ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 июля 2012 года г.Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя
в составе:
председательствующего судьи Рудакова В.П.,
при секретаре Моновой Л.Н.
с участием:
государственного инспектора Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями ФИО1
ректора негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский финансово-экономический институт» ФИО2
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда материалы в отношении юридического лица - негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский финансово-экономический институт» о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
В период времени с 18 июня 2012 года по 27 июня 2012 года по адресу: <...>, на основании приказов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.06.2012г. №782 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» от 25.06.2012г. №820 «О внесении изменений в приказы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.06.2012г. №779, 780, 781, 782, 785 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица»» комиссией Рособрнадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский финансово-экономический институт».
В ходе проверки выявлены нарушения лицензионных требований и условий, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности. Факты, установленные проверкой явились основанием для составления протоколов №26/ГР/Л от 26 июня 2012 года, №27/ГР/Л от 26 июня 2012 года, №27/ГР/М/П от 27 июня 2012 года, №27/ГР/Л/к от 27 июня 2012 года, №27/ГР/ УМД от 27 июня 2012 года, в отношении юридического лица - негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский финансово-экономический институт» по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением суда от 26 июля 2012 года вышеуказанные протоколы были объединены в одно производство.
При проведении проверки установлено:
Протоколом №26/ГР/Л от 26 июня 2012 г. установлен факт нарушений пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 №174, выразившийся в том, что образовательный процесс согласно заявленным документам организован в зданиях и помещениях общей площадью 2688,90 кв.м., расположенных по адресам: ул.Ленина, д.267, г.Ставрополь, нежилое здание общей площадью 2688,90 кв.м., принадлежащие институту на праве собственности.
При фактическом осмотре здания, расположенного по адресу: ул.Ленина, д.267, г.Ставрополь, нежилых помещений первого, второго, третьего, четвертого, пятого этажей и мансарды, общей площадью 2688,90 кв.м. установлено, что в помещениях 1-го этажа № 3, 21, 22 (согласно технического паспорта на здание) общей площадью 52,32 кв.м. отсутствуют оборудование учебных кабинетов, в помещениях 5-го этажа № 14 общей площадью 2,56 кв.м. отсутствуют оборудование учебного кабинета, в помещениях мансардного этажа № 3, 14, 16 общей площадью 85,4 кв.м. отсутствуют оборудование учебных кабинетов.
Таким образом, установлено нарушение пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, выразившееся в отсутствии оборудования учебных кабинетов на 1, 5 этаже и в помещениях мансардного этажа здания расположенного по адресу: ул.Ленина, д.267, г.Ставрополь, Ставропольский край и принадлежащих институту на праве собственности.
Согласно протокола №27/ГР/Л от 26 июня 2012г. установлен факт нарушений пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 №174.
Так, при фактическом осмотре здания, территорий, а так же в ходе анализа рабочей программы по дисциплине «Физическая культура» специальности 080100.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» установлено, что в ходе реализации данной дисциплины используются контрольные тесты в форме теста на общую выносливость бег 2000 метров, 3000 метров данные контрольные тесты проводятся по адресу: ул.Ленина, д.320, г.Ставрополь, Ставропольский край или вокруг Комсомольского озера.
В ходе дальнейшего анализа документов института установлено, отсутствие документов подтверждающих нахождение у института на праве собственности или на ином законном праве, объектов физической культуры и спорта расположенных по адресу: ул.Ленина, д.320, г.Ставрополь, Ставропольский край, Комсомольское озера где проводятся контрольные тесты по дисциплине «Физическая культура» в форме теста на общую выносливость бег 2000 метров, 3000 метров.
Протоколом №27/ГР/М/П от 27.06.2012г. установлен факт нарушений п. 4, 5 ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 №174, выразившийся в следующем:
Комиссии представлен договор на оказание медицинских услуг от 03 марта 2008 года №03-03/08-01-у, заключенный между муниципальным учреждением здравоохранения городская поликлиника №1 и негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Ставропольский финансово-экономический институт» предметом которого является оказание медико-консультационной помощи специалистами муниципального учреждения здравоохранения городская поликлиника №1 студентам и сотрудникам института по адресу: ул.Ленина, д.267, г.Ставрополь, Ставропольский край. Срок действия договора до 31 декабря 2013 года. Согласно пп. 2.1.3. указанного договора институт выделяет 0,5 ставки медсестры с оплатой в соответствии со штатным расписанием образовательного учреждения.
