ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-13/19 от 06.03.2019 Агрызского районного суда (Республика Татарстан)

дело об административном правонарушении №5-13/19

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Агрыз, Республика Татарстан 06 марта 2019 года

Судья Агрызского районного суда Республики Татарстан Ризванова Л.А.,

при секретаре Фаттаховой А.Р.,

с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – заведующей Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением - детский сад №4 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан – ФИО1,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад №4 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ)

У С Т А Н О В И Л:

в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от 27 декабря 2018 года №5031/18-Д установлено грубое нарушение Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением - детский сад №4 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан (далее МБДОУ –детский сад № 4 г. Агрыз) лицензионных требований и условий. Образовательный ценз воспитателя ФИО3 не соответствует установленным требованиям ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп «д» п.6, п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года №966, приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». ФИО3 не имеет высшего или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика».

Законный представитель юридического лица – МБДОУ –детский сад № 4 г. Агрыз ФИО1 вину в совершении административного правонарушения признала. Пояснила, что данное правонарушение было совершено вынужденно, поскольку в их учреждении били 2,5 вакантных ставки воспитателей, они не могли найти подходящую кандидатуру, в связи с чем обращались по данному вопросу в районный отдел образования, филиал ГКУ ЦЗН, но кандидатур с педагогическим образованием не нашлось. Из отдела образования была направлена ФИО3, которая обучалась на третьем курсе НГПУ по направлению подготовки «Начальное образование и дошкольное образование». 01 сентября 2017 года было проведено заседание аттестационной комиссии, которая проверив профессиональные данные ФИО3, рекомендовала ее для принятия на должность воспитателя. После чего ФИО3 была принята воспитателем. За время работы она зарекомендовала себя прекрасным специалистом. На время проверки ФИО3 обучалась 4 курсе НГПУ. По результатам проверки Министерства образования ФИО3 была уведомлена о переводе на другую должность, но 25 февраля 2019 года уволлась по собственному желанию. Полагает, что никаких негативных последствий по делу не наступило, просит прекратить производство по делу за малозначительностью.

В судебное заседание лицо, составившее протокол об административном правонарушении, представитель Министерства образования и науки РТ не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав законного представителя юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, а также документы представленные законным представителем МБДОУ –детский сад № 4 г. Агрыз МБУДО, судья приходит к следующему.

Административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" принято Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966, которым утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 1 Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность).

Согласно подпункту "д" пункта 6 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В силу статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подразделом 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 года N 678, должность воспитатель, относится к должностям иных педагогических работников.

Положениями подраздел III раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н) установлены требования к квалификации воспитателя - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В силу пункта 9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 6 данного Положения, согласно которому в штате лицензиата должны быть педагогические работники, имеющие среднее профессиональное или высшее образование.

Как видно из материалов дела МБДОУ – детский сад № 4 г. Агрыз (юридическое лицо) осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № 5555 от 14 мая 2014 года, выданной Министерством образования и науки РТ.

08 февраля 2019 года в ходе проведения плановой выездной проверки, проведенной сотрудниками Министерства образования и науки РТ на основании приказа от 27 декабря 2018 года №5031/18-Д было выявлено, что юридическое лицо осуществляет образовательную деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, а именно на должности воспитателя принята ФИО3, у которой отсутствует законченное высшее или среднее профессиональное педагогическое образование.

Вина МБДОУ – детский сад №4 г. Агрыз в совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 08 февраля 2019 года, письменным объяснением заведующей ФИО1, приказом Министерства образования и науки РТ №5031/18-Д от 27 декабря 2018 года о проведении плановой выездной проверки указанного юридического лица, актом проверки от 08 февраля 2019 года № А5031/18-Д, лицензией №5555 от 14 мая 2014 года, пояснениями ФИО1 в суде.

Действия МБДОУ – детский сад №4 г. Агрыз подлежат квалификации по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушениями требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

На основании изложенного, судья полагает вину МБДОУ – детский сад №4 г. Агрыз в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, доказанной.

При этом судья учитывает следующее.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения, судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В данном случае при рассмотрении дела судом установлено, что на 01 сентября 2017 года в МБДОУ – детский сад №4 г. Агрыз имелось 2,5 вакантных ставки воспитателей. В поисках подходящих кандидатур заведующая детским садом ФИО1 обращалась в районный отдел образования, филиал ГКУ ЦЗН, но кандидатур с педагогическим образованием не нашлось, что подтверждается письмами начальника кадрового и юридического сопровождения МКУ «Управление образования Агрызского муниципального района РТ», заведующего филиалом ГКУ ЦЗН Менделеевского района по Агрызскому району. Для работы в МБДОУ – детский сад №4 г. Агрыз районным отделом образования была направлена ФИО3, которая на тот момент заочно обучалась на третьем курсе НГПУ по направлению подготовки «Начальное образование и дошкольное образование». 01 сентября 2017 года было проведено заседание аттестационной комиссии, которая проверив профессиональные данные ФИО3, рекомендовала ее для принятия на должность воспитателя. После чего ФИО3 была принята воспитателем. За время работы она зарекомендовала себя хорошим специалистом, что подтверждается характеристикой, данной ей родителями ее воспитанников. На время проверки ФИО3 обучалась 4 курсе НГПУ, то есть имела неоконченное высшее педагогическое образование. По результатам проверки Министерства образования ФИО3 была уведомлена о переводе на другую должность, но 25 февраля 2019 года трудовой договор с ней был расторгнут по инициативе работника на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ. В связи с чем судья приходит к выводу, что прием на работу на должность воспитателя лица, не имеющего высшего или среднего педагогического образования, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения, оснований и обстоятельств его совершения, отсутствие вреда и тяжких последствий, устранения нарушений к моменту рассмотрения дела, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, а потому является малозначительным. В связи с чем имеются основания для прекращения производства по делу, с объявлением устного замечания.

Руководствуясь ст. ст. 23.1, 19.20, 29.9, 29.10 КоАП РФ

П О С Т А Н О В И Л:

Освободить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №4 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан от административной ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прекратить в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад №4 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан производство по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании статьи 2.9 указанного Кодекса ввиду малозначительности.

Объявить Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению – детский сад №4 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан устное замечание.

Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, опротестовано прокурором через Агрызский районный суд Республики Татарстан или непосредственно в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ризванова Л.А.