ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-13/18 от 19.07.2018 Суда района имени Полины Осипенко (Хабаровский край)

№ 5-13/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 июля 2018 года с. имени П. Осипенко

Хабаровского края

Судья района имени Полины Осипенко Хабаровского края Табаков Е.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя отдела образования Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края ФИО1, рожденной ДД.ММ.ГГГГ в с<адрес>, гражданки РФ, проживающей по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведенной проверки должностным лицом финансового отдела Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края было установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом - руководителем отдела образования Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края осуществила нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих частично целям, определенным решением о бюджете и бюджетной росписью, которое выразилось в следующем.

В период с 28 декабря 2017 года по 29 декабря 2017 года Отделом образования Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края (далее Отдел образования), в нарушение целей, определенных решением Собрания депутатов муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, утверждённым 07.12.2016 № 203 «О районном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, бюджетной росписью на 2017 год, произведены расходы на цели, частично не соответствующие решению о районном бюджете в сумме 10,664 тысяч рублей.

В соответствии с уведомлением № 1 о лимитах бюджетных обязательств районного бюджета на 2017 год от 19.12.2016, на основании справок об изменении сводной бюджетной росписи расходов районного бюджета и лимитов бюджетных обязательств районного бюджета по расходам на 2017 финансовый год и плановый период 2018 и 2019 годов, бюджетной росписи на 2017 год от 29.12.2017 г, объемы бюджетных ассигнований районного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы Отделом образования составили 171,04 тыс. рублей, в том числе на мероприятие подпрограммы «Организация мало-затратных форм отдыха», целевая статья 0460313051 в сумме 19,04 тыс. рублей.

Лимиты бюджетных обязательств на мероприятие подпрограммы «Организация мало-затратных форм отдыха», целевая статья 0460313051 в сумме 19,04 тыс. рублей доведены справкой об изменении сводной бюджетной росписи расходов районного бюджета и лимитов бюджетных обязательств районного бюджета по расходам на 2017 финансовый год и плановый период 2018 и 2019 годов от 22 декабря 2017 года № 129.

По данным формы 0503127 «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (далее - ф. 0503127) годовой бюджетной отчетности Отдела образования за 2017 год кассовый расход на выполнение мероприятия подпрограммы «Организация мало-затратных форм отдыха», целевая статья 0460313051 составил 10,664 тыс. рублей.

В нарушение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств, доведенные Отделу образования по целевой статье 046031051 на реализацию мероприятия подпрограммы «Организация мало-затратных форм отдыха», были направлены на реализацию мероприятия «Организация сопровождения детей в загородные оздоровительные лагеря с соблюдением требований к безопасной перевозке к местам отдыха и обратно» по целевой статье 0460413051 в сумме 10,664 тыс. рублей.

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности – ФИО1 вину в совершенном правонарушении признала в полном объеме, пояснив следующее –

В обоснованиях бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств на 2017 год (уточнение плана исполнения бюджета) в сентябре 2017г. в финансовый отдел Администрации муниципального района была указана потребность на расходы, связанные с организацией сопровождения детей в загородные оздоровительные лагеря с соблюдением требований к безопасной перевозке детей к местам отдыха и обратно в рамках подпрограммы" Развитие системы отдыха и оздоровления детей" в рамках муниципальной программы "Развитие системы образования муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края на 2015-2018 годы" в сумме 19,04 тыс. руб., а также отсутствие в потребности в сумме 50.0 тыс.рублей на организацию малозатратных форм отдыха.

Решением Собрания депутатов муниципального района «О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального района от 07.12.2016 года №203 «О районном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» №23 от 20.12.2017 вышеуказанная сумма 19,04 тыс. руб. утверждена по другой целевой статье (ошибка финансового отдела), а именно по организации мало - затратных форм отдыха в рамках подпрограммы "Развитие системы отдыха и оздоровления детей" и доведена 22.12.2017г. справкой №417 от 21.12.2017г., сводная бюджетная роспись за 2017 год утверждена 29.12.2017 года, при этом вид расхода утвержден как для вида расхода на сопровождение детей - 123, а не на организацию питания детей при малозатратных формах отдыха, где вид расхода - 244 (прилагается). При этом в сводной бюджетной росписи данные расходы утверждены последовательно, поэтому считаем, что в данном случае финансовым органом была осуществлена техническая ошибка.

Перечисление средств по авансовому отчету, несмотря на принятие к бухгалтерскому учету на возмещение затрат по сопровождению детей в загородные оздоровительные лагеря, муниципальным казенным учреждением Центр бухгалтерского учета муниципального района им. П.Осипенко, которое осуществляло перечисление средств по соглашению с Отделом образования на ведение бухгалтерского учета, было произведено ошибочно. МКУ ЦБУ самостоятельно была изменена целевая статья в заявке на кассовый расчет (с сопровождения детей на малозатратные формы отдыха) при этом вид расхода остался без изменения. В результате большого потока денежных средств, уточнения бюджетных обязательств, доведения бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований до подведомственных бюджетных учреждений с 19 по 29 декабря 2017 года, а также завершения операций по финансовому году, специалисты Отдела образования осуществляющие подтверждение заявок на кассовый расход не заметили расхождений по целевой статье, так как вид расхода был указан верно, и подтвердили данную операцию. Данное нарушение было обнаружено уже при формировании годовой бюджетной отчетности в январе 2018 года. Возмещение данной суммы в бюджет муниципального района не представляется возможным, так как финансовый 2017 год уже завершен, финансирование в бюджете на проведение мероприятий по малозатратным формам отдыха на 2018 год не предусмотрено.

В связи с плановыми документами Отдела образования при уточнении районного бюджета на 2017 год, и при формировании бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в сумме 19,040 тыс.рублей, сумма 10,664 тыс.рублей была направлена на возмещение затрат на сопровождение детей к месту отдыха и оздоровления, что соответствует цели мероприятий подпрограммы и соответствуют виду расходов. Ошибочные действия при подтверждении заявок на кассовый расход были совершены неумышленно.

В целом же, несмотря на нецелевое использование указанных выше денежных средств, бюджет не понес каких-либо финансовых потерь, поскольку денежные средства по статье 046031051 на реализацию мероприятия «Организация мало-затратных форм отдыха», равно как и по статье 0460413051 «Организация сопровождения детей в загородные оздоровительные лагеря с соблюдением требований к безопасной перевозке к местам отдыха и обратно» планировалось расходовать в целях реализации единой подпрограммы «Развитие системы отдыха и оздоровления детей», и последующее перераспределение денежных средств по факту произошло внутри данной подпрограммы.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

В силу ст. 162 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как следует из материалов дела и установлено судом, проведенной должностным лицом финансового отдела Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края проверкой установлены нарушения со стороны Отдела образования статей 38, 306.4 Бюджетного кодекса РФ, которые выразились в нарушении адресности и целевой направленности средств районного бюджета, не соответствующие частично целям, определенным решением о районном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, бюджетной росписью на 2017 год в сумме 10,664 тыс. рублей.

Лимиты бюджетных обязательств, доведенные Отделу образования по целевой статье 046031051 на реализацию мероприятия подпрограммы «Организация мало-затратных форм отдыха», были направлены на реализацию мероприятия «Организация сопровождения детей в загородные оздоровительные лагеря с соблюдением требований к безопасной перевозке к местам отдыха и обратно» по целевой статье 0460413051 в сумме 10,664 тыс. рублей, что подтверждается заявкой на кассовый расход от 28.12.2017 № 001594, платежным поручением от 29.12.2017 № 75882, в соответствии с которыми оплачены денежные обязательства в сумме 10,664 тыс. рублей по целевой статье 0460313051 «Организация мало-затратных форм отдыха» по расходам, произведенным согласно авансовым отчетам ФИО2 от 14.08.2017 № 60 и от 01.09.2017 № 61 по сопровождению детей в загородный оздоровительный лагерь–санаторий «Амурский» и обратно.

При этом суд учитывает, что в соответствии с Положением Отдела образования Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края – отдел образования является главным распорядителем денежных средств местного бюджета по отрасли «Образование» (гл. 1 п. 10), осуществляет функции и полномочия главного распорядителя средств местного бюджета, установленного статьей 158 Бюджетного кодекса РФ (гл. 3 п. 6.42) и в соответствии с бюджетным кодексом, как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет контроль за эффективным расходованием бюджетных средств подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств (гл. 3 п. 6.45).

А в свою очередь, в соответствии с должностной инструкцией руководителя Отдела образования Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, указанное должностное лицо осуществляет общее руководство, отделом образования, обеспечивает решение возложенных на него задач (п. 2.2.1.), а также является распорядителем средств, выделенных из бюджета муниципального района (п. 2.2.12.).

Таким образом, ФИО1, являясь должностным лицом - руководителем Отдела образования Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края осуществила нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих частично целям, определенным решением о бюджете и бюджетной росписью.

Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, и оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений у судьи не имеется.

Суд оценивает указанные доказательства соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Суд, считает, что вина ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного т. 15.14 КоАП РФ, как нецелевое использование бюджетных средств, установлена и доказывается материалами дела.

Смягчающим ответственность обстоятельством суд признает полное признание вины.

Отягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено.

Рассматривая вопрос о наказании ФИО1, суд учитывает, что в качестве единственной альтернативы назначению административного наказания в пределах санкции соответствующей статьи при привлечении к ответственности за совершение административных правонарушений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Статья 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений. Следовательно, она может быть применена в отношении любого предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Суд учитывает, что несмотря на нецелевое использование указанных выше денежных средств, бюджет района не понес каких-либо финансовых потерь, так как неиспользованные денежные средства по статье 046031051, предназначавшиеся на реализацию мероприятия «Организация мало-затратных форм отдыха», фактически были реализованы по статье 0460413051 «Организация сопровождения детей в загородные оздоровительные лагеря с соблюдением требований к безопасной перевозке к местам отдыха и обратно» в рамках единой подпрограммы «Развитие системы отдыха и оздоровления детей», то есть перераспределение денежных средств по факту произошло внутри данной подпрограммы. Выявленное нарушение бюджетного законодательства произошло в результате неумышленных действий (ошибок) должностного лица.

Оценивая представленные по делу доказательства, характер и степень общественной опасности правонарушения, прихожу к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения, оно не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам общества и государства, что свидетельствует о его малозначительности.

На основании изложенного выше, прихожу к выводу о возможности освободить ФИО1 от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Устное замечание в данном случае будет достаточной мерой для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в ст. 1.2 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 9 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.7 – 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

На основании ст. 2.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, освободить ФИО1 от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток с момента получения копии постановления, через суд его вынесший.

Судья Табаков Е.А.