Согласно пп. 2.1.4. указанного договора в институте оказывается медицинская помощь, а именно проводятся прививки, целевая диспансеризация и др.Указанный договор не подтверждает предоставление помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Комиссии представлен трудовой договор от 07.04.2008 года заключенный институтом с медицинской сестрой ФИО3, привлекаемой институтом на должность медицинской сестры и трудовой договор от 28.05.2012 года № 5 заключенный институтом с ФИО4, по которому работник привлекается на работу в институт на должность начальника медицинской части. Комиссия отмечает отсутствие в штатном расписании, утвержденном ректором института 28 августа 2011 года должности начальника медицинской части.
Согласно требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности «лицензированию подлежит медицинская деятельность с том числе и проведение прививок. Комиссия отмечает отсутствие лицензии на медицинскую деятельность у негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский финансово-экономический институт» расположенного по адресу: ул.Ленина, д.267, г.Ставрополь, Ставропольский край, что не подтверждает создание условий обеспечения обучающихся, воспитанников и работников медицинским обслуживанием.
Из представленных документов и фактического осмотра помещений института представляется возможным сделать вывод об отсутствии условий обеспечения обучающихся и работников медицинским обслуживанием, что является нарушением пп. 4 ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174.
Для организации питания студентов и работников между институтом и ИП ФИО5 заключен договор на оказание услуг в сфере общественного питания от 12.03.2008 года № 01 согласно которого ИП ФИО5 принимает на себя обязательства на оказание услуг в сфере общественного питания, связанных с организацией горячего питания для преподавательского состава и студентов.
Согласно п.1.2. договор на оказание услуг в сфере общественного питания от 12 марта 2008 года № 01 институт предоставляет ИП ФИО5 в использование необходимые помещения в порядке и на условиях, определяемых отдельным договором на их аренду. В Институте отсутствует документ (договор аренды) подтверждающий предоставление институтом необходимых помещений для организации питания студентов и сотрудников института. Из представленных документов института представляется возможным сделать вывод об отсутствии условий обеспечения обучающихся и работников питанием, что является нарушением п. 5 ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174.
Протоколом №27/ГР/Л/к от 27 июня 2012г. установлен факт нарушений пп. «г» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 №174. В соответствии с представленными документами к преподаванию в 2011/2012 учебном году по образовательным программам высшего профессионального образования привлечено 28 человек (на 20,5 ставки). Таким образом, общая укомплектованность штатов педагогических работников, рассчитанная как соотношение количества фактически замещенных ставок к количеству ставок, предусмотренных штатным расписанием, составляет в институте 70,8%, что является нарушением контрольного норматива, установленного в приложении № 1 к лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на право ведения образовательной деятельности от 14.04.2008г. (норма 90%).
Из общего количества педагогических работников, привлеченных к реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования в институте привлечены: на штатной основе– 15 человек (на 13,75 ставки), на условиях внешнего совместительства – 13 человек (на 6,75 ставки); преподаватели с учеными степенями – 23 человека на 16,5 ставки.
Таким образом, доля преподавателей, привлекаемых к образовательному процессу по реализации программ высшего профессионального образования на штатной основе, составляет в целом по институту 67%; доля преподавателей с учеными степенями, званиями, привлеченных к ведению образовательного процесса по образовательным программам высшего профессионального образования, составляет 80%.
В ходе анализа выполнения институтом требований к кадровому обеспечению учебного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам было установлено следующее.
По специальности высшего профессионального образования 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит к преподаванию дисциплин специальности привлечено 25 человек на 6,9 ставки, из них: доля преподавателей, имеющих ученую степень и звание (6 человек на 1,54 ставки) от общего числа педагогических работников, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста, составляет 22%, что не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования, а именно: п.6.2. государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит - доля преподавателей, имеющих ученую степень и звание, должна быть не менее 50%; доля штатных преподавателей (14 человек на 4,8 ставки) от общего числа педагогических работников, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста, составляет 69,5%.
По специальности высшего профессионального образования 080105 Финансы и кредит к преподаванию дисциплин специальности привлечены 27 человек на 10,4 ставки, из них: доля преподавателей, имеющих ученую степень и звание (9 человек на 2,64 ставки) от общего числа педагогических работников, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста, составляет 25%, что не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования, а именно: п.6.2. государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Финансы и кредит - доля преподавателей, имеющих ученую степень и звание, должна быть не менее 50%); доля штатных преподавателей (15 человек на 7,8 ставки) от общего числа педагогических работников, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста, составляет 75%.
По основной образовательной программе высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») привлечены 20 человек на 3,22 ставки - доля педагогических работников, имеющих ученую степень или звание (18 человек на 3 ставки) от общего числа преподавателей, составляет 93%; доля педагогических работников, имеющих ученую степень доктора и/или ученое звание профессора (2 человека на 0,28 ставки) от общего числа преподавателей, составляет 8,6%; доля штатных преподавателей (11 человек на 1,15 ставки) от общего числа педагогических работников, привлеченных к реализации программы подготовки бакалавров составляет 35,7%.
Учебный процесс по профессиональному циклу основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») не обеспечивается педагогическими кадрами, что является нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области образования, а именно: п. 7.16 ФГОС ВПО.
Таким образом, в нарушение пп. «г» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, штатные или привлеченные на ином законном основании педагогические работники, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам высшего профессионального образования 080105.65 Финансы и кредит, 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080100.62 Экономика не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Протоколом №27/ГР/УМД от 27 июня 2012г. установлено, что в нарушение пп. «б» п.5 Положения о лицензировании отсутствует предусмотренная п.6.1 статьи 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» следующая учебно-методическая документация рабочие программы дисциплин: «Основы отраслевых технологий производств», «Экономическая психология», «Деловой иностранный язык», «Бюджетная система РФ», «Экономико-математическое моделирование», «Экономическая география зарубежных стран», «Природопользование», «Организация денежно-кредитного регулирования», «Стратегическое планирование», «Инноватика», «Экономика труда», «Основы отраслевых технологий производств», «Компьютерная графика в экономике» - по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105.65 «Финансы и кредит».
Согласно, вышеуказанных протоколов нарушения лицензионных требований и условий, установленных подпунктами «а», «б», «г» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, является грубым нарушением лицензионных требований и условий.
В судебном заседании государственный инспектор Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями ФИО1 поддержал, составленные протоколы об административном правонарушении в отношении негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский финансово-экономический институт», просил признать данное юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде приостановлении деятельности на срок 90 суток.
Представитель юридического лица - ректор негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский финансово-экономический институт» ФИО2 в судебном заседании фактически признал нарушения, установленные проверкой и пояснил, что в действиях института нет грубых нарушений и признаков бездействия юридического лица, все действия принимаются своевременно. В ходе проверки были запрошены и рассмотрены не все документы, обеспечивающие учебный процесс в институте, что не позволило дать объективную оценку. Помещения института используются по назначению и какое-либо другое оборудование в этих вспомогательных помещениях не может находиться. ФИО2 просил вынести решение не связанное с приостановлением деятельности, чтобы не прерывать учебный процесс и ограничиться назначением минимального штрафа.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении послужили факты, установленные в ходе плановой выездной проверки Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями в отношении негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский финансово-экономический институт», а именно нарушения лицензионный требований и условий, установленных подпунктами «а», «б», «г» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Факт наличия вышеуказанный нарушений подтверждается материалами дела, а именно: протоколами об административном правонарушении №26/ГР/Л от 26 июня 2012 года, №27/ГР/Л от 26 июня 2012 года, №27/ГР/М/П от 27 июня 2012 года, №27/ГР/Л/к от 27 июня 2012 года, №27/ГР/ УМД от 27 июня 2012 года; актом проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 27 июня 2012 года; лицензией серия А №282349 от 14.04.2008 года и перечнем к ней профессиональных образовательных программ, по которым негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский финансово-экономический институт» имеет право ведения образовательной деятельности.
Таким образом, суд считает установленным факт совершения юридическим лицом - негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Ставропольский финансово-экономический институт» правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
При таких обстоятельствах суд признает негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский финансово-экономический институт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция данной статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих или отягчающих административную ответственность обстоятельств, что данное юридическое лицо впервые привлекается к административной ответственности, полагает возможным применить к правонарушителю меру административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский финансово-экономический институт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>
Штраф подлежит уплате в 30-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам получателя платежа:
Наименование получателя платежа:
УФК по г. Москве
(Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки,
<номер обезличен>
<номер обезличен>
<номер обезличен>
<данные изъяты>
<номер обезличен>
<номер обезличен>
<номер обезличен>
Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления сторонами административного производства.
Судья В.П. Рудаков
Копия верна:
Судья В.П. Рудаков