Дело № 5-13/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ярославль 10 февраля 2020г
Судья Дзержинского районного суда г. Ярославля Чипиленко М.В.,
при секретаре Лыковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица – муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №39», ИНН <***>, ОГРН <***>, государственная регистрация 19 мая 1993г, юридический адрес: 150044, <...>,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении № 79/19 от 24 декабря 2019г, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №39» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:
на основании приказа департамента образования Ярославской области от 01 ноября 2019г № 826/05-26 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» в период с 28 ноября 2019г по 24 декабря 2019г была проведена плановая выездная проверка в отношении муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 39», место нахождения (юридический адрес): 150044, <...>.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 39» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности 76Л02 № 0000781 регистрационный № 20/16 от 19 января 2016г.
13 декабря 2019г департаментом в ГУ МЧС был направлен запрос о предоставлении сведений из заключения о соответствии или несоответствии объекта защиты (муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 39») требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности по адресу: <...>.
17 декабря 2019г был получен ответ от ГУ МЧС на соответствующий запрос, согласно которому у муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 39» отсутствует заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности по указанному адресу места осуществления образовательной деятельности.
ГУ МЧС в ответ на межведомственный запрос дополнительно сообщает, что по адресу: 150044, <...> на контроле органов государственного пожарного надзора имеется предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В соответствии с ответом ГУ МЧС на межведомственный запрос в настоящее время нарушения требований пожарной безопасности не устранены, предписание, выданное образовательной организации ГУ МЧС, не исполнено. Наличие нарушений требований пожарной безопасности по адресу осуществления образовательной деятельности: 150044, <...>, свидетельствуют об отсутствии безопасных условий в части пожарной безопасности, является грубым нарушением лицензионного требования, установленного пунктом 6 «з» Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013г № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», и может повлечь к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровья граждан.
Департаментом образования Ярославской области представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №39» участия не принимал, извещен о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении дела суду не представил.
В судебном заседании оглашались и исследовались письменные материалы дела: приказ о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 01 ноября 2019г №826/05-26; акт проверки органом государственного контроля (надзора0 юридического лица №131/19-Л от 24 декабря 2019г; предписание №113/10 об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ об образовании; приказ о назначении на должность директора МОУ СШ №39 ФИО3, копия письма МЧС России; лицензия по осуществлению образовательной деятельности с приложением; приказ об утверждении перечня должностных лиц департамента образования Ярославской области, имеющих право составлять протоколы об административном правонарушении; перечень должностных лиц департамента образования Ярославской области, имеющих право составлять протоколы об административном правонарушении; приказ О внесении из изменений в приказ департамента образования Ярославской области от 14 января 2014г №01-нп и перечень к нем.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) установлена частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013г № 966. В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 6 Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 указанного Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г № 1155, требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают, помимо прочего, требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности (пункт 3.5.1).
Таким образом, грубым нарушением лицензионных требований к образовательной деятельности является отсутствие безопасных условий обучения, в том числе в связи с несоответствием здания образовательного учреждения требованиям пожарной безопасности.
Вместе с тем, приведенные положения законодательства, на которые имеется ссылка в протоколе об административном правонарушении, не содержат в качестве обязательного условия соблюдения лицензионных требований наличие у образовательного учреждения заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.
Также данные нормы не указывают на то, что единственным доказательством соответствия занимаемого образовательным учреждением помещения требованиям пожарной безопасности является такое заключение.
Согласно пункту 10 Положения заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности является необходимым документом для получения лицензии, а также в случаях, предусмотренных пунктами 15-17 Положения.
Таким образом, наличие заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности не является лицензионным требованием к обладателю лицензии, а также не является установленной законом формой подтверждения безопасных условий обучения.
Иные доказательства нарушения лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «з» пункта 6 Положения, по делу об административном правонарушении не собирались и не исследовались.
При таких обстоятельствах, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в действиях муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №39» не установлен.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №39», ИНН <***>, ОГРН <***>, государственная регистрация 19 мая 1993г, юридический адрес: 150044, <...>, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствие в действиях учреждения состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения копии в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд города Ярославля.
Судья М.В. Чипиленко