ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-13/16 от 02.02.2016 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело №5-13/16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

02 февраля 2016 года г. Ставрополь

Судья Промышленного районного суда г. Ставрополя Журавлёва Т.Н.,

при секретаре Исрапиловой А.М.,

с участием: специалиста – эксперта отдела правового обеспечения Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> - ФИО2, действующего по доверенности от дата,

рассмотрев в помещении суда дело об административном правонарушении в отношении ООО «Виста», за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно материалам дела об административном правонарушении, ООО «Виста» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, выразившееся в неуведомлении или нарушении установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, при следующих обстоятельствах.

дата. в 15 часов 00 минут в здании УФМС России по <адрес>, расположенном по адресу: <адрес> «а», каб. по результатам проведенного административного расследования от дата было установлено, что ООО «Виста» не направило в адрес УФМС России по <адрес> уведомление о прекращении (расторжении) дата. трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гр. Р.ФИО ФИО6 дата.р., чем нарушило требования п.8 ст. 13 Федерального закона №115-ФЗ от дата «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и Приказа ФМС России от дата «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

В судебном заседании представитель Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> по доверенности ФИО2 просил суд признать ООО «Виста» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, дал пояснения, аналогичные изложенным в протоколе об административном правонарушении.

В судебное заседание представитель лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении ООО «Виста» в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, генеральный директор ФИО1 предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия. Просит суд применить наказание в отношении ООО «Виста» в виде приостановления деятельности на минимальный срок.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности в случае, если у суда имеются сведения о надлежащем извещении, и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителя Управления Федеральной миграционной службы по <адрес>, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о виновности ООО «Виста» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Данный факт подтверждается совокупностью исследованных в ходе судебного заседания доказательств.

В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Согласно примечанию к статье 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей и иными статьями главы 18, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях приведенной главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

В силу п. 8 ст. 13 Федерального закона от дата N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Согласно пункту 9 статьи 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержденного Приказом ФМС России от дата N 147 (далее - Порядок), работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Приказом ФМС России от дата N 640 "О внесении изменений в приказ ФМС России от дата N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" утверждены формы и порядок уведомления ФМС России об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ.

Подать данные уведомления работодатели (заказчики работ, услуг) должны в территориальный орган ФМС России того субъекта РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения (прекращения) трудового (гражданско-правового) договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 упомянутого Закона, п. 2 Порядка). Уведомления могут быть направлены на бумажном носителе либо поданы в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (например, через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)) (абз. 2 п. 8 ст. 13 названного Закона, п. 6 Порядка).

дата ведущим специалистом-экспертом отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по <адрес> вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Как следует из протокола об административном правонарушении А от дата - дата. в 15 часов 00 минут в здании УФМС России по <адрес>, расположенном по адресу: <адрес> «а», каб. по результатам проведенного административного расследования от дата было установлено, что ООО «Виста» не направило в адрес УФМС России по <адрес> уведомление о прекращении (расторжении) дата. трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гр. Р.Украина ФИОдата.р., чем нарушило требования п.8 ст. 13 Федерального закона №115-ФЗ от дата «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и Приказа ФМС России от дата «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что в адрес УФМС России по <адрес> от работодателя ООО «Виста» не поступило уведомление о прекращении (расторжении) 02.06.2015г. трудового договора или гражданско-правового договора с гр. Р. Украина ФИОдата г.р., требуемое п.8 ст.13 Федерального закона от дата №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Приказом ФМС России от дата «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения, а также установления виновного лица, ведущим специалистом-экспертом отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по <адрес> было возбуждено в отношении ООО «Виста» дело об административном правонарушении от дата., направлено определение об истребовании дополнительных материалов.

В адрес УФМС России по <адрес> от ООО «Виста» поступили следующие документы: приказ о приеме на работу гр. Р. ФИО от дата., трудовой договор заключенный дата. с гр. Р. Украина ФИО, приказ о прекращении (расторжении) дата. трудового договора с гр. Р. Украина ФИО, устав, свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе от дата. серии 26 , свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от дата. серии 26 , выписка из ЕГРЮЛ от дата., приказ о вступлении в должность генерального директора от дата., приказ о приеме на работу на должность заместителя директора по розничной торговле ФИО3 от дата., приказ об изменении фамилии ФИО3 на ФИО4 от дата., приказ о переводе ФИО4 на должность директора по экономике от дата., должностная инструкция директора по экономике от дата., приказ о приеме на работу на должность специалиста по кадрам ФИО5 от дата., должностная инструкция специалиста по кадрам от дата., приказ о применении дисциплинарного взыскания от дата.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от дата. генеральным директором ООО «Виста» является ФИО1.

дата. работодателем ООО «Виста» в лице генерального директора ФИО1 заключен трудовой договор с работником гр. Р.ФИО ФИО6 дата.р. На основании приказа о приеме на работу от дата. -п гражданка Р.ФИО ФИО6 назначена на должность продавца.

дата. работодателем ООО «Виста» расторгнут трудовой договор с Р. Украины ФИО.

В соответствии с п.8 ст.13 Федерального закона от дата. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Форма и порядок подачи уведомления Приказом ФМС России от дата. «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Работодатель ООО «Виста» заключив трудовой договор с гр. Р. ФИО ФИО6, обязано было уведомить УФМС России по <адрес> о заключении трудового договора с указанной иностранной гражданкой в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты прекращения (расторжения) дата. трудового договора, однако уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора с гр. Р. Украины ФИО от работодателя ООО «Виста» не поступило.

Из объяснений, отобранных у генерального директора ООО «Виста» следует, что с гр. Р. Украина ФИОдата. был заключен трудовой договор. Уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора с ФИО в адрес УФМС России по <адрес> не направлялось. Должностным лицом ответственным за осуществление приема, увольнения, надлежащие уведомление является директор по экономике ООО «Виста» ФИО4.

На основании приказа -к от дата. ФИО4 является директором по экономике ООО «Виста».

Согласно п. 3.29 должностной инструкции директор по экономике ведет учет иностранных граждан и направляет уведомления в установленные сроки в ФМС о заключении и расторжении трудовых договоров с иностранными гражданами.

В своих объяснениях ФИО4 поясняет, что работодателем ООО «Виста» дата. расторгнут трудовой договор с гр. Украины ФИО. Уведомление в УФМС России по <адрес> от работодателя ООО «Виста» не направлено в виду недостаточной осведомленности и не знания ею законодательства Российской Федерации.

Действительно, учитывая требования общего положения должностной инструкции директора по экономики ООО «Виста», а именно п. 1.4 «В своей деятельности директор по экономике руководствуется» и п. 1.5 «Директор по экономике должен знать», должностное лицо ФИО4 со стороны работодателя ООО «Виста» надлежащим образом не ознакомлена с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

Однако, в соответствии с приказам ООО «Виста» от дата. директору по экономике ФИО4 объявлен выговор за ненадлежащие исполнение своих должностных обязанностей, изложенных в п. 3.29.

В ходе проведенного административного расследования, сведения о фактах препятствующие ООО «Виста» надлежащим образом соблюдать правила, нормы, и требования действующего законодательства Российской Федерации, не установлены.

Таким образом, в действиях работодателя ООО «Виста» усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, выразившиеся в не уведомлении территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданкой Республики Украина ФИО.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013г. П, виновность юридического лица в совершении административного правонарушения является, как правило, следствием виновности физических лиц -должностных лиц или работников юридического лица, привлечение к административной или уголовной ответственности которых в силу прямого указания Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3 статьи 2.1) не освобождает от административной ответственности за соответствующее правонарушение юридическое лицо, притом, что за отдельные виды административных правонарушений для юридических лиц предусматриваются более высокие по размеру санкции по сравнению с физическими лицами. Такое правовое регулирование, будучи обусловленным спецификой юридических лиц, на которых как на участников хозяйственного оборота возлагаются и риски, сопутствующие осуществляемой ими деятельности, а также тем обстоятельством, что в отличие от физических лиц они не признаются действующим законодательством субъектами уголовной ответственности, является конституционно допустимым.

ООО «Виста» при осуществлении трудоустройства иностранного гражданина, не исполнены требования п.8 ст. 13 Федерального закона от датаг. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вследствие отсутствия надлежащий контроль, в том числе за исполнением должностным лицом ФИО4 своих служебных обязанностей и приказов. В свою очередь должностное лицо- ФИО4, на которое со стороны общества возложены обязанности подачи уведомлений должным образом не ознакомлена с требованиями п.8 ст. 13 Федерального закона от датаг. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Приказа ФМС России от 28.06.2010г. «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» в соответствии с которыми устанавливается порядок и форма представления уведомлений.

Данный факт не является обстоятельством, освобождающим от ответственности, установленной КоАП РФ.

Таким образом, действия ООО «Виста» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, так как административным правонарушением по данной норме является «неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом».

Данные обстоятельства, а также факт совершения ООО «Виста» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность подтверждены совокупностью исследованных и оцененных судом доказательств.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении А , определением о возбуждении дела об административном правонарушении , и проведении административного расследования, приказ о приеме на работу гр. Р. Украина ФИО от дата., трудовой договор заключенный дата. с гр. Р. Украина ФИО, приказ о прекращении (расторжении) дата. трудового договора с гр. Р. Украина ФИО, устав, свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе от дата. серии 26 , свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от дата. серии 26 , выписка из ЕГРЮЛ от дата., приказ о вступлении в должность генерального директора от дата., приказ о приеме на работу на должность заместителя директора по розничной торговле ФИО3 от дата., приказ об изменении фамилии ФИО3 на ФИО4 от дата., приказ о переводе ФИО4 на должность директора по экономике от дата., должностная инструкция директора по экономике от дата., приказ о приеме на работу на должность специалиста по кадрам ФИО5 от дата., должностная инструкция специалиста по кадрам от дата., приказ о применении дисциплинарного взыскания от дата. и другими материалами дела.

При назначении наказания ООО «Виста», суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности, состав названного административного правонарушения является формальным и наступление ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.

Исходя из фактических обстоятельств дела, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

На основании вышеизложенного, с учетом обстоятельств дела, суд считает необходимым назначить ООО «Виста», наказание в виде административного приостановления деятельности на срок, предусмотренный санкцией ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 18.15 ч.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать общество с ограниченной ответственностью «Виста», юридический и фактический адрес: <адрес> «Б», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на <данные изъяты>.

Разъяснить, что в случае полного досрочного устранения выявленных нарушений в силу ст. 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе обратиться к судье с ходатайством о досрочном прекращении административного приостановления деятельности при полном устранении недостатков.

Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Т.Н. Журавлёва