реконструкции здания в установленном действующим законодательством порядке зарегистрирована не была.

Согласно технического паспорта БТИ год постройки здания – <данные изъяты> год.

Доводы защитника ООО «СЗ «Феникс» о возложении обязанности по регистрации реконструированного объекта на мэрию г.Ярославля являются необоснованными. Исходя из буквального содержания Постановления мэра г.Ярославля от 12.02.2002 года №310 следует, что обязанность по вводу в эксплуатацию и государственной регистрации объекта реконструкции возложена на заказчика <данные изъяты>.

Информация ГУПТИ и УН по Ярославской области от 22.11.2005 года содержит сведения о произведенной реконструкции. Однако данная информация предоставлена для предъявления в Управление Росреестра по Ярославской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, признаю ООО «СЗ «Феникс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, поскольку юридическое лицо не приняло все зависящие от него меры к исполнению требований законодательства по соблюдению порядка сохранения объекта, имеющего историческую и культурную ценность.

У ООО «СЗ «Феникс» имелась возможность соблюсти установленные правила и нормы путем обращения в уполномоченный орган за получением разрешения на осуществление работ, его права в этом никем и никак ограничены не были.

При назначении наказания учитываю характер совершенного правонарушения, имущественное положение виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Феникс», <данные изъяты>, юридический адрес: <...>/2 лит А1 этаж 2, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Банковские реквизиты для уплаты штрафа: <данные изъяты>.

В силу ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.

В соответствии с ч.1 ст.31.9 КоАП РФ срок предъявления постановления для исполнения 2 года со дня его вступления в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток с момента получения или вручения его копии.

Судья Е.С. Логвинова