ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-13/17 от 02.03.2017 Белоярского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ)

Дело № <данные изъяты>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

<данные изъяты> года г. Белоярский

Судья Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Опанасенко О.С.,

при секретаре Малахиной Т.И.,

с участием представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Белоярского района «Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский» ФИО1 и ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Белоярского района «Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский», юридический адрес: <данные изъяты>

у с т а н о в и л:

На основании приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее Обрнадзор Югры) от <данные изъяты> проведена плановая документарная проверка соблюдения Муниципальным автономным учреждением дополнительного образования Белоярского района «Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский» лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

В ходе проведенной проверки установлено следующее

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение лицензиатом этих требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (части 2, 3 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ).

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), пунктами 6, 7 которого установлены требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.

Понятие грубого нарушения в соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ, в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Подпункт «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678, к должностям педагогических работников отнесены, в том числе, должности «педагог-организатор», «педагог дополнительного образования».

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н (далее - Единый квалификационный справочник), установлены следующие требования к квалификации по должностям:

«педагог организатор» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей профилю работы, без предъявления требований к стажу работы;

«педагог дополнительного образования» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденным Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (далее - Профстандарт) установлены следующие требования к образованию:

среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Дополнительное профессиональное образование профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

В нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, части 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в штате Учреждения имеются педагогические работники, не имеющие профессионального образования и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике, и не соответствующие требованию Профстандарта:

отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы у педагога дополнительного образования С. (представлена справка о восстановлении на заочную форму обучения ФГБОУВПО Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова на факультет технологии и сервиса с <данные изъяты>), принята на должность <данные изъяты>

отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей профилю работы, без предъявления требований к стажу работы у педагога-организатора Ж. (представлен аттестат о среднем (полном) общем образовании <данные изъяты>, справка об обучении в Тобольском педагогическом институте им. Д.И. Менделеева (филиал Тюменского государственного университета) по заочной форме по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям) <данные изъяты>), принят на должность <данные изъяты>

отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей профилю работы, без предъявления требований к стажу работы у педагога-организатора К. (представлен диплом о начальном профессиональном образовании по профессии «Портной» <данные изъяты>, справка об обучении в АНО «Академия дополнительного профессионального образования» по программе профессиональной переподготовки по направлению: «Педагог-организатор. Проектирование и реализация социально-педагогической деятельности в рамках ФГОС» <данные изъяты> справка об обучении в Институте дистанционного образования Тюменского государственного университета на направлении «Педагогическое образование» <данные изъяты>), принята на должность <данные изъяты>

В ходе проведения проверки Обрнадзору Югры не были предоставлены документы, подтверждающие соответствие вышеуказанных педагогических работников предъявляемым к данным должностям требованиям. Объяснения директора Учреждения и документы об аттестации указанных педагогических работников (приложены к протоколу) подтверждают отсутствие у С.Ж. среднего профессионального или высшего образования, что является нарушением основного требования к педагогическим работникам, установленного императивной нормой части 1 статьи 46 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», то есть нормой, не подлежащей изменению.

Представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Белоярского района «Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский» ФИО1 и ФИО2, вину в совершении административного правонарушения признали полностью, раскаялись, просили суд применить положения ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде предупреждения.

Представитель Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в судебное заседание не явился, месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия <данные изъяты>

Заслушав, представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, исследовав материалы дела, судья пришел к следующему.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Факт осуществления образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий лицензии, если такая лицензия обязательна, подтверждается:

- лицензией на осуществление образовательной деятельности от <данные изъяты>, бланк серии <данные изъяты> выданной Учреждению Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

- документами из личного дела педагогического работника Учреждения С. (копия трудовой книжки, копия приказа о приеме работника на работу <данные изъяты> копия приказа о переводе работника на другую работу <данные изъяты> копия трудового договора <данные изъяты> копия справки вызова <данные изъяты>, копия справки о восстановлении на заочную форму обучения ФГБОУВПО Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова на факультет технологии и сервиса);

- документами из личного дела педагогического работника Учреждения К.копия трудовой книжки, копия приказа о приема работника на работу <данные изъяты>, копия трудового договора <данные изъяты>, копия диплома о начальном профессиональном образовании по профессии «Портной» № <данные изъяты>, справка об обучении в АИО «Академия дополнительного профессионального образования» по программе профессиональной переподготовки по направлению: «Педагог-организатор. Проектирование и реализация социально-педагогической деятельности в рамках ФГОС» <данные изъяты>, копия справки об обучении в Институте дистанционного образования Тюменского государственного университета на направлении «Педагогическое образование» <данные изъяты>);

- документами из личного дела педагогического работника Учреждения Ж. (копия трудовой книжки, копия аттестата о среднем (полном) общем образовании № <данные изъяты>, копия приказа о приеме работника на работу <данные изъяты>, копия приказа о переводе работника на другую работу <данные изъяты>, копия трудового договора от <данные изъяты>, копия дополнительного соглашения <данные изъяты>, копия дополнительного соглашения <данные изъяты>, копия справки об обучении в Тобольском педагогическом институте им. Д.И. Менделеева (филиал Тюменского государственного университета) на заочной форме по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям) <данные изъяты>);

- актом проверки Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры муниципального автономного учреждения дополнительного образования Белоярского района «Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский» от <данные изъяты>

- копией объяснительной записки директора Учреждения Б. от <данные изъяты> с приложениями (копия приказа о создании аттестационной комиссии от <данные изъяты> на К. (копия протокола заседания аттестационной комиссии <данные изъяты> на К., экспертное заключение по результатам оценки уровня профессиональной компетентности педагога-организатора); копия приказа о создании аттестационной комиссии <данные изъяты> на Ж., протокол заседания аттестационной комиссии <данные изъяты>, экспертное заключение по результатам оценки уровня профессиональной компетентности педагога-организатора).

Административное правонарушение, выразившееся в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) совершено: по факту несоответствия уровня образования и квалификации педагога дополнительного образования С. с <данные изъяты>; по факту несоответствия уровня образования и квалификации педагога-организатора Ж. с <данные изъяты>; по факту несоответствия уровня образования и квалификации педагога-организатора К. с <данные изъяты> года.

Все исследованные судом доказательства согласуются между собой, взаимодополняют друг друга, не имеют существенных противоречий.

Достоверность и допустимость, вышеуказанных доказательств лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не оспаривается.

Таким образом, доказательства, имеющиеся в материалах дела, подтверждают вину Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Белоярского района «Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий лицензии, если такая лицензия обязательна.

С учетом изложенного, судья квалифицирует действия Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Белоярского района «Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский» по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

При назначении административного наказания Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования Белоярского района «Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский» судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, его последствия, степень вины юридического лица, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, судом в качестве смягчающего наказание обстоятельства учитывается раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.

Судом при назначении наказания принимаются во внимание доводы представителей юридического лица о возможности применения ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Так, в соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 3.4. КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.

Исходя из взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, из рассматриваемого случая следует, что такое обстоятельство как возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, отсутствует в действиях Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Белоярского района «Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский».

С учетом положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, так как юридическим лицом Муниципальным автономным учреждением дополнительного образования Белоярского района «Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский» впервые совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, при этом отсутствуют негативные последствия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, суд считает возможным назначить наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Белоярского района «Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский», юридический адрес: <данные изъяты> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение 10 суток путем подачи жалобы через Белоярский городской суд.

Федеральный судья О.С. Опанасенко

Постановление вступило в законную силу <данные изъяты>

Согласовано