ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-139/2021 от 16.09.2021 Арзгирского районного суда (Ставропольский край)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Дело № 5-139/2021

УИД26RS0006-01-2021-000196-78

Резолютивная часть оглашена 16 сентября 2021 года

20 сентября 2021 года с. Арзгир

Судья Арзгирского районного суда Ставропольского края Чернышева В.В.,

с участием помощника прокурора Арзгирского района Ставропольского края Хазратова Э.А.,

представителей юридического лица государственного казенного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» Нестерук В.В., Медведевой М.В.,

при секретаре Дубина О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица государственного казенного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края», ИНН , ОГРН , ОКПО , КПП , юридический адрес: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Арзгирского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при обеспечении работниками ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» функционирования природного заказника «Арзгирский».

По результатам проверки заместителем прокурора в деятельности ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» выявлены нарушения Федеральных Законов «Об особо охраняемых природных территориях», «Об окружающей среде», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Земельного кодекса и Закона Ставропольского края от 12.10.1994 года № 6-кз «Устав (Основной Закон) Ставропольского края».

Проверкой установлено, что приказом директора ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ л на должность егеря 8 разряда назначен ФИО2

Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГФИО2 принят на работу в «Арзгирский» государственный природный заказник.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе надзорных мероприятий установлено, что государственный инспектор ФИО2 не позднее 09 часов 42 минут ДД.ММ.ГГГГ, находясь на территории государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский», расположенного в 2-км. на юг от села <адрес> (координаты ), действуя умышленно из корыстных побуждений, вопреки интересам службы, являясь должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями, используя государственное имущество (земельный участок Заказника) и предоставленные полномочия в личных целях для извлечения материальной выгоды, организовал и осуществлял хозяйственную деятельность, связанную с ведением личного подсобного хозяйства (содержание, пастьба крупнорогатого скота в количестве 6 голов и 8 голов мелкорогатого скота), а также осуществлял деятельность по обращению с отходами производства и потребления IV класса опасности (автомобильные шины, предметы бытовой химии, аэрозольные баллончики, пластик, полиэтилен и др.), а именно их сбор, накопление и размещение на поверхности почвы Заказника, оказывая негативное воздействие на природный комплекс Заказника, а также его объекты животного и растительного мира, находящихся на пути миграции птиц, по причине отсутствия у ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» соответствующего договора с региональным оператором.

По результатам проверки заместителем прокурора возбуждено дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» по ч. 1 ст. 8.2 КоАПРФ.

Представитель юридического лица государственного казенного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» ФИО5 в судебном заседании вину не признал и суду пояснил, что постановление заместителем прокурора вынесено с нарушением действующего законодательства. По ст. 8.2 КРФоАП предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, т.е. нарушение экологических норм. Согласно Закона № 89-ФЗ, деятельность по сбору отходов является лицензируемой. Прокурором не представлено доказательств, что ГКУ «ООПТ» занимается данным видом деятельности. Просит производство по делу прекратить.

Представитель юридического лица государственного казенного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» ФИО3 в судебном заседании вину не признала и суду пояснила, что согласно правилам обращения с ТКО, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156 и соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенным по итогам конкурсного отбора между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и ООО «Комбинат Благоустройства» от 19.04.2018 года, региональный оператор ООО «Комбинат Благоустройства» является поставщиком коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Арзгирского района, который оказывает услуги по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что учреждение осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности Учреждения.

В полномочия Учреждения входит обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий края, неисполнение которых не охватывается диспозицией ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, Учреждение не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судьей Арзгирского районного суда ДД.ММ.ГГГГ по данному делу было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КРФ об АП в отношении юридического лица ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях юридического лица ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» состава административного правонарушения. Считает, что данное решение было вынесено законно. Просит производство по делу прекратить.

Помощник прокурора Арзгирского района Ставропольского края ФИО4 просил признать юридическое лицо - ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КРФоАП и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителей юридического лица ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» ФИО5, ФИО3, помощника прокурора Арзгирского района Ставропольского края ФИО4, суд приходит к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КРФоАП административная ответственность наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

К землям особо охраняемых территорий согласно ч. 1 ст. 94 ЗК РФ относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекриационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно ч. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В силу ч. 3 ст. 95 ЗК РФ на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 58 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения, согласно ч. 3 ст.24 Закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

В целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов, а также объектов животного и растительного мира, расширения особо охраняемых природных территорий в Ставропольском крае постановлением Губернатора Ставропольского края от 17.08.2001 № 493 образован государственный природный заказник краевого значения «Арзгирский» и утверждено соответствующее Положение.

Пунктом 2 Положения определено, что Заказник является зоологическим, образован в целях сохранения и воспроизведения редких и ценных видов животного мира, а также определен как место гнездования птиц, их отдыха на пути миграции.

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной в силу ч. 2 ст. 59 Закона № 7 ФЗ – запрещена.

Согласно п. 3 Положения на территории Заказника запрещены следующие виды деятельности: пастьба скота и любые иные формы хозяйственной деятельности, рекриационного и другого природопользования, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.

Организацию и функционирование заказника обеспечивает государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края».

Данное учреждение создано на основании распоряжения Правительства Ставропольского края от 29.08.2007 года № 261-рп и реорганизовано путем выделения из его состава государственного учреждения Ставропольского края «Управления по строительству и эксплуатации сооружений природоохранного назначения» в соответствии с распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от 04.05.2011 года № 698 «О реорганизации государственного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края».

В судебном заседании установлено, что ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края с внесенными изменениями (л.д. 22-49).

Заместителем прокурора Арзгирского района в ходе надзорных мероприятий установлено, что государственный инспектор ФИО2 не позднее 09 часов 42 минут ДД.ММ.ГГГГ находясь на территории государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский», расположенного в 2-км. на юг от села <адрес> (координаты -), действуя умышленно из корыстных побуждений, вопреки интересам службы, являясь должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями, используя государственное имущество (земельный участок Заказника) и предоставленные полномочия в личных целях для извлечения материальной выгоды, организовал и осуществлял хозяйственную деятельность, связанную с ведением личного подсобного хозяйства (содержание, пастьба крупнорогатого скота в количестве 6 голов и 8 голов мелкорогатого скота), а также осуществлял деятельность по обращению с отходами производства и потребления IV класса опасности (автомобильные шины, предметы бытовой химии, аэрозольные баллончики, пластик, полиэтилен и др.), а именно их сбор, накопление и размещение на поверхности почвы Заказника, оказывая негативное воздействие на природный комплекс Заказника, а также его объекты животного и растительного мира, находящихся на пути миграции птиц, по причине отсутствия у ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» соответствующего договора с региональным оператором.

ГКУ «Дирекция ООПТ СК» осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными учредителем при его создании, путем выполнения работ, оказания услуг в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий Ставропольского края.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 55 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Имеющимся в материалах дела актом осмотра земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного заместителем прокурора Арзгирского района с участием ведущего специалиста-эксперта Арзгирского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, в присутствии государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях Ставропольского края ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» ФИО2 установлены факты размещения отходов производства и потребления, а также содержания сельскохозяйственных животных, возведения для этих целей сооружений (л.д. 9).

Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГФИО2 принят на должность егеря в Арзгирский государственный природный заказник Арзгирского района.

Из материалов дела следует, что выполнение мероприятий по обеспечению порядка на вверенной территории Заказника и содержания вверенного имущества Заказника возложена на егеря ФИО2, в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной директором ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52-58).

Согласно объяснений ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, он осуществлялся сбор мусора с территории заказника, а в связи с отсутствием договора на вывоз ТКО, собранный мусор он размещал на почве и в яме заказника Арзгирский (л.д. 18, 19).

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КРФоАП, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных воздействий в результате деятельности человека по обороту опасной группы веществ и материалов, создания и сохранения экологической безопасности населения и территорий. Предметом противоправных действий в данном составе являются отходы производства и потребления и иные опасные вещества.

Совершение действий (бездействия), заключающихся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения. При этом действия могут заключаться в использовании методов, приемов и способов, запрещенных или противоречащих требованиям действующего законодательства, а бездействие будет выражаться в невыполнении виновным лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими правилами, установленными в сфере обращения опасных веществ и объектов.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером имеет категорию – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – для лесохозяйственного производства (л.д. 131-133).

Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ГКУ «Дирекция ООПТ СК» не предприняла никаких мер для предотвращения нарушений природоохранного законодательства, договор с региональным оператором на вывоз отходов производства и потребления с территории заказника не заключен, что повлекло совершение административного правонарушения и противоречит целям деятельности юридического лица.

Выявленные нарушения закона свидетельствуют о наличии в деяниях ГКУ «Дирекция ООПТ СК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, а именно, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании отходов производства и потребления.

Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Доказательства наличия объективных причин невозможности соблюдения ГКУ «Дирекция ООПТ СК» требований законодательства Российской Федерации в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину в совершении вменяемого правонарушения, не представлены.

Субъектами административного проступка, ответственность за который установлена ст. 8.2 КоАП РФ, могут быть: граждане; должностные лица; лица, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; юридические лица.

ГКУ «Дирекция ООПТ СК», допустив размещение на своих объектах отходов, с нарушением установленных законом правил, является ответственным лицом по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

В силу положений п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Оценив собранные доказательства в их совокупности, суд считает, что в действиях ГКУ «Дирекция ООПТ СК» содержится состав административного правонарушения – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, и его действия квалифицирует по ст. 8.2 ч. 1 КРФоАП.

Оснований для освобождения от административной ответственности ГКУ «Дирекция ООПТ СК» не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст.8.2 КРФоАП не истек, составляет один год.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КРФоАП, в соответствии с п. 4 ст. 29.1 КРФоАП не имеется.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность судом не установлено.

Учитывая характер совершенного ГКУ «Дирекция ООПТ СК» административного правонарушения, обстоятельства дела, совершение правонарушения в области особо охраняемых природных территорий, считаю необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо - государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Получатель штрафа Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю (прокуратура Ставропольского края), ИНН , КПП , БИК , ОКТМО , ЕКС , наименование банка Отделение Ставрополь Банка России/УФК по Ставропольскому краю г. Ставрополь, КБК , р/с .

Согласно ч. 1 ст. 32.2 КРФоАП, административный штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по указанным реквизитам.

Копию настоящего постановления направить директору ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края», а также прокурору Арзгирского района, для сведения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

<данные изъяты